Смекни!
smekni.com

Детерминистический образ науки (стр. 3 из 5)

5.11. Научные революции рассматриваются как жестко детерминированные качественные скачки однонаправленного характера. Ученый отражает объективную потребность и может ускорить или замедлить развитие науки, но не изменить его.

Научные революции, в том виде, в каком они протекают с XVII века до наших дней, есть порождение детерминистической науки. Эта форма не абсолютна, не атрибут науки вообще, а определенного ее образа. Переход к новому образу науки устранит привычное протекание научных революций и введет адекватные ему новые формы.

5.12. Понятие истины - неотъемлемый элемент метанаучной культуры детерминистического типа. Ради нее идет научное познание. Ради нее страдают и идут на костер, в прямом и переносном смысле. Понятие носит финалистский характер. Попытки ослабить финализм за счет введения параметра относительности ничего не меняют в принципе. Каждая относительная истина претендует на абсолютность. Отношения относительных истин крайне напряженные. В рамках детерминистического образа такое положение естественно. Система воспроизводит то, что ей органично, и отторгает чуждое, неприемлемое, например, принцип сочувствия. Он возможен лишь в виде исключения.

Когда стоит вопрос об истинности парадигм, сравнение делается не с объектами, а с другими научными подходами. Это общая черта. Из нее вытекает множество издержек в борьбе взглядов. Нужна метанаучная концепция, ориентирующая ученых при оценке программ именно на сравнение с объектами. Центр активности перемещается на поиск закономерностей исследуемых объектов, а не недостатков у коллег. Вероятностная концепция науки изначально ориентируется на потенциальную возможность множественности подходов и невозможности знания того, какой из них адекватен, до полного раскрытия им своего потенциала. Вопрос о единичности истинности снимается. Все подходы могут быть адекватны, все - односторонни. Все будут заменены в свое время. Это заставит ученых больше думать над развитием собственной научной программы, а не над отношениями с собратьями по разуму. В детерминистическом образе науки ситуация противоположная.

Eсли вопрос об уникальности адекватности /истинности/ снимается, нет смысла биться с конкурентами. Они перестают быть таковыми. Их право на существование признается сутью образа науки. Научная деятельность перестает походить на борьбу за единственную награду, обладатель которой имеет право изрекать истины. Наград много, и важно не обладание ими, а то, насколько каждый подход адекватен ПРИРОДЕ. В борьбе за единственную “истину” активно используются вненаучные методы воздействия на научных противников. Часто побеждает не самый разумный подход, а тот, чьи сторонники лучше используют слабости власть имущих и прочие факторы, о которых не принято говорить при ретроспективном анализе науки.

5.13. В детерминистическом образе важную роль играет связь: анализ тенденций - прогноз - подготовка к реализации прогноза - его реализация. Определяются приоритеты, и наука ориентируется на них. При этом может возникать парадокс Кассандры /прогноз регулирует действительное течение процесса/. Новинки, не укладывающиеся в приоритетные направления, оказываются в тяжелом положении. Их потенциал используется недостаточно полно.

Пока уровень развитости науки не очень высок, такой подход вполне допустим. Организация науки на основании выделения приоритетных направлений и прогнозирования органично присуща детерминистическому образу. Но она неприемлема на более высокой стадии ее развития.

5.14. Детерминистический образ науки имеет иррациональные моменты. Они появились в результате невозможности объяснить некоторые аспекты функционирования науки и важности иметь мнение относительно них. Многие из них берут начало в XVII - XVIII веках. Пробелы историко-методологического обоснования науки заполнялись априорными утверждениями. Таков, например, тезис о закономерном характере развития науки. Априорные положения играли свою позитивную роль на этом этапе рефлексии. В современной науке они серьезный и реальный тормоз прогресса. От них нужно избавляться. Задача аналогична той, которую решал Ф. Бэкон в борьбе с идолами познания.

5.15. Система этических отношений между учеными, сложившаяся в рамках детерминистического образа, носит исторический характер. Она соответствует лишь этому этапу развития науки и теряет смысл в новых условиях.

5.16. Детерминистический образ науки базируется на специфическом понимании времени, определяющем деятельность ученых. В соответствии с городским типом сознания действует времясберегающая модель поведения. Время воспринимается как невосполнимый ресурс. В сочетании с детерминистическим подходом модель приводит к гипертрофированному развитию нормальной науки, в понимании Т. Куна. Особенно ярко это проявилось в ХХ веке.

