Известные классические произведения действительно понятны и судьям, и зрителям. Поэтому произведения Чайковского, Рахманинова, Бизе, Пуччини очень популярны среди фигуристов на протяжении не одного десятка лет. Наверно каждый фигурист в своей карьере хоть однажды катался под "Кармен". "Красоткой в красном платье с розой в волосах" предстает на льду и 8-летняя девочка, и 16-летняя девушка, и зрелая опытная фигуристка. Также и Тореадор - образ, не имеющий возрастных рамок. В 90-х годах стало модным использовать музыку из мюзиклов и кинофильмов. Ведь эти мелодии популярны и известны не меньше классики. Скудость выбранных фигуристами музыкальных произведений огорчает. Но все же есть здесь экспериментаторы.
"Тамара Николаевна Москвина вообще не боится экспериментировать. Но, пожалуй, самый оригинальный в этом смысле человек - Николай Матвеевич Великов. С ним мы занимаемся настоящим творчеством, а это все же редкость. Хотя звучание не всегда получается удачным - от ошибок никто не застрахован - рассказывает Дмитрий Мокиенко. - Бывают случаи, когда предлагаемая музыка отлично слушается в студии или дома, но абсолютно не звучит на катке. Здесь есть свои нюансы".
Прошлый Олимпийский сезон в фигурном катании прошел под знаком итальянских шедевров. Что и понятно. Ведь Олимпиада проходила в итальянском Турине. Вот и хотели фигуристы завести публику родными для них мелодиями. Хотя, как правильно заметил Илья Авербух, судьи - не итальянцы, а, значит, итальянская музыка не гарантирует фигуристам олимпийских наград. Может, лучше выбирать то музыкальное сопровождение, что подходит спортсменам по стилю катания, возрасту и техническому мастерству? Тогда если не медали, то внимание и признание публики, судей и коллег по цеху уж точно гарантировано.
Процесс работы с музыкой очень сложен и требует высокой культуры. Без специальных знаний здесь не обойтись. Это сейчас понятно всем ведущим тренерам и фигуристам. Именно поэтому несколько слов мне хотелось бы сказать о собственном опыте работы с музыкой, с музыкальными редакторами, композиторами.
Было время, когда мы с большим трудом собирали музыкальные произведения. Аппаратура была примитивной, пластинки быстро заигрывались, квалифицированный монтаж различных отрывков сделать было очень сложно. А ведь для того, чтобы музыкальная программа заиграла, чтобы она помогала раскрыть фигуристу (и тренеру-постановщику программ) свое дарование, свой талант, свое видение фигурного катания и искусства, надо прослушивать различные произведения десятки раз. Находить в них необходимые оттенки, даже отдельные музыкальные фразы, чтобы с их помощью найти эквивалентные пластические художественные решения.
Словом, поиск необходимой для программы музыки шел и идет, несмотря на совершенствование аппаратуры для звукозаписи и воспроизведения, многие и многие недели. И сил и времени для этого нужно отнюдь не меньше, чем на освоение иного сложного элемента фигурного катания.
Вернусь еще раз в прошлое. Когда-то тренеру и фигуристу приходилось самостоятельно заниматься всей этой работой. Помощников у нас практически не было. Композиторы вообще нашей музыкой не интересовались, и только время от времени в печати резко критиковали нас за подбор произведений случайных, за безвкусную стыковку тех или иных мелодий в одной музыкальной композиции.
По мере того как рос интерес к фигурному катанию, повышались наши результаты на международной арене, изменялось и отношение к музыке, которую использовали спортсмены и тренеры. Появились на тренировках опытные звукорежиссеры. В конце концов и композиторы стали писать для нас свои произведения, помогать интереснее использовать ту музыку, которая досталась нам в наследство от классиков, и ту, которая рождается в наши дни.
Сегодня музыкальная культура фигуристов и тренеров в целом намного выше, чем еще десяток-другой лет назад. Знание основных музыкальных законов, развитый вкус помогают создавать такие композиции, которые получают самые высокие оценки на международных соревнованиях высшего ранга.
Великолепным помощником для меня и моих учеников почти полтора десятилетия является композитор Александр Гольдштейн. За участие в подготовке многих чемпионов мира, Европы, олимпийских игр ему присвоено звание заслуженного тренера РСФСР.
Александр Гольдштейн создал десятки — если не сотни! — блестящих музыкальных композиций. Они были разными по характеру, но всегда приносили глубокое эстетическое удовольствие и самим исполнителям, и тренерам, и миллионам зрителей. Не сомневаюсь, что и читатели всех возрастов не раз сами слышали композиции А. Гольдштейна в исполнении Л. Пахомовой и А. Горшкова, И. Род-ниной и А. Зайцева, Н. Линичук и Г. Карпоносова, В. Ковалева, О. Воло-жинской и А. Свинина, В. Котина и многих других наших лучших фигуристов.
