Смекни!
smekni.com

Общество как система (стр. 2 из 4)

4. Исторический процесс

Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Основы, “живую ткань” исторического процесса составляют события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Именно в событиях воплощается деятельность людей, их экономические, социальные, политические, культурные связи и отношения. Каждое историческое событие обладает специфическими, только ему присущими чертами, и выяснения этих черт дает возможность полнее, красочнее представить то или иное событие и вместе с тем обогащает наши знания об историческом процессе в целом.

Закономерности и варианты развития общества

Для того чтобы систематизировать огромный массив исторических данных введем понятие "цивилизации" как основной типологической единицы истории. Английский историк Тойнби дал следующее определение цивилизации: Это саморазвивающаяся система, это организм, все части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Опираясь на вышесказанное, дадим рабочее определение. Цивилизация - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особые устойчивые черты социально-политической организации, культуры, экономики и психологии, чувство принадлежности к этому сообществу.

Общие признаки цивилизаций:

1) Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития

2) Взаимопереплетение культур

3) Наличие сфер общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития

На основе сформулированных признаков можно выделить три варианта развития общества:

1) Непрогрессивная форма существования

2) Циклическое развитие

3) Прогрессивное

Непрогрессивное

К этому типу относятся народы, живущие в рамках природного годо-вого цикла в единстве и гармонии с природой (аборигены Австралии, народы Севера и т.д.). Важнейшая категория общественного сознания - представление о времени и цели существования человека. Народы, относящиеся у этому типу развития цивилизации, живут вне историческо-го времени. В общественном сознании этих народов отсутствуют понятия прошлого, будущего, нет идей о необходимости изменений, развития. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы видят цель и смысл своего существования в сохранении обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих единства с природой. Если изобразить графически путь этих народов, то получится замкнутый круг. Неизменность однажды установленного порядка вещей поддерживается системой жестких запретов, так называемых "табу". Самые страшные табу - это запрет на изменение, на прогресс.

Циклический

Второй тип развития возник в глубокой древности, в разных вариантах имеет широкое распространение и сейчас. Поскольку его черты сформулированы на примерах Индии и Китая, где он получил классическое воплощение, то его можно назвать "восточным" типом развития. Общества, относящиеся к нему существуют в рамках исторического времени, однако представления о времени имеют свои особенные. Время земное и время небесное текут как бы вместе, одновременно. Это связано с тем, что на Востоке боги рассматриваются как часть живой природы. Они влияют на человеческую жизнь, но и человек может влиять на жизнь богов; к тому же настоящее, прошлое и будущее действуют одновременно, поскольку считается, что душа бессмертна, и умершие предки живут рядом, но только перевоплотившись в другую форму, будущее тоже рядом, т.к. неродившееся потомство также уже существует только в какой-то другой форме структурной организации материи. В некоторых обществах время воспринимается как циклическое, т.е. оно периодически возвращается к исходным точкам. С подобным представлением связана поэтизация прошлого. Прошлое дает образцы поступков. Отличительная черта этих народов - сосредоточенность на духовном. Главной ценностью бытия является постижение высшего божественного смысла, а не реализация конкретных целей. Общество построено на принципах коллективизма, личные интересы полностью подчинены общественным и государственным. Традиции канонизировались как высшая общественная ценность. Не было проблемы "отцов и детей", не наблюдалось разрыва между поколениями. Новое поколение использовало опыт старших. В этом обществе развитие идет циклами . Его исторический путь можно изобразить в виде спирали, где один виток - цикл развития, а шаг от одного витка к другому - поступательное развитие.

Прогрессивный

Этот тип наиболее ярко представлен античными цивилизациями Др.Греции и Рима, а также современными европейскими цивилизациями. Этот тип связан с постоянными изменениями в жизни человека. В 19-20 веках эти преобразования набрали огромную скорость. Жизнь менялась так резко, что опыт старшего поколения быстро устаревал и отвергался молодыми. Образовался разрыв между поколениями (возникла проблема "отцов и детей", чего не наблюдалось в 1 и 2 типах развития). Прошлое воспринимается как образец, а в целом общество устремлено в будущее, ориентировано на прогресс.

