Смекни!
smekni.com

Общество как система (стр. 3 из 4)

2) Период развитого феодализма

Общий рост производительных сил приводит к развитию общественного разделения труда, к отделению ремесла от сельского хозяйства, к появлению феодальных городов. Классовая борьбы развивается в основном как борьбы эксплуатируемого крестьянства против угнетателей - феодалов. Рост внутреннего рынка приводит, обострение классовой борьбы приводят к уселению феодальных монархий во многих странах Европы.11-ый - 15-ый века - таковы хронологические рамки этого периода. К концу этого периода в ряде стран складываются предпосылки для образования наций.

3) Позднее Средневековье

Период разложения феодализма, период, когда в недрах феодального общества начинает складываться новый, капиталистический способ производства. Этот период характеризуется зарождением новых общественных классов - буржуазии и пролетариата - и напряженной классовой борьбой в деревне и в городе. На конец этого периода приходится время первых буржуазных революций - первый удар по феодализму: реформация и крестьянская война в Германии, буржуазная революция в Нидерландах и подготовка буржуазной революции в Англии. В ряде стран начинается складывание наций. "Нация" - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Хронологические рамки этого периода - от конца 15-го до середины 17-го веков.

Это время характерно своей особой системой ценностей, конечно различной у той или иной группы населения. У крестьянства ,например, эта система была следующей. Во-первых, вселенная этих людей ограничивалась родной деревней, замком феодала и сельской церквушкой. О мире, лежавшем за пределами всего этого, они имели очень смутные представления. Мысль о том, что общество развивается, была совершенно чужда крестьянам. Наоборот, постоянное общение с природой приводило их к уверенности, что все движется по кругу. Их идеал был в прошлом, в "старых добрых временах". Мир крестьян не мог породить идею равенства всех людей. У рыцарства наблюдается совсем иная система ценностей: Центральным моментом рыцарского идеала была доблесть. Доблесть - смелость, доходящая до безрассудства, постоянный поиск опаснос-тей и поиск смерти. Неразрывно связана с доблестью обязанность достойного поведения на рыцарском поединке. Итак, благородство и учтивость... Однако все в средневековье построено на контрастах. Наряду с цивилизованностью в рыцаре оставалась изрядная доля дикости от германского воина-зверя. Весьма важным аспектом ценностей рыцарства были вассальные отношения . Щедрость и роскошь , переходящие в мотовство, предписывались не только сеньорам, но и вообще всем рыцарям. Все старались перещеголять друг друга в различных причудах. Трепетное и почтительное отношение к женщине покрывало неувядаемым очарование идею рыцарства. Следует также отметить обязательность мести за оскорбление родича или друга. Нелишним будет заметить, что правила чести действовали только внутри рыцарского сословия и на иные сословия не распространялись. Может быть, это одна из причин того, что доблесть и благородство причудливо переплетались в "хозяевах Средневековья" с чванством, кровожадностью, необразованностью. Если же обобщить все сказанное и определить веру Средневекового человека, то она будет следующей: Мир в представлении человека Средневековья был ни чем иным, как сценой, на которой развертывалась борьбы между "божьим" и "дьявольскими" воинствами. Борьба эта происходила на трех уровнях:

1) Между ангелами и бесами

2) Между добрыми христианами и язычниками

3) В душе каждого человека, так как Бог дал свободу выбора между добром и злом

В эпоху Возрождения в Европе, в городах, зарождается новое понима-ние мира. Здесь вырабатывается принципиально новое отношение к труду. Ремесленник находит в труде не только средство существование, но и удовлетворение. Создавая яркое изделие, мастер одновременно утвержда-ется в мысли о собственной значимости и неповторимости. В городах, таким образом, рождается необычная для средневековья мысль, что человек не только часть какого-то общества, но и индивидуальность, ценная не знатностью или святостью, а своим талантом, проявляющемся в повседневном труде. Наконец, возникает принципиально новое представление о труде как о заслуге перед Богом. Здесь начинает проявляться совсем иная система ценностей: значение науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму, как созданному по образу и подобию божественного и поэтому способного к постижению смысла бытия. Человек рассматривал-ся не как носитель всяческих пороков, обязанный посвятить жизнь искуплению "первородного греха", а как свободная личность, обладающая "естественным правом на счастье". Не отказ от земных радостей, а полнокровная, насыщенная духовными и плотскими наслаждениями жизнь рассматривалась как достойная человека.