Композитор не только охотно делится секретами своего мастерства, но и последовательно учит юных спортсменов пониманию музыки, уважению к ней. И я с удовольствием представляю ему сейчас возможность включиться в проведение заключительного урока...
— Вначале мне сразу хотелось бы сказать, что в освоении музыкальных программ юным фигуристам и их тренерам ни в коем случае нельзя забегать вперед. Что я имею в виду? Прежде всего то, что часто еще можно видеть совсем юного спортсмена или спортсменку, которые исполняют произвольную или короткую программу под глубокую, серьезную симфоническую или камерную музыку, требующую к ней взрослого отношения. Катание в таком случае — и я в этом убеждался неоднократно — получается как бы механическим, неинтересным. И это даже в том случае, если фигурист выполняет довольно сложные элементы произвольной программы. Забегание вперед в освоении сложной музыки может только затормозить развитие музыкального вкуса юного фигуриста, а порой даже привести к глубокой антипатии к серьезной музыке. Вред, который тем самым наносится гармоническому развитию спортсмена, трудно себе даже представить.
Правильно с музыкой работать надо с первых же шагов. Тем более что сегодня никаких особых проблем с выбором и поисками необходимой музыки нет не только в Москве или Ленинграде, но даже в небольших поселках.
Еще одно замечание. Любое вмешательство в живую музыкальную ткань произведения требует осмысленного понимания изменений музыкальной формы. Если при создании программы полагаться только на интуицию, то почти всегда музыкальное сопровождение получается композиционно беспомощным.
Об этом надо помнить каждому юному фигуристу и тренеру.
Надо уважать зарождающуюся индивидуальность каждого юного фигуриста. Я обращаюсь с этим призывом к родителям и к тем тренерам или инструкторам, которые работают с начинающими. А эта индивидуальность прямо связана с подбором и интерпретацией музыки для программ. Именно поэтому так необходимо единое стилевое решение музыкальной программы, даже если она скомплектована из различных музыкальных отрывков. Музыкальная «окрошка», которая иногда на скорую руку готовится некоторыми тренерами, не только свидетельствует о неразвитости вкуса и слуха, но может надолго отбить «музыкальный аппетит» у их юных учеников, а то и попросту испортить их вкус на всю жизнь.
Иногда реакция на программу фигуриста заключается в одном: слушается она или не слушается, вызывает положительные эмоции или не вызывает?
Действительно, почему одна программа слушается, а другая нет? Даже внутренний протест вызывает. Или оставляет совершенно равнодушным, что еще хуже. А ведь в качестве составных частей были взяты отрывки из произведений популярных, мелодичных, красивых.
Ответ я знаю только такой: значит, при составлении программы были нарушены законы развития музыкального произведения. И это в конце концов не могло не сказаться на восприятии программы.
При составлении программ практически невозможно обойтись без композиции из различных музыкальных произведений. Конечно, бывают случаи, когда спортсмены для программы берут; одну музыкальную пьесу. На Олимпийских играх 1984 г. новые чемпионы англичане Джейн Торвилл и Кристофер Дин взяли для произвольного танца «Болеро» композитора Равеля. Танец получился удачным за счет того, что замечательная музыка продиктовала и соответствующие пластические решения, уникальные постановочные находки. Но такие примеры только подтверждают правило.
А теперь несколько слов об общих законах подготовки музыкальных программ для фигуристов разных категорий. Одиночники, как известно, используют музыку для демонстрации коротких и произвольных программ, спортивных тоже, а танцоры создают оригинальные танцы и произвольные (к тому же и обязательные танцы они исполняют под обязательную музыку).
В коротких программах ввиду их непродолжительности (до двух с половиной минут) и заданности элементов, которые надо исполнять, обычно используют два-три коротких музыкальных отрывка, разных по темпу.
Произвольные программы одиночников и спортивных пар (им дается на выступление четыре или четыре с половиной минуты) всегда разнообразны, они характерны и несколькими сменами ритма, подбором разнообразных мелодий. То же самое можно сказать и о четырехминутной программе произвольного танца. Как правило, спортсмены составляют его из трех-четырех микротанцев разного характера. И делается это для того, чтобы показать, как фигуристы владеют и классическими, и современными па.
1. Тактика построения коротких и произвольных программ // Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ / Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с.
2. Чайковская Е. А. Урок последний, музыкальный // Фигурное катание. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 127 с. — (Азбука спорта).