В ходе изменений, происходивших в классовой структуре, распалась система, при которой обучение производилось в присутственном месте, вместо чего появилось большое количество странствующих ученых, распространявших образование. Это была новая интеллигентская прослойка с широкими общественными связами, оказывавшая большое влияние на развитие общества.
В середине периода Чжаньго в царстве Ци существовал “дворец науки в Цзися” в котором было собрано несколько сот ученых. Именно эти люди, овладевшие специальными знаниями в области культуры и примыкавшие к различным классам и прослойкам, являлись выразителями идей различных классов и прослоек в этот период.
Изменение общественной формации и развитие науки выдвинули множество новых социальных проблем и философских задач. Например, управление на основе правил поведения или на основе закона, управление на основе добродетели или на основе силы и страха, древность и современность. Небо и человек, название и сущность, характер природы человека, положительные и отрицательные стороны учения о дао и дэ, происхождение мира и т.д. На все перечисленные вопросы интеллигенция, представлявшая различные классы и прослойки, высказывала различные взгляды, предполагала различные философские системы, отличавшиеся разными формами, содержанием и особенностями, вследствие чего и произошло разделение на различные философские школы.
Условия , возникшие в обществе, в котором старое заменялось новым, в свою очередь создали для представителей всех школ своеобразную историческую арену, на которой они могли свободно соперничать во взглядах. Вслед за крахом господства в Поднебесной рабовладельцев -аристократов, объединенных под единой властью чжоуских Сынов Неба, идеология господствующего класса постепенно урачивала свое влияние и силу. Однако общество еще долго продолжало находиться в состоянии феодальной раздробленности, централизованная феодальная власть еще не возникла, новая идеология господствующего класса еще была не в силах занять господствующее положение , поэтому в области идеологической на какое-то время образовался вакуум.
Именно в этих условиях все школы могли свободно соперничать и в течение длительного периода сосуществовать, что привело к необычайному повышению активности научных идей. Соперничество всех школ освободило людей от пут, прогнивших форм сознания рабовладельцев-аристократов и создало идеологческие предпосылки для рождения феодального общества и создания единой власти класса землевладельцев. Однако только после того, как династия Цинь объединила шесть царств и создала централизованную феодальную влать, циньский император Ши-хуан в соответствии с требованиями феодального абсолютизма в политическом отношении осуществил этот же принцип и в области идеологии, в связи с чем сжег книги и закопал живыми в землю конфуцианцев, признал господство школы легистов, что положило конец соперничеству всех школ..
Происходившее в период Чуньцю - Чжаньго разграничение философских школ на фронте идеологической борьбы лишь отразило различные точки зрения на социальные проблемы и философские вопросы, обобщило различные формы и особенности каждой школы, но не привело к разделению философии на материализм и идеализм. Фактически в одной и той же школе можно было наблюдать присутствие материализма и противоборствующего с ним идеализма. Например, Мэн Кэ и Сюнь Цин были последователями конфуцианства, но первый из них был идеалистом. а второй - материалистом.
Аналогичное положение и в даосизме. В связи с этим необходимо проводить конкретный анализ идеологии каждого философа в отдельности и в оценке его взклядов исходить из того, как он решает основной вопрос философии.
Философская борьба на идеологическом фронте в период Чуньцю - Чжаньго явилась продолжением и развитием в новых условиях философской борьбы, начавшейся при династиях Инь и Чжоу, но она имела ряд особенностей по сравнению с философской борьбой, происходившей в прошлом.
Главная особенность философской борьбы в период Чуньцю - Чжаньго состояла в том, что философия, начав освобождать ся от превращения идеалистической в идеологическую сферу жизни, приобрела форму сравнительно независимой идеологии. Другими словами, после периода Чуньцю материализм и идеализм начали, исходя из присущих самой философии особенностей, создавать различные идеологические системы и развернули сложную, запутанную борьбу в различных областях философии. Начиная с династий Инь и Чжоу, это явилось важным шагом вперед в развитити древнекитайской философии, означавшим, что она уже созрела. Отмеченная особенность проявилась не только в том, что у философии появилось собственное поле деятельности, включая взгляд на природу, теорию познания, взгляд на историю, взгляд на развитие, теорию о природе человека и т.д., но и в том, что она выдвинула и развила целый ряд философских категорий и философских тем, например: небо(тянь), человек (жэнь), путь (дао), закон природы (ли), бытие (ю), небытие (у), жизненные силы (ци), темное начало (инь), светлое начало (ян), пять стихий (усин), добро(шань), зло(э), польза (ли) и т.д. В дальнейшем почти все эти вопросы стали предметом длительных споров в истории китайской философии. Однако в рассматриваемый период центральным вопросом философской борьбы являлся вопрос отношений между Небом и человеком.
