Смекни!
smekni.com

Единая европейская валюта (евро) (стр. 5 из 6)

Cтатистика Центробанка за­фиксировала паритет спроса и пред­ложения наличной валюты, тогда как еще в прошлом и позапрошлом годах спрос в полтора раза превосходил предложе­ние. В мае, по данным ЦБ, наблюдался ре­кордный вывоз наличной иностранной ва­люты российскими банками.

Финансисты отмечают качественные сдвиги и в структуре депозитов: в нынешнем году существенно увеличилась доля депози­тов, открытых в рублях и евро, потеснивших вклады в долларах.

На рынке наличной валюты в 2003 году произошли значительные измене­ния. Ввоз в страну наличной иностранной валюты с начала года сократился на 20%. Из­менилась и структура валютного импорта: уполномоченные банки ввозят 90% средств в евро и только 10% — в долларах, тогда как в начале года около 60% ввезенной валюты составляли доллары. При этом количество ввезенных евро остается на уровне декабря-января, когда наблюдался сезонный всплеск спроса на валюту. Импорт же доллара с тех пор упал в 10 раз. По данным Центробанка, в июне спрос населения на наличную инос­транную валюту сравнялся с предложением и составил 3,9 млрд долларов. А объем чис­того спроса снизился по сравнению с прош­лым годом почти в два раза.

По нашему мнению, можно выделить две тенденции: по­степенное снижение спроса на наличную иностранную валюту и рост популярности евро. Магазины, туристические фирмы, агентства недвижимости начинают кальку­лировать свои цены в рублях, привязываясь к курсу евро, и рядовые граждане понимают, что евро тоже может быть использован в ка­честве средства хранения и платежа. А пос­ле того как евро вырос по отношению к дол­лару, люди осознали, что он может быть бо­лее привлекательным и для получения дополнительного дохода. «Пока все говорят, что в Америке проблемы с экономикой, а курс евро выше доллара, основная масса по­купает евро. Но когда курс придет к паритет­ному значению, то население и будет поку­пать эти валюты примерно в равной пропор­ции — в зависимости от того, кто что предпочитает и кому что больше нужно для своих операций.

Снижение интереса населения ко всей на­личной валюте тоже объяснимо, ведь валю­та (а до недавнего времени исключительно доллар) использовалась в основном как сред­ство сбережения. По мере того как ситуация в стране стабилизируется, люди меньше от­кладывают на черный день и ищут альтерна­тивные варианты вложения средств, больше доверяют банковской системе. А номиналь­ное укрепление рубля (с начала года курс рубля вырос по отношению к доллару на 5%) помогло определиться с выбором валюты да­же самым нерешительным. Остается тот спрос, который удовлетворяет потребность в валюте как в средстве платежа и обеспечи­вает сохранность сбережений наиболее не­доверчивой части населения.

Изменение предпочтений населения зат­ронуло и банковские вклады: граждане ох­ладели не только к наличному доллару, но и к различным вариантам вложений в этой ва­люте. За первые полгода рублевые депозиты у крупнейших банков, работающих с розни­цей, выросли в среднем на 25%, тогда как ва­лютные — только на 5,8%.

Помимо очевидного роста средств, сбере­гаемых в рублях, в последнее время отмечается рост депозитов в ев­ро. Население начинает воспринимать вкла­ды в евро как альтернативные по отношению к доллару. Однако процесс привыкания идет медленно, евровалюта остается для боль­шинства населения чем-то загадочным: ко­тировки евро на внутреннем валютном рын­ке скачут в разные стороны, тогда как дви­жение курса доллара происходит более плавно в результате интервенций ЦБ. Да и средние ставки по депозитам в евро пока ус­тупают долларовым вкладам.

«Если рассматривать ситуацию в мире, то структуру процентных ставок по депозитам в различной валюте определяют прежде все­го учетные ставки центробанков».1 У нас среднерыночные ставки из этого правила вы­падают: несмотря на то что ФРС США обес­печивает самую низкую ставку рефинанси­рования, доходность депозитов в евро в сред­нем на 1% ниже, чем по долларовым вкладам. Такую неувязку объяснить просто: работать с долларом банкам проще и привычнее. Ев­ро только начинает входить в активные опе­рации, да и на межбанковском рынке евро­валюта пока еще осваивается. Только сей­час ставки по евровым вкладам начинают в среднем на рынке приближаться к долларо­вым: с одной стороны, постепенно снижают­ся ставки по долларовым депозитам, а с дру­гой — банки учатся работать с евро и, соот­ветственно, могут предложить более высокую доходность.

3.2 Будущее евро

Важный является вопрос - не потерпит ли крах евро в ближайшее время? Для того, чтобы выяснить это, по нашему мнению, нужно понять, зачем европейцы все это затеяли и каковы цели ЭВС.