Характерно, что в греко-римской цивилизации впервые был поставлен и разрешен очень сложный вопрос: Как достичь гармонии в обществе, найти разумное сочетание между общественными и личными интересами. Выяснилось, что нужны законы, которые должны:

1) Защищать права граждан

2) Неукоснительно соблюдаться как властями, так и гражданами

В античном мире были заложены основы гражданского общества. Оно должно:

1) Предусматривать право каждого гражданина участвовать в управлении

2) Предусматривать признание личного достоинства

3) Прав и свобод

Духовная жизнь в античном обществе носила светский характер(в др. Греции - Зевс, в др. Риме - Юпитер, они были почитаемы, но не обожеств-ляемы).

5. Основные вехи развития общества

1) До 5-го века - период древнего мира

Это время удобно рассмотреть на цивилизациях др. Рима и Греции. Здесь на первый план выходят частно-собственнические отношения, не известные или слабо развитые в окружающем мире. Проявилось господство частного товарного производства ориентированного на рынок. Появилась такая форма государственной власти как демократия. Государство мало вмешивалось в частную жизнь граждан. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья, система образов - все это функционировало независимо от власти, но в рамках закона, гарантом которого выступало государство. Демократия ограниченная - женщины и рабы не входили в это понятие. Остальное см. выше: в предыдущем разделе. В др. Греции с ее полисной психологией соответсвенно выработалась определенная система ценностей: Твердая уверенность в том, что полис - высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К ценностям полиса относились и признание превосходства земледельческого труда над всеми иными видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта), осуждение стремления к прибыли, стремление сохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизни полиса, приоритет традиций.

Др. Рим - это особая цивилизация, основанная на системе ценностей, сложившихся в римской гражданской общине. Прежде всего систему таких ценностей составлял патриотизм, представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобы служить Риму всеми силами, не щадя самой жизни. Для того, чтобы соответствовать этим ценностям, гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне и власти закона и обычаям предков в мирное время. Делами, достойными римлянина, считались только политика, война, разработка права.

2) С 5-го по 17-ый века - период становления и развития феодального строя

Признаки феодального строя:

1) Господство натурального хозяйства. Крепостное поместье должно было представлять из себя самодовлеющее, замкнутое целое, находящееся в очень слабой связи с остальным миром.

2) Для такого хозяйства необходимо, чтобы непосредственный производи-тель был наделен средствами производства вообще и землею в частности; мало того - чтобы он был прикреплен к земле, так как иначе помещику не гарантированы рабочие руки.

3) Условием такой системы хозяйства является личная зависимость крестьянина от помещика. Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство.

4) Условием и следствием описываемой системы хозяйства было крайне низкое и рутинное состояние техники, ибо ведение хозяйства было в руках мелких крестьян, задавленных нуждой, приниженных личной зависимос-тью и умственной темнотой.

В своем развитии феодально-крепостнический строй прошел три основных периода:

1) Раннее Средневековье

Когда феодализм лишь устанавливается как господствующий способ производства и в общественном строе остается еще много пережитков как рабовладельческих отношений, так, особенно, пережитков дофеодального строя "варварских" обществ. Основным содержанием этого периода является появление феодального землевладения и постепенное закрепоще-ние крупными землевладельцами свободных крестьян - обшинников. Классовая борьба развивается главным образом как борьба закрепощаемого крестьянства против закрепощения. В результате этой борьбы складывается феодальное государство как классовый орган господства землевладельцев - феодалов, направленный на закрепощение крестьянства и на подавление его сопротивления. В этот период складывается и оформляется христианская церковь. Племена и союзы племен начинают складываться в народности. Этот период начинается приблизительно в 5-ом веке и кончается в 11-ом.