5.17. Для детерминистического образа науки характерна невысокая науковедческая культура ученых и очевидный разрыв метанаучных поисков с реальной практикой научной деятельности. Представителей позитивной науки отличает большой скептицизм относительно науковедения. Это, своего рода, “хороший тон”.

5.18. Детерминистический образ формирует строго определенные типы научных сообществ. Они закрыты. Ведется работа за удержание закрытости собственного сообщества и обладание в нем ключевыми позициями. Атрибутом является трайболизм по интересам. Во главе науки стоят “генералы”. Кто не разделяет их, то есть официальную, точку зрения, часто имеет проблемы вненаучного характера на научной почве. Контроль за новинками очень жесткий. В их появлении многие не заинтересованы. Делаются энергичные попытки заморозить развитие новинки. Это приводит к растрате творческого потенциала ученых.

Научные сообщества с четко определенной номенклатурой доминирующих программ, их лидеров и команд, готовых биться за “идею” - закономерный результат функционирования детерминистического образа науки. Смена одних лидеров со всеми издержками детерминистических научных революций приводит к установлению диктатуры новой программы, для свержения которой нужен очередной переворот. В рамках детерминистического образа выйти за пределы подобной структуры отношений практически невозможно. Положение подобно тому, как крестьянские феодальные восстания неизбежно ориентировались на нового царя и воспроизводили те структуры, против которых боролись. Например, восстание тайпинов в Китае.

5.19. Допускается и приветствуется естественный отбор альтернативных подходов. Стимулируется борьба за единственную путевку на существование, так как к истине ведет только одна дорога. Победивший подход считается определенное время истинным. На смену приходит другой победитель, и истина перемещается к нему. Оправдано любое сколь угодно жесткое отношение к новинкам. Призывы к гуманизму ничего не дают. Под ними нет объективного основания. Драма идей превращается в драму лучших людей. Рождаются горькие афоризмы “Рукописи не горят - горят их авторы” и т.п. Трудно оценить потери, к которым приводит подобное положение в науке, особенно развитой.

Активно противясь развитию научных новинок или пассивно их игнорируя, что не менее эффективно, научное сообщество детерминистического типа требует от новинки быстрых результатов очень высокого класса. Только после этого “здоровый консерватизм” позволяет признать за ней право на существование. То, что над новинкой работает небольшое количество людей и условия их работы оставляют желать много лучшего, не учитывается. Сравнение ведется по традиционным и выгодным для доминирующей парадигмы параметрам. Новые проблемы рассматриваются как псевдопроблемы. В этом контексте все новинки выглядят сомнительно.

5.20. Фактически проводится идея взаимозаменяемости ученых. Личность играет большую роль, но действует по заданной программе развития науки. Со спокойной совестью можно устраивать травлю неугодных новинок и тех несчастных, кто посмел их предложить. Через некоторое время научное сообщество признает новинку, если она выжила. Ее автора причисляют к лику святых. Это служит доказательством, что если идея стоящая, она обязательно пробьет себе дорогу. История повторяется вновь и вновь. Никаких выводов по организации науки и изменениям в метанаучной культуре не делается. Вместо них - вера в разумность подобной позиции. “Здоровый консерватизм”, который на самом деле отнюдь не здоров, - форма существования значительной части представителей научного сообщества в рамках детерминистического образа.

Этот образ на современном уровне формирует тип научного сообщества, где доминирующей фигурой является безликий исполнитель, работающий в духе явной программы. Результатом является экспоненциальный рост параметров, гигантский серый поток, захлестывающий науку. Особенно трагично положение там, где монополия одной программы.

В лучших условиях те, кто органично сочетаются с развитой программой. Чем выше творческий научный потенциал, тем сложнее его реализовать. Существующая система организации науки создает искусственные трудности. Оригинальность становится тяжким бременем, от которого необходимо отказываться ради элементарного благополучия. Осип Мандельштам назвал ХХ век “веком - убийцей”. Это верная характеристика. Никогда не было такого трагического противоречия между творческим потенциалом и возможностью его реализации, по крайней мере, в науке. Приходится бороться не против классических злодеев, а против могущественных систем, безразличных к личности. Научное сообщество во многом направлено на подавление новинок. Избавиться от этого иррационализма можно только в рамках нового образа науки.