· Замещение национальных валют по фиксированным курсам начиналось с 1 января 1999 года.
· С 1 января 1999 года все ссылки в юридических документах на ЭКЮ заменяются ссылками на евро по курсу 1:1.
· Все ссылки в юридических документах на национальные денежные единицы останутся действительными точно так же, как если бы они относились к евро.
· Принцип непрерывности контрактов, который заключается в том, что 1)введение евро не ведёт к изменению каких-либо условий, зафиксированных в юридических документах, и не может служить предлогом для одностороннего изменения или отмены этих документов; 2) любые платежные обязательства, выраженные в евро или в национальных денежных единицах данной страны-участницы, могут погашаться должником в этой стране либо в евро, либо в национальной валюте.
· С 1 января 1999 гола по 31 декабря 2001 года принцип свободы выбора для участников сделок (национальная валюта или евро). При этом по отношению к участникам недопустимо в данном случае ни принуждение, ни запрещение со стороны государств-членов новой валютной системы. Это означает, что в новых контрактах и во всех связанных с ними документах может использоваться (по договоренности сторон) любая деноминация.
1.3 Роль Европейского Центрального банка как неотъемлемой части процесса перехода к евро
Неотъемлемой частью всего процесса перехода к единой валюте ЕС является наряду с введением евро, создание наднациональной банковской системы, под юрисдикцией которой будет находиться новая вненациональная валюта. В связи с этим в рамках ЕС был создан наднациональный Европейский центральный банк и действующая под его руководством Европейская система центральных банков, в которую входят центральные банки всех стран-участниц ЭВС. В задачи ЕСЦБ и ЕЦБ входит:
- определение и осуществление валютной политики ЭВС;
- проведение международных валютных операций;
- хранение официальных валютных резервов стран-участниц ЭВС и управление ими (при этом какая-то часть валютных резервов остается в распоряжении правительств участвующих стран);
- обеспечение нормального функционирования платежной системы.
Кроме того, Европейский центральный банк будет выполнять в пределах своей компетенции консультативные функции, собирать статистическую информацию и, что особенно важно, участвовать в международном сотрудничестве, в частности, представляя ЭВС в международных финансовых организациях. Примечательно, также, что с ведома и одобрения ЕЦБ в работе этих организаций могут участвовать также и национальные центральные банки.
Характерная черта деятельности ЕЦБ состоит в том, что все принципиальные решения, принимаемые простым или квалифицированным (2/3) большинством голосов, предусматривают «взвешенное» голосование руководителей центральных банков, при котором «вес» (т.е. количество голосов каждого из них) определяется в соответствии с долей соответствующей страны (ее центрального банка) в общем капитале ЕЦБ. Это не относится к членам исполнительного правления, каждый из которых имеет один голос.
Главной задачей Совета управляющих является определение основных направлений денежно-кредитной политики, включая, при необходимости, текущие денежные показатели, ключевые процентные ставки и резервы. Исполнительное правление действует в соответствии с этими решениями и показателями, направляя инструкции национальным центральным банкам, при необходимости прибегая к их помощи.
ЕЦБ может заниматься обычными для центральных банков операциями: предоставлением кредитов, в том числе под залог ценных бумаг, финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЭВС, а также с драгоценными металлами. Такие же операции могут вести национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые разрабатывает ЕЦБ.
В круг полномочий ЕЦБ входит установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЭВС. Речь идет о средствах, которые эти институты обязаны держать в ЕЦБ и национальных центральных банках. В случаях нарушения этих требований ЕЦБ имеет право прибегать к штрафам и другим санкциям.
Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности был определен в размере 5 млрд ЭКЮ. В дальнейшем по решению Совета управляющих он может увеличиться. Весь капитал принадлежит только национальным центральным банкам, причем доля каждого определяется по следующей формуле: половина этой доли - в соответствии с удельным весом каждой страны в общем населении ЕС; другая половина - в соответствии с ее удельным весом в совокупном валовом продукте ЕС.
Эти данные будут корректироваться каждые пять лет.
