Смекни!
smekni.com

Бытие и Быть – онтологические основания знания (стр. 2 из 3)

Бытие как Единое Сущее, как Бытие до всякого познания и структурирования можно обозначить через В, а самоотносящееся Бытие – через В0, о котором мы говорим как о Бытии на начальном структурном уровне. Единое Сущее В и для-Себя-Бытие В0 – это одно и то же Бытие, это две его ипостаси – "молчащая" и "говорящая". Они единосущны и равносущны. Для их иллюстрации можно привлечь понятие системы отсчета. В первой ипостаси В система отсчета, или, что то же самое, субъект, совпадает со Всем Сущим, а во второй ипостаси В0 система отсчета, субъект, находится в своем ином и совпадает с Единой Сущностью. Единую Сущность как То, что Есть, можно обозначить через В(В), что будет указывать на То В, которое Есть относительно Себя В. иное, или Быть, или просто отношение этого То, или Одного, можно обозначать с помощью фигурных скобок {}, т.е. скобок, используемых в теории множеств. Тогда Самоотносящееся Бытие на начальном структурном уровне В0 можно описать простой формулой:

В0={В(В)}.

На языке теории множеств это значит, что множество В0 содержит только один элемент В(В).

Что еще дало нам первоначальное знание, кроме Одного и Его Иного? А дало оно нам ответ на вопрос: как связаны между собой Единое и многое? Нетрудно видеть, что Единое Сущее В связано с первоначалом многого В0 отношением Быть: именно его актуализация позволяет обнаружить То, что Есть. Если в Едином Сущем В мы, как субъект или система отсчета, слиты с Ним, в т.ч. и с отношением Быть, воедино, то в для-Себя-Бытии мы, как система отсчета, слиты воедино только с Тем, что Есть. Бытие, а вместе с Ним и мы, "говорит" Себе "Я Есть". Конечно, в этом первоначальном знании Бытием Самого Себя Оно ничего еще не сознает и не осознает. Это даже еще не лосевское раздражение, это – для-Себя-Бытие, лосевская Вещь. Лосев в своем учении рассматривает целый ряд уровней интеллигенции: вещь, раздражение, ощущение, восприятие, мышление и т.д. [6, с. 660-676].

Единая Сущность и Ее Иное являются бесконечными. Конечными они не могут быть, поскольку если бы они были таковыми, то они были бы, с одной стороны, познаваемыми за конечное время, а с другой стороны, имели бы начало и конец в пространстве и времени, да и не только в них, а во всех отношениях. Нам бы тогда надо было сказать Архиту тарентскому (IV в. до н.э.), что он, поместившись на краю Вселенной, не смог бы протянуть руку или палку за ее край, не сумев при этом ему объяснить – почему. Бесконечность отношения Быть и его слитность со Всем Сущим означает его имманентность-перманентность. Имманентность отношения Быть – это его внутренняя присущность всему, что бы мы ни взяли, в т.ч. Единому Сущему и Единой Сущности с Ее Иным. Перманентность – это непрестанность и неостановимость отношения Быть.

Поэтому самоструктурирование Бытия не заканчивается на начальном структурном уровне В0. быть для него – это уже Быть и для Единой Сущности В(В), и для ее Иного. Здесь можно уже говорить о целом ряде моделей Бытия [1]. В данном случае нам достаточно упомянуть одну, наиболее общую и простую, модель – структурно-логическую. В ней Единую Сущность мы называем и объектом, и объектной сущностью и обозначаем ее через b. Так что b=В(В), а В0={b}. В силу имманентности-перманентности отношения Быть самоотносящееся Бытие В0 структурно "продолжает" Быть дальше. Для самоотносящегося Бытия В0 это означает, что теперь объектная сущность b есть "то", что есть. Т.е. теперь объект b "говорит" себе, что он есть, т.е. относится сам к себе, актуализируя тем самым имманентное ему отношение быть. Структурно-логически это значит, что объект b распадается на "то", что есть, и на это "есть", т.е. на новую объектную сущность (b) и ее иное (неb) (здесь "не" означает отрицание). Причем, теперь и новый объект (b), и новое иное (неb) "находятся" во всеобщем Ином {} и относительно Него они выступают как новые объекты нового, первого, структурного уровня В1. при этом, конечно, в объектообразовании первого структурного уровня участвует и Иное {} начального уровня В0, так что с одной стороны, в новых объектах (b) и (неb) наличествует не только то, что было в объекте b=В(В), но и то, что было в его Ином {}, а с другой стороны, в самом новом всеобщем Ином {} возможно как частичное наличие нового иного объекта b, так и отпадение от него какой-то "части" в новые объекты (b) и (неb). Однако в структурно-логическом аспекте для нас пока важно только то, что отношение Быть структурно порождает новые объекты (b) и (неb).

Если обозначить новые объекты (b) и (неb) первого структурного уровня В1 через b11 и b10, то тогда Бытие на этом уровне может быть описано простой формулой

В1={b11,b10},

которая читается так: Бытие на первом структурном уровне В1 – это два объекта b11 и b10 в их общем Ином {}.

Еще раз подчеркнем, что и Бытие как Единое Сущее В, и самоотносящееся Бытие на начальном В0 и первом В1 структурных уровнях единосущны и равносущны.

