Проявления агрессивности самок и их участие в драках, как правило, связаны с защитой потомства или самозащитой – в ритуальных боях самки обычно не участвуют. Ритуальный поединок отличается от драки тем, что в нем выявляется физически более сильный и выносливый противник (своего рода армрестлинг), но не ставится цель убить более слабого или нанести ему увечья. [5, c. 188]
В «Агрессии» Конрада Лоренца описан интересный пример того, что драки между самками также могут служить средством реализации естественного отбора. Самцы и самки зеленой ящерицы селятся и живут независимо друг от друга (вступают в контакт только для совокупления). При этом и самцы, и самки не терпят присутствия других представителей своего пола на «собственной» территории, но индифферентно относятся к присутствию представителей противоположного пола. Соперничество между самками (и между самцами) за наиболее удобные места проживания приводят к тому, что наиболее сильные представители каждого пола занимают наилучшие места (оказываются рядом друг с другом). Вследствие этого, они с большей вероятностью производят совместное потомство. Но это нарушение принципа незаменимости самки является, скорее, исключением из правила. У высших животных, по крайней мере, у млекопитающих, самки не вступают в единоборство между собой. Это утверждение справедливо и для приматов, у многих видов которых самки совершенно бесправны. [4, c. 186]
Во-первых (согласно феминисткам), женщины доказали, что способны заниматься любыми видами деятельности, издревле считавшимися исключительно мужскими. «Так почему же им не побороться и не побоксировать? Почему бы иногда не выяснить отношения с помощью рук и ног, как это частенько делают мужчины? И кто сказал, что стремление к насилию и разрушению – чисто мужская черта? Разве это не один из мифов, навязанных социальной средой, в которой долго и незаслуженно доминировали мужчины?» Сейчас заметно явное стремление многих женщин преодолеть различные табу и стереотипы, одним из которых является утверждение, что «женщины не дерутся».
Во-вторых, роль цивилизации и эмансипации состоит в том, что женщины (хотят они этого или нет) занимают социальную нишу, освобождаемую для них мужчинами (тоже не всегда по их собственной воле). Женщины берут на себя традиционно мужские функции, среди которых основной была защита и отстаивание интересов семьи. Грубо говоря, женщины становятся сильнее, а мужчины – слабее. Несколько примеров. В Древней Руси и в средневековой Европе возникавшие споры часто (и вполне официально) решались с помощью судебных поединков (божий суд), так как считалось, что правому поможет сам Бог. Если одной из сторон в споре являлась женщина, то за нее мог выйти на поединок ее муж, сын, отец, брат или специально нанятый боец (была и такая профессия). Споры крестьян за землю на меже часто заканчивались свирепыми драками мужиков со смертельным исходом. Про бесчисленные войны и говорить не приходится. Каждый мужчина должен был обладать умением драться и иметь специфическое мироощущение бойца, которое постоянно поддерживалось участием в потешных кулачных боях. Пока мужчины постоянно дрались и воевали, у женщин не было никакой возможности и стимула «встревать» в эту сферу деятельности. С наступлением современной цивилизации уменьшается необходимость в применении непосредственного физического насилия – споры чаще решаются в судах, да и войны почти что уже не ведутся врукопашную. Мужчины все меньше и меньше дерутся, и все чаще это желание возникает у женщин (ведь кто-то должен иногда проявить решительность – свято место пусто не бывает). [10, c. 108]
2. Женские единоборства
2.1 Мотивации женских единоборств
Существует множество предположений и взглядов на мотивации участия женщин в поединках. Стоит разделить эти мотивы на две категории: чисто женские (в основном подсознательные) и универсальные (применимые, как к женщинам, так и к мужчинам).
Одной из главных социальных причин распространения женских единоборств является, на наш взгляд, совместное действие взаимосвязанных факторов – развития цивилизации и технического прогресса, эмансипации женщин и феминистского движения.
Чисто женские мотивации участия женщин в единоборствах
В этом подразделе мотивации к соревновательным единоборствам и дракам рассматриваются вместе.