Какова сущность Неба? Духовна она или материальна? Составлляют ли Небо и человек единство или же Небо и человек разделены? Именно это является основным вопросом философии, связанным с истолкованием происхождения мира. В решении этого вопроса до периода Чуньцю как материализм, так и идеализм еще не представляли взаимно противостоящих ,независимых философских систем. Хотя в конце Западной Чжоу материализм и атеизм проявлялись в форме ропота на Небо и брани по адресу Неба, однако религиозные представления о Небе не были решительно опровергнуты философией. Положение изменилось по окончании периода Чуньцю. Вслед за разложением рабовладельческого строя власть чжоуского Сына Неба стала существовать лишь номинально, постепенно исчезло и представление об абсолютном авторитете Верховного владыки, власть которого осуществляет правитель на земле. Одновременно в связи с развитием производительных сил и борьбой рабов и простого народа роль и место человека в обществе стали привлекать к себе пристальное внимание.
Развитие науки и познание объективных законов природы также поднялись на более высокую ступень. Например, в области астрономии на основе длительных, систематических наблюдений за небесными телами появились одними из первых в мире записи о солнечных и лунных затмениях, кометах, темных пятнах на Солнце и т.д. Неподвижные звезды разбили на 28 созвездий, было установлено, что период обращения Юпитера равен 12 годам. Около 350 г. до н.э. была составлена первая в мире звездная карта. В области исчисления времени в период Чуньцю был создан календарь, построенный по принципу “девятнадцать солнечных лет и семь добавочных месяцев”( имееется в виду лунно-солнечный календарь, в котором смена фаз Луны согласовывалась с началом астрономического года). В этом календаре важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам ( так называемый Мегонов цикл), вслед за этим год разделили на 24 сезона, а продолжительность года была определена в 365,25 дня, что точно соответствует истинному положению вещей. Были приобретены также определенные знания в способах выращивания сельскохозяйственных культур, например в связях сельскохозяйственного производства с орошением, глубокой вспашкой, почвой и сезонами года. Большое развитие получила медицина, появились знаменитые врачи, такие, как Хэ, Суй, Бянь Цяо и др. Поздние моисты вели научные разработки многих проблем, связанных с оптикой , динамикой и геометрией.
Таким образом, для зарождения и независимого развития примитивного материализма была создана социальная и научная база. Некотроые прогрессивные политики и мыслители, учитывая случаи ропота на Небо и брани по адресу Неба, имевших место в конце Западной Чжоу, выдвинули идею о том, что “небо и человек разделены”. Слова Цзы-чаня “Пути Неба далеки, а пути человека близки, они не соприкасаются друг с другом”(Цзо-чжуань, гл.48) со всей определенностью говорят об отделении Неба от человека, и, как считал Цзы-чань, между ними нет взаимной связи, поэтому Небо не может ниспослать на человека удачу или несчастье, беду или счастье. Еще более решительно рассеивает мистический туман вокруг понятия “сроки, определенные Небом” Фань Ли, считавший Небо - это природное небо, подчинающееся природным законам. Он говорил:”Мудрый действует, сообразуясь со временем”(Го юй, гл.21), т.е. мудрый должен действовать в соответствии с объективными законами и стремиться к тому, чтобы “дела людей обязательно проверялись по небу и земле, так как только в этом случае возможно добиться успеха”(Го юй, гл.21). Приведенные слова показывают, что отношения между Небом и человеком рассматриваются с позиции, представляющей соединение примитивного материализма и примитивной диалектики.