Чистая прибыль ЕЦБ должна распределяться в следующем порядке: часть ее, которая определяется Советом управляющих (но не более 20% всей чистой прибыли) перечисляется в общий резервный фонд (объем которого не должен превышать 100% уставного капитала); оставшаяся часть распределяется между держателями акций ЕЦБ в соответствующей пропорции.
Ежегодно ЕЦБ должен представлять свой отчет для обсуждения Европейскому парламенту. Кроме того, парламент участвует в назначении президента и членов Совета директоров ЕЦБ.
II. Евро и Россия
2.1 Шаги навстречу
На поверхности с введением общеевропейской валюты в России изменилось немногое. И все же можно с полным основанием говорить о смене долгосрочного формата, поскольку теперь ситуация будет развиваться по новым правилам. Речь идёт о стратегических интересах России и Европейского Союза применительно к евро и о новых линиях взаимодействия в этом вопросе.
Россия и ЕС объективно заинтересованы в том, чтобы евро прижился на российском рынке и активно использовался во внешнеэкономической деятельности. России евро дает шанс разнообразить валютную структуру внешних расчетов и накоплений, включая официальные резервы Банка России. Согласно оценкам, в конце 1990-х годов в России свыше 80 процентов внешнеторговых сделок заключалось в долларах США. Однако до 2/3 российского торгового оборота приходится на страны Европы, в том числе 30—35 процентов на государства ЕС. Односторонняя ориентация на доллар, естественно, сопряжена с высокими рисками, как курсовыми, так и системными. В этом свете перераспределение активов в пользу евро — дело полезное и нужное.
Для Европейского Союза отношение России к евро важно по двум основным причинам.
Во-первых, новая валюта не сможет завоевать прочные позиции в мире, если она не станет общеевропейской валютой, а здесь без России не обойтись. Несмотря на крошечный, по европейским меркам, объем ее финансовых рынков, Россия является своего рода индикатором жизненных сил евро вне его родного дома. Если она, будучи стратегическим партнером ЕС, осталась бы под монопольным влиянием доллара, то это значило бы, что евро не готов выполнять на внешних рынках те же функции, что и денежная единица США.
Во-вторых, Россия — крупнейший экспортер нефти и газа, торговля которыми в мире традиционно ведется на доллары. Конечно, страны ЕС хотели бы изменить ситуацию в свою пользу. Дело здесь не только в коммерческой выгоде (до сих пор они не могли покупать нефть на немецкие марки, французские франки и уж тем более на португальские эскудо или греческие драхмы), но и в стратегических преимуществах, в долгосрочных перспективах евро на мировых товарных, а значит, и финансовых рынках. То, насколько быстро тронется лед, во многом зависит от российских поставщиков. Этот вопрос европейская сторона поднимала на переговорах с Россией I еще в начале 1998 года. В мае 2001 года на саммите ЕС — Россия глава Европейской Комиссии Романе Проди официально обратился к президенту Владимиру Путину с предложением перевести на евро двустороннюю торговлю. Устраивающий всех вариант может быть найден путем разделения валюты, в которой устанавливается цена товара, и валюты, в которой проводится платеж. Иначе говоря, если поставляемая из России в ЕС нефть будет стоить в долларах столько же, сколько на мировых рынках, а платить европейцы будут в евро по курсу на момент исполнения сделки, то в случае удешевления евро отечественные экспортеры не пострадают (как и не выиграют при его удорожании).
На сегодня опыт работы с новой валютой приобрели многие российские предприятия и банки, и их число неуклонно растет. К этому их подталкивают не только экономические соображения (при падающем курсе евро был особенно выгоден импортерам), но и позиция западноевропейских партнеров, которые предпочитают заключать контракты именно в евро, а не в долларах США. Расчеты в евро особенно удобны при встречных поставках, когда в обмен на вывозимые в Западную Европу российские товары там закупаются, скажем, машины и оборудование. Подписание экспортных контрактов в евро неизбежно, если российская фирма получает кредит или аванс от западноевропейского партнера или если товар продается на бирже (аукционе), где торги ведутся в евро. И, наконец, при растущем курсе евро выгодным становится заключение экспортных контрактов в этой валюте.