Вообще дальше мы не будем продолжать структурную экспликацию Бытия, с ней можно ознакомиться по монографии [1]. Самоструктурирование Бытия неограниченно и континуально бесконечно. Оно есть смысл того, как многое являет себя в Едином через отношение Быть. Укажем только на то, что от любого структурного уровня Бытия М к следующему структурному уровню N число объектов возрастает по булево-канторовскому закону N=2M.

Знание.

Посмотрим теперь что такое знание и какова его связь с отношением Быть? Перед этим сошлемся на большую статью о знании Н.Ф. Овчинникова в академическом журнале "Вопросы философии" [7]. В ней он сначала спрашивает "Что такое знание?", а затем отвечает: "у нас нет готовой теории знания" [7, №1, с. 86], "а понятие знания не поддается какому-либо краткому определению" [7, №1, с. 102]. в общем, согласно современной философии, знание – это объективная реальность, данная в сознании человека. Это определение требует раскрытия понятий человек, сознание, что значит быть данным в сознании. Другими словами, полностью и в законченном виде мы не знаем, что такое знание, а потому мы не можем говорить, что мы непротиворечиво и полно знаем, что такое сознание, мышление, самосознание и т.п. Причем не знаем научно-теоретически.

Мы уже сказали, что мы опираемся на лосевское определение сущности знания как "для-себя-бытия". Для-себя-бытие – это быть для себя, это просто быть, т.е. быть тем, что есть. Лосев говорит: вещь есть, прежде всего, для себя, а уж потом на каких-то более высоких уровнях интеллигенции она может существовать для других, а другие для нее. Дальше о бытии-для-себя спрашивать нечего – оно есть первоначало знания, отношение объекта, вещи или нечто к себе. Это рефлексия объекта. Это – атом знания как знание себя. Мы уже видели один атом знания и то был Атом Знания – отношение Бытия к Самому Себе. Онтологически сначала идет Бытие, затем отношение Быть и только потом – знание. Соответственно и логика начинается вместе с знанием, т.е. после Быть.

Чем отличается отношение быть (здесь о быть мы говорим с маленькой буквы, потому что относим его к любым отдельным вещам и объектам) от знания? Во-первых, тем, что быть является более общим отношением, чем отношение знания. Если один объект находится в отношении быть с другим объектом, то и этот другой объект находится в отношении быть с первым объектом. Быть – это связь, т.е. самое абстрактное отношение. Оно, пользуясь логической терминологией, рефлексивно (любой объект есть прежде всего для себя) и симметрично (если один объект существует относительно другого объекта, то и другой объект существует относительно первого). Знание – это конкретизация и детализация отношения быть. Оно есть ориентированное отношение: если а знает b, то это значит, что b воздействует на а и что соответственно записывается как а<=b, или a(b). Отношение же быть записывается как (а) для одного объекта, как (a,b) для двух объектов и т.д. Фундаментальное отношение Быть позволяет построить только одну, структурно-логическую, модель Бытия типа 2В, а отношение знания позволяет построить целый ряд когнитивно-энергетических моделей, таких как булево-канторовская модель 2В, декартово-канторовская 2В*В, а также таких как "себя в себя", "из себя в себя", "себя на себя" и др. (см. [1]).

Быть – это всеобщее отношение единства. Знание – направленное отношение единства. Первоначальное знание являет себя на начальном структурном уровне В0 Самоотносящегося Бытия. На нем актуализируется Начало различения и множественности. Структурная экспликация отношения Быть порождает Все структурные уровни Бытия, конечные и бесконечные [1]. Вся множественная сущность Бытия есть основание всего и всякого знания, начиная с онтологии, затем переходя к физике и естествознанию и заканчивая, например, культурологией [8]. Причем, в параллель и имманентно с развертыванием отношения Быть идет и эмерджентная, возвышающаяся, экспликация интеллигенции, т.е. знания, сознания, самосознания и т.д. Чисто иллюстративно можно сказать, что развертывание интеллигенции проходит и те ее уровни в т.ч., которые рассматривал Лосев: вещь, раздражение, ощущение, восприятие, представление, мышление и т.д. [1, с. 238-242]. Конечно, на самом деле, уровней интеллигенции Бытия бесконечно много и они, естественно, не поддаются такой конечной и жесткой классификации.

Отношение Быть является Первопричиной не только интеллигенции, т.е. мышления и сознания, но и пространственно-временных отношений. Так, межобъектные отношения на каждом структурном уровне Бытия Вi актуализируют одну, свою, степень свободы множественной сущности Бытия. Степень же свободы есть не что иное, как одно пространственное измерение. Поэтому пространство Бытия оказывается бесконечномерным, а точнее, непостижимо бесконечномерным. Это, с одной стороны. С другой стороны, с ростом числа объектов от одного структурного уровня к другому структурному уровня растет по тому же закону N=2M и интенсивность течения времени, иначе говоря, доступные для "наблюдения" кванты времени от уровня к уровня уменьшаются по закону 2–M, причем так, что это позволяет ответить на вопрос "почему наше пространство трехмерно?" (см. [1, с. 510-512,516]). Как видим, структурная экспликация отношения Быть дает нам фундаментальные знания.