3) Период промышленных и революционных переворотов

Этот период был ознаменован большим количеством катаклизмов, переворотов и т.д. В Англии произошел промышленный переворот, который обозначил близость прихода капиталистической эры, которая незамедлила появится. Всем известны события, происходившие тогда в Англии, поэтому пересказывать их не буду. 19-ый век полон потрясений, в которых рабочий класс заявлял о себе как о политической силе, выступающей за ликвидацию классового неравенства и частной собственности. Все это свидетельствует о том, что организовывались о росли массовые силы, которые выступали против ценностей западной цивилизации, тех ценностей, которые составляли ее двигатель.

Существенные изменения произошли и в характере взаимодействия человека с природой. Хозяйственная деятельность все более пагубно сказывалась на состоянии природной Среды. Все больше в мире становилось крупных городов, центров оживленной экономической жизни. В развитии общества все очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена технических достижений и технологий, экономическая конкуренция, отчуждения человека от результатов своего труда, борьба трудящихся за свои экономические права. Зарождавшееся профессиональное движение пролетариата начинает оказывать влияние на политику государства, а в дальнейшем способствует превращению его в инструмент согласования интересов граждан. Новым "идолом" становились деньги, богатство, капитал, поклонение которому становилось смыслом жизни. Стремление к прекрасному сочеталось с расширением поля деятельности искусства, ходом его на массовую орбиту. Во второй трети века началось формирование крупного машинного производства. Индустриальная революция наступала, неся с собой ощущение огромных возможностей человека, бурных изменений всего окружающего мира, поистине революционных сдвигов во всех сферах общественной жизни. Энгельс писал о промышленном перевороте, как о "...революции, которая одновременно произвела полный переворот в гражданском обществе и всемирно-историческое значение которого начинают уяснять себе лишь в настоящее время".

4) Империализм и постимпериализм

Индустриальная эпоха внедряла корпоративный коллективизм. Фабрика, завод, компания выступали как корпоратиные объединения людей имеющих общие интересы. По мере индустриализации корпорации нарастали. Появились монополии, они грозили проглотить общество, стереть индивидуализм и личные интересы. Нарастание корпоратизма замедляло развитие основным двигателем которого была:

1) Личная инициатива

2) Свобода предпринимательства.

Постимпериализм предполагает развитие техники производства, а также отраслевого и профессионального разделения труда. Ведущую роль в нем приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены - ученым и профспециалистам.

Исторический путь России

В этом разделе важно понять по какому пути шла наша великая дер-жава: по западному или же по восточному. Вот что пишет по этому поводу американский историк Д.Тредголд. Для восточного общества характерен политический монизм - сосредоточенность власти в одном центре; социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью; слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого в том, что властвует человек, а не закон; отсутствие понимания личности как абсолютной ценности. Именно такая модель общества возникла и укрепилась в процессе становления государства Московского с 1450 по 1700 гг. С реформ Петра Россия начала сдвиг к западной модели. И только к 1917 году ей удалось вплотную подойти к рубежу, разделяющему западные и восточные модели. Революция разрушила все, что сблизило Россию с Европой, вновь отбросила ее к восточной модели.

Если учесть семейную общину в противовес соседской общине-марке на Западе, горизонтальный принцип наследования власти (вертикальному), цивилизацию, основанную на общинной собственности(частная на западе), то можно отметить существенное своеобразие древнерусской цивилизации, отличающее ее как от средