Неразвитость рыночной инфраструктуры поддержки экспорта. Речь идет, прежде всего, об отсутствии надежных и эффективных систем финансирования, страхования экспорта, действенных механизмов продвижения товаров на международные рынки (в т.ч. применения офсетных схем), надежного технического сервиса и т. д.
Мир торговли суров и беспощаден. На обочину вылетают слабейшие, не успевшие на скорости перегруппироваться. Условия рыночного выживания неумолимо ужесточаются, и это нельзя не учитывать отечественным экспортерам.
Обостряется международная конкуренция. На перспективных и наиболее динамичных сегментах мирового рынка конкурируют хищно-зубастые западные транснациональные корпорации. В украинском заповеднике промышленно-финансовые группы едва проклевываются робкими птенчиками из толстой государственной скорлупы. Даже отдельные конкурентные выпады Украины (например, проект АН-70) встречают мощнейшее блокирование транснациональных гигантов. Либерализация международной торговли после завершения уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ привела к новому витку конкуренции. Выход на международные рынки машин и оборудования новых конкурентов (Китай, Индия, Таиланд и др.) обостряет конкурентную борьбу и вытесняет заметно отстающие предприятия постсоветских государств.
Повышаются требования к технологическому уровню и качеству товаров. Уровень конкурентоспособности продукции все больше определяется скоростью внедрения технологических новаций и гарантиями качества. Для Украины (с ее отсталой технологической базой) такая трансформация приоритетов представляет серьезную проблему. Нельзя не учитывать, что за последние 10 лет мы утратили значительную часть научно-технологического потенциала, а потому наверстать упущенное исключительно собственными силами более чем проблематично.
Политика протекционизма со стороны иностранных государств. Влиятельные страны Запада проводят политику государственного протекционизма, нередко прибегают к политическому давлению на конкурентов, прежде всего на рынках вооружений и высокотехнологической продукции (самолеты, оборудование для АЭС и т. п.). Это ограничивает маневр отечественных производителей. Правительство Украины не имеет эффективных рычагов влияния на эти процессы, а потому государственные структуры не в состоянии оказать серьезную поддержку отечественным компаниям в борьбе за крупные международные контракты.
Используются все более утонченные формы протекционизма, направленные на дискриминацию украинских экспортеров, — задействуются различные технические, экологические, санитарные и другие стандарты, усложняющие процедуру сертификации продукции, требования к формам и методам сбыта, технического сервиса. Запускаются механизмы антидемпинговых расследований для снижения конкурентоспособности украинской продукции (рис.1.4).
Рисунок 1.4. Доля экспорта украинских товаров, попавших под антидемпинговые расследования.
Сохранение за Украиной статуса страны с нерыночной экономикой обуславливает повышение антидемпинговой маржи с минимального уровня в 10% до 125%, что делает невозможным доступ на соответствующие рынки, по крайней мере, лет на пять. Для недопущения украинских товаров на «нежелательные» международные рынки используются и иные политические рычаги, в т.ч. несколько вольная трактовка международных режимов экспортного контроля, установление дополнительных условий для развития отношений (с НАТО, ЕС), для получения кредитов международных финансовых структур.
Неэффективность политики Украины в сфере международной экономической интеграции. Слабая интеграция в международные экономические структуры серьезно ограничивает присутствие нашей страны на приоритетных для нее рынках. Отсутствие членства в системе ВТО лишает Украину возможности использовать международные механизмы регулирования торговых режимов, в т.ч. в торговых спорах. Против нас применяются особые правила при определении рамочных условий проведения антидемпинговых расследований.
Торговое лавирование между западной Сциллой и восточной Харибдой пока особыми успехами не отмечено. С одной стороны, Украина стремительно теряет традиционные российские рынки, как, впрочем, и рынки СНГ, ибо Россия не готова к введению зоны свободной торговли в рамках Содружества. Продолжает действовать система изъятий и временных ограничений относительно важных для Украины товаров (продовольствие, текстиль, металлопродукция).
С другой стороны, не удалось достичь заметных успехов на пути интеграции в ЕС. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (июнь 1994 года) не облегчило доступ украинского текстиля, металла и аграрной продукции на европейские рынки. А в общей стратегии ЕС относительно Украины (декабрь 1999 года) даже в сослагательном наклонении не говорится о создании зоны свободной торговли.
Негативные факторы развития внешней торговли Украины обусловлены, прежде всего, низким темпом экономических преобразований, что отрицательно сказывается на нашем участии в международном разделении труда. В условиях жесткой конкуренции на мировых рынках отставание Украины от ведущих государств увеличивается; более сильные конкуренты постепенно вытесняют нашу страну в «серую» зону третьего мира.
Однако не все так печально. В последний год появились оптимистические подозрения, что низкая точка трансформационного спада Украиной пройдена, и наши позиции на внешних рынках начнут-таки понемногу укрепляться. Позитивные факторы внутреннего и внешнего характера безусловно есть. Каковы они?
Начнем с того, что в Украине накоплен определенный положительный опыт регулирования внешнеэкономической деятельности. Постепенно оттачивается тактика борьбы украинских предприятий за выгодные контракты. Например, предприятия нефтегазового комплекса Украины смогли победить (в составе консорциумов с турецкими партнерами) в тендерах на строительство двух ветвей газопровода на территории Турции (стоимость проектов — $190 млн.). Для координации экспортной политики страны созданы советы и ассоциации экспортеров.
Сфера внешней торговли стала занимать все больше внимания правительственных чиновников. Кабмин, спрятав подальше фанфары провозглашений очередного стратегического партнерства, наконец-то взял и защитил отечественных экспортеров, утвердив «Порядок проведения расследований с целью установления фактов дискриминационных и/или недружеских действий со стороны других государств…» Принято решение и о создании механизма страхования экспортных и кредитных рисков.
Есть положительные сдвиги и в законодательном регулировании внешнеэкономической деятельности. Верховная Рада приняла Антидемпинговый кодекс, который отвечает международным обязательствам Украины и предусматривает более эффективные механизмы защиты отечественных экспортеров.
Национальная нормативно-правовая база постепенно гармонизируется с международным правом. Режим регулирования внешнеэкономической деятельности по отдельным направлениям заметно либерализируется. Существенно сокращен перечень товаров, которые могут экспортироваться без жесткого контроля со стороны государства. (Напомним, что в 1993 году почти 70% товарного экспорта из Украины попадало под действие законодательных актов, ограничивающих свободный внешний товарообмен).
В Украине постепенно снижаются тарифы: средневзвешенный тариф на промышленные товары уменьшен до 5,48%. На железных дорогах и в портах тарифы на перевозку и переработку многих грузов снижены на 20—30%. Теперь они, по оценкам экспертов, в 1,7 раза ниже, чем в России или Беларуси.
Упрощаются процедуры таможенного контроля на границах: уже действуют около 100 пунктов упрощенного пропуска на границе с Румынией, Польшей, Словакией, Венгрией и Молдовой. Это уменьшает затраты перевозчиков и повышает конкурентоспособность Украины как экспортера транспортных услуг.
В этом контексте нужно упомянуть и о некоторых позитивных факторах внешнего характера. Находясь вне зоны влияния ВТО, Украина все же имеет неплохие перспективы выхода на отдельные рынки, даже с повышенным уровнем протекционизма. Например, в 2000 году отечественным производителям текстиля предоставлена возможность на 30—50 % (в зависимости от категории) увеличить поставки в страны ЕС. Только благодаря этому украинский экспорт может увеличиться на $140—145 млн. ЕС постепенно подходит к пониманию необходимости заключения нового долгосрочного соглашения о торговле текстильной продукцией и одеждой, не исключено — на бесквотовой основе.
Среди благоприятных внешних факторов стоит отметить и то, что в последнее время растет спрос на продовольствие в странах СНГ (Россия, Азербайджан, Беларусь, Казахстан), а также повышаются цены на мировых рынках металла.
Несмотря на внутренние экономические неурядицы, Украина, безусловно, обладает внутренним потенциалом для создания конкурентоспособной экономики и укрепления позиций на международных рынках.
Во-первых, по уровню запасов и добычи минерально-сырьевых ресурсов страна входит в число ведущих держав континента. Ее недра содержат свыше 200 видов полезных ископаемых, открыто около 20 тыс. месторождений. Имея лишь 0,4 % мировой суши и 0,8 % населения мира, Украина производит до 5 % мирового минерального сырья и продукции его переработки. Причем в стоимостном выражении украинское минеральное сырье оценивается в $15 млрд.