Смекни!
smekni.com

Оценка ресурсов религиозного туризма Калужской области (стр. 12 из 13)

3.4 Общая оценка потенциала религиозного туризма в Калужской области

На территории Калужской губернии с древних времен существовало 44 монастыря, из них 27 было основано в XIII––XVI вв:

Боровский Пафнутьев монастырь Рождества Богородицы;

Боровский Покровский Высокий монастырь;

Боровский Успенский женский монастырь, что на Гноище;

Боровский Христорождественский женский монастырь;

Воротынский Архангельский монастырь;

Воротынский Спасский монастырь;

Жиздринский Троицкий монастырь;

Калужская Свято-Тихонова пустынь;

Калужский Лаврентьев монастырь;

Козельская Введенская Оптина пустынь;

Козельский Вознесенский женский монастырь;

Лихвинский Афанасьевский женский монастырь;

Лихвинский Покровский Добрый мужской монастырь;

Лихвинский Рождественский Настасов мужской монастырь;

Лихвинский Успенский Гремячев монастырь;

Малоярославецкий Рождества Богородицы мужской монастырь;

Малоярославецкий Черноостровский мужской монастырь;

Мещовский Георгиевский монастырь;

Мещовский Дорогощанский Троицкий монастырь;

Мосальский Успенский Боровенский монастырь или Ферапонтова Пустынь;

Перемышльский Богородице-Рождественский или Георгиевский женский монастырь;

Перемышльский Николаевский Резванский мужской монастырь;

Перемышльский Троицкий Лютиков монастырь;

Перемышльский Шаровкин Успенский монастырь;

Рышковский Успенский монастырь;

Шатрищегорский Казанский мужской монастырь.

Самое раннее упоминание о Калужских монастырях относится к 1293 г., когда во время похода хана Нагая на Москву братия Шатрищегорской обители оказала упорное сопротивление, и только после осады монастырь был взят и разрушен. В XIV в. он был восстановлен и просуществовал до XVIII в.
Среди других перечисленных монастырей было два, первоначальниками которых были ученики преподобного Сергия Радонежского. Успенский Боровенский монастырь или Ферапонтова пустынь, был основан недалеко от г. Мосальска старцем Ферапонтом. В нем находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, данная в благословение на утверждение новой обители преподобным Сергием. Другой монастырь –– Покровский Боровский –– был основан по просьбе Боровского князя Владимира Андреевича Храброго в XIV в. на восточной окраине города Боровска преподобным Никитой Высоцким (Костромским), учеником преподобного Сергия Радонежского, пришедшим из Серпуховского Высоцкого монастыря.

XVII и XVIII вв. были сложными для калужских монастырей. Почти все они были разорены в период Смуты, и некоторые из них были закрыты из-за крайнего обнищания. В XVIII в. отдельные обители пришли в запустение в связи с проведением государственной реформы. Согласно Прибавлению к «Духовному регламенту» 1722 г. малочисленные монастыри либо упразднялись, либо становились приписными к большим, «степенным». В это время ряд калужских монастырей утратил свою самостоятельность, некоторые были упразднены, а их храмы стали приходскими.

Проведенная императрицей Екатериной II секуляризация (изъятие в пользу государства) церковных земель, когда многие монастыри лишились основных своих угодий, сильно сказалась на их положении, ибо сельское хозяйство было основным средством, обеспечивающим их жизнедеятельность. Государство не могло компенсировать выделяемыми монастырям дотациями тот урон, который оно причинило им своими реформами. Это стало причиной упадка и закрытия многих монастырей.

Такое положение дел привело к тому, что в 1764 г. на территории епархии действующих осталось только 5 штатных монастырей и 4 заштатных, а через год заштатных стало 3, т. к. Свято-Никольский Черноостровский монастырь в г. Малоярославце был упразднен «по недостатку средств». Несмотря на переживаемые экономические трудности в конце XVIII––XIX вв. монастыри стали возрастать духовно. В них благодаря трудам учеников преподобного Паисия Величковского стала возрождаться древняя традиция внутреннего делания.

С образованием самостоятельной Калужской епархии ее правящие архиереи стали проявлять особую заботу о развитии монашества и состоянии монастырей, и уже 1861 г. в епархии действовало 9 штатных монастырей. Среди них была всемирно известная Оптина пустынь, в которой процветало духоносное старчество. Процесс роста обителей продолжался весь XIX век, и к 1917 г. Калужская епархия имела 18 монастырей и монашеских общин:

Дугненский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Отрада и утешение»;

Жиздринская Мелхиседекова пустынь;

Калужская Тихонова пустынь;

Калужский Казанский девичий монастырь;

Калужский Крестовский мужской монастырь;

Калужский Лаврентьев мужской монастырь;

Козельская Оптина Свято-Введенская пустынь;

Лихвинский Покровский Добрый мужской монастырь;

Малоярославецкий Николаевский Черноостровский мужской монастырь;

Медынская Николо-Печерская женская община;

Медынская Скорбященская женская община;

Мещовский Георгиевский мужской монастырь;

Мосальский Казанский Боголюбивый женский монастырь;

Мстихинский Сергиев скит;

Пафнутьев-Боровский мужской монастырь;

Перемышльский Лютиков Свято-Троицкий мужской монастырь;

Тарусский Свято-Троицкий общежительный женский монастырь;

Шамординская Казанская Амвросиева женская пустынь.