На наш взгляд, целей три. Первая - заставить европейскую экономику работать более эффективно. Валютный союз, как всякий любой другой элемент интеграции, - это элемент, заставляющий работать или включаться механизм естественного отбора. Вторая задача, поставленная перед экономическим и валютным союзом - это упрочить позиции ЕС в мире в условиях новой изменившейся геополитической ситуации, когда больше не существует биполярной системы мира, когда нет социалистической системы и сделать так, чтобы Евросоюз мог стать второй крупнейшей опорой современного устройства мира. Сделать так, чтобы Евросоюз мог, сгруппировавшись, укрепив свои ряды и усилив дисциплину внутри союза, мог принять новых членов, посадить себе в ближайшее время их к себе на шею и вот с этим тяжелым грузом быть, тем не менее, одной из опор современного мира. В противном случае, если бы не единая валюта, если бы не единое денежное пространство, Евросоюз, на наш взгляд, продолжал бы оставаться группой государств и никогда бы в принципе не смог быть образованием, способным соревноваться или составить равное партнерство с США. Третья причина - это повысить степень интернационализации европейской валюты. Если говорить простыми словами, то сделать единую европейскую валюту гораздо более сильной, чем были до этого отдельные валюты европейских стран, включая немецкую марку. Значительно расширить пространство, на котором будет оперировать единая европейская валюта, улучшить механизм курсообразования, и таким образом, позволить Европейскому Союзу активно участвовать в предстоящей реформе международной валютной системы. То, что такая реформа нужна, совершенно ясно уже всем, включая неспециалистов. Об этом свидетельствовала серия региональных валютно-финансовых кризисов.
Понятно, что все эти причины довольно сложны для понимания ординарного человека, а Мастрихтский договор требовал ратификации. Поэтому, для того, чтобы граждане ЕС приняли всю эту идею, европейская элита и политики совершенно правильно рационализировали процесс. Они придумали те сегодняшние или завтрашние выгоды, который европейский гражданин получит якобы от введения единой европейской валюты. И во всех официальных документах написано, что европейская валюта вводится, чтобы экономить на издержках обращения, то есть конверсионных издержках. Для того чтобы понизить процентные ставки и тогда граждане будут меньше платить по ипотечным платежам. Уменьшить инфляцию и даже сократить безработицу, хотя специалистам неизвестно никакая связь между единой валютой и безработицей. Таким образом, граждане приняли эту идею, проголосовали "за". Хотя на самом деле решение о валютном союзе принималось в ситуации высокой степени неясности, и просчитать реальные издержки от этой программы невозможно сейчас и тем более, невозможно сказать, как они будут сказываться в будущем.
Но шаг сделан, потому что этого требовали стратегические задачи Европейского Союза. В противном случае им нужно было бы сказать: "Да, мы останавливаемся в своем развитии, больше мы не берем на себя ответственность за развитие Европы, за развитие мира в целом".

3.3 Сможет ли евро составить конкуренцию доллару

Теперь необходимо уяснить чего ждать от евро в будущем, насколько он сможет составить конкуренцию доллару. Здесь можно выделить три основных фактора, которые дают валюте возможность стать широко используемой в мире, то есть доминирующей или ведущей международной валютой.

Во-первых, объем самой экономики той страны, которая эмитирует данную валюту. Совершенно ясно, какими бы не были замечательными финансы Люксембурга, люксембургский франк никогда не станет широко используемой мировой валютой.

Второй показатель - это степень участия страны в международном разделении труда в мировой торговле. Страна, которая хорошо себя чувствует, но при этом не участвует в мировой торговле, тоже не может претендовать на то, чтобы ее валюта стала международной.

И третий показатель - степень развития финансовых рынков. Для того чтобы иностранные инвесторы могли использовать данную валюту, им нужно предоставить возможность не только класть ее на свои счета, но и иметь возможность вкладывать в финансовые инструменты, имитированные в данной валюте. То есть в акции, облигации и другие инструменты финансового рынка. Теперь необходимо рассмотреть, как по этим трем показателям смотрятся позиции США и Европы. В зоне евро население 290 млн., в США - 270 млн. человек. Прибавим к этому то, что в скором будущем в ЕЭС собираются вступить ещё 10 стран. Доля зоны евро в мировом ВВП - 16%, у США - 20%, то есть США чуть-чуть обгоняют, но это ненадолго. Зато по степени участия в мировой торговле, наоборот, преимущество за зоной евро - у них 20% мировой торговли, у США -15%. То есть по экономическим показателям, казалось бы, все позиции практически одинаковы. Но по степени развития финансовых рынков Европа очень сильно отстает от США.
В 1999 объем капитализации финансовых рынков зоны евро составлял четыре с небольшим трлн. евро. В США этот показатель равнялся 14 трлн. евро, то есть почти в 3.5 раза больше. Особенно велик разрыв по объему находившихся в обращении корпоративных ценных бумаг, то есть акций, выпущенных предприятиями. В зоне евро их объем составлял 200 млрд. евро, а в США - 2,5 трлн. евро, то есть разница почти в 12 раз. И именно из-за этого, из-за слабого развития финансовых рынков, которые, к тому же, в Европе раздроблены из-за того, что каждая страна по-разному регулирует деятельность пенсионных фондов и акционерных обществ. Именно поэтому евро по объективным причинам не сможет быть в ближайшее время наравне с долларом в международных финансах. Сейчас на доллар приходиться порядка 70% резервов всех стран мира, в то время как доля евро составляет 12-15%. В долларах ведется 52% мировой торговли. Из 92 сырьевых товаров, цены на которые публикует статистическая служба ООН 90% валютообменных операций в мире совершается с участием доллара. Сразу скажу, что общий итог равен 200%, потому что в каждой валютообменной сделке присутствует две валюты - одна продается, другая покупается. Значит в 9 случаях из 10 предметов сделки является или покупка или продажа доллара – это очень важный показатель.
Доллар сейчас служит деньгами на рынках, где продаются и покупаются деньги других валют - азиатские валюты не продаются и не покупаются друг на друга напрямую, даже включая иену. Например, корейские воны, не продаются на иену напрямую. Для того чтобы совершить эту сделку, владелец корейских денег покупает американские, потом продает американские за японские. Например, в России существует только одна прямая котировка по отношению к доллару, все остальные курсы являются кросс-курсами. Именно поэтому столь велика доля доллара в обслуживании международного валютообменного оборота. И эта доля в ближайшее время сохранится, потому что спрэд - то есть разница между курсом продажи и покупки для доллара является минимальным. Спрэд по евро значительно выше, именно поэтому операторам гораздо удобнее бывает совершать операции через доллар, чем вести ее напрямую.