Подражание мужчинам. С раннего детства мальчики доминируют в детских сообществах, и многие девочки стремятся быть на них похожими, участвовать в типично мальчишеских делах, одним из которых является физическое единоборство (тут феминистки, правда, нас поправят). Подражая мужчинам, женщины не придумали ни одного собственного вида единоборств, а используют давно существующие мужские – и дзюдо, и бокс, и карате существовали в мужском варианте задолго до того, как этими видами стали заниматься женщины. Существуют, правда, виды самообороны, разработанные специально для женщин, но это другая тема. Есть также упоминания о неких стилях карате, максимально использующих особенности именно женского организма. Но и это, пожалуй, либо относится к системам самообороны или гимнастики, либо, вообще, является спекуляцией. Всякие же специфически женские псевдобои (в грязи или нагишом) – лишь стилизованные разновидности обычной борьбы или драки. Да и к единоборствам такие схватки имеет касательное отношение. Это не более, чем шоу для мужчин. А ведь самой естественной для женщин была бы разновидность борьбы, в которой отсутствовал бы риск для груди и других уязвимых частей тела женщины. Например, одному из авторов пришлось наблюдать на пляже шутливое состязание двух крупных женщин, которые, сцепившись руками, старались провести подсечку. Зрелище было волнующим, оно привлекло немало зевак, а сами участницы получали огромное удовольствие и от борьбы, и от внимания зрителей. Подобный «стиль» борьбы не представлял бы никакого риска для участниц. Но в реальности женщины не хотят «облегченных» стилей, женщины хотят, если уж бороться, то как мужчины! [16, c. 188]
Подсознательная ненависть к своему женскому началу и желание его преодолеть проявляются двояко: в стремлении походить на мужчин (быть не как женщина) и в желании физической борьбы с женщиной (как с носительницей этого начала). Эти подсознательные комплексы не обязательно означают, что их носительница не хочет быть женщиной, просто поборовшись или подравшись, она эти комплексы более или менее снимает, и в нормальной жизни обычно мало отличима от других женщин. Некоторые упорные противники феминизма считают, что и сами апологетки агрессивного феминизма сильно не любят свою природу, борясь с ней и стараясь всегда «играть на мужском поле».
Подсознательное желание поединков. Как мы уже отмечали, ритуальные поединки самцов в природе жизненно необходимы для самок, так как позволяют выбрать наиболее сильного партнера для продолжения рода. У людей кулачные бои, дуэли, рыцарские турниры, борьба – древние формы таких ритуальных поединков. Женщин влечет к мужским единоборствам. Одна из участниц дискуссии на форуме старого сайта «Клуб любителей женской борьбы» заметила, что мужские единоборства ее возбуждают, аналогичный факт описан в обзоре писем Льву Виленкину, об этом же говорила небезызвестная Барбара «Доктор». Сейчас критерии отбора мужчин изменились (ум, предприимчивость часто значат больше, чем физическая сила), но врожденное стремление видеть единоборства у женщин осталось. Испытывая подсознательный дискомфорт от недостатка мужских ритуальных поединков, женщина компенсирует его своим участием в единоборствах.
Ко второй группе мотивов участия женщин в поединках, относятся мотивы, аналогичные тем, которые побуждают к этому и мужчин. Лишь один мужской мотив у женщин практически отсутствует – получение в случае победы над соперником более высокого шанса на обладание сексуальным партнером. Кавалер, проявивший большую смелость, решительность, мужество и силу, безусловно, имеет больше шансов (при прочих равных условиях) заслужить благосклонность дамы. Но маловероятно, что женщине победа в поединке над другой женщиной, поможет завоевать расположение мужчины. Более того, если она более мужеподобна, то шансы ее могут только ухудшиться. Как и для мужчин, универсальные мотивы для участия женщин в соревновательных единоборствах (спорт) и драках могут существенно отличаться, а потому рассматриваются раздельно.
Одним из главных мотивов женщин (как и мужчин) участия в единоборствах является интерес, желание попробовать что-то новое. Примерно в этом ключе отвечала одна из участниц дискуссии в «Клубе любителей женской борьбы» – границы женского спорта раздвигаются, появляются новые виды, а молодежь (обычно спортом начинают заниматься в детстве или юности) с готовностью откликается на все новое. [7, c. 188]
К одному из основных мотивов мы бы отнесли также желание бороться и драться (стремление к физической агрессии). Почему у женщин возникает такое желание – вопрос особый, но многие спортсменки, занимающиеся боксом, кикбоксингом и т.д., на вопрос, почему они пришли в такой «не женский» вид спорта, отвечают: нам это нравится, нам всегда нравилось драться. А если это так, то девушке вполне естественно придать спортивную направленность своему «хобби».
Темп современной жизни подвергает человека практически постоянной психологической и интеллектуальной перегрузке. В этих условиях экстремальные виды спорта, в первую очередь, единоборства представляют собой относительно удобный и безопасный способ разрядки накопленной агрессивности и отрицательных эмоций. По-видимому, это применимо, как к мужчинам, так и к женщинам. Лоренц, вообще, считает, что человеку, в не меньшей степени, чем другим животным, присуща внутривидовая агрессия. В случае человека, ситуация усугубляется тем, что его предки не являлись истинными хищниками, поэтому у человека отсутствуют развитые механизмы торможения (как у волков или тигров), запрещающие убивать себе подобных.