После революции 1917 г. декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» монастыри, как религиозные организации, были лишены всех юридических и имущественных прав. У них было изъято все имущество, отобраны земли, и монахи, как социально опасный класс, были подвержены репрессиям. Инициатива закрытия монастырей, как института, не имеющего права на существование, обычно принадлежала местным властям. Калужская губерния первой по России приняла решение о ликвидации всех монастырей и выселении из них монахов и монахинь (более 4000). 23 октября 1918 г. по монастырям было разослано уведомление, чтобы все насельники освободили монастырские здания в двухнедельный срок.

Единственной возможностью сохранить монастырь было создание на его основе сельскохозяйственной артели, т.к. в соответствии с «Основным законом о социализации земли» от 19 февраля 1918 г., право пользования землей было предоставлено всем, независимо от отношения к религии, но при этом возглавлять такие артели должны были советские работники. Но это ненадолго отдаляло закрытие монастырей. С 1919 г. началась широкомасштабная кампания по их ликвидации, так что к 1923 г. не осталось ни одной монашеской общины на территории области.

В национализированных монастырях размещались санатории и дома отдыха, больницы и музеи, школы, техникумы и курсы, детские колонии и тюрьмы. Занимая монастырские здания под советские учреждения, руководство не обращало внимания на историческую и культурную ценность храмов и монастырских комплексов. В результате такого отношения полностью были разрушены:

Дугненский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Отрада и утешение»;

Жиздринская Мелхиседекова пустынь;

Калужский Крестовский монастырь;

Калужский Свято-Лаврентьев монастырь;

Лихвинский Покровский Добрый мужской монастырь;

Медынская Николо-Печерская женская община;

Медынская Скорбященская женская община;

Мосальский Казанский Боголюбивый женский монастырь;

Мстихинский Сергиев скит;

Перемышльский Свято-Троицкий Лютиков монастырь;

Тарусский Свято-Троицкий общежительный женский монастырь;

Юхновский Казанский монастырь, вошедший в состав Калужской губернии вместе с Юхновским уездом.

Возрождение калужских монастырей связано с Перестройкой. 17 ноября 1987 г. советское правительство издает распоряжение о передаче Оптиной пустыни Русской Православной Церкви, которая была открыта как ставропигиальный монастырь, т.е. находящийся в непосредственном ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В 1991 г. были переданы в пользование Церкви часть зданий Пафнутьев-Боровского монастыря, и в нем был образован первый епархиальный мужской монастырь.

Возрождение монашеской жизни встречало множество трудностей как внешних, так и внутренних. Все возвращаемые монастырские храмы и корпуса требовали серьезных восстановительных работ, некоторые из них находились в руинированном состоянии. Не хватает для возрождения внутренней жизни монастыря и духовно опытных наставников. Но все это нисколько не умаляет значения монастырей в возрождении человеческой души. Современные монастыри оказывают большое духовное воздействие на наше общество, а также ведут просветительскую, благотворительную и миссионерскую деятельность. Они создают подсобные хозяйства для развития собственной сельскохозяйственной базы. Но главным в монастырской жизни является духовное укрепление как самих насельников, так и прихожан.

В настоящее время в епархии действуют 6 монастырей: 3 мужских –– Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Калужская Свято-Тихонова пустынь и Спаса Нерукотворного пустынь в с. Клыкове Козельского района; и 3 женских –– Свято-Никольский Черноостровский монастырь в г. Малоярославце, Казанский девичий монастырь в г. Калуге и Богородицерождественская девичья пустынь в с. Барятине Дзержинского района. 3 монастыря восстанавливаются, в них формируются монашеские общины: Свято-Лаврентьев монастырь в г. Калуге, Георгиевский Мещовский монастырь и Спасо-Преображенский Воротынский монастырь.

Кроме того, на территории области действуют 2 ставропигиальных монастыря: мужской монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь и Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в с. Шамордино.

Заключение

Калужская область мало чем отличается от других центральных регионов России: здесь нет залежей полезных ископаемых, золота и нефти – всего того, что могло бы обеспечить калужанам безбедное существование. Однако, как говорит губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, "это большой плюс для нас – заставляет работать и искать новые решения для улучшения жизни населения". В калужской региональной администрации считают, что, предлагая инвестору стабильность и комфортные условия работы, можно добиться не менее высоких показателей привлекательности территории, чем у нефте- и газоносных регионов. И секретов здесь нет: импульс развитию дадут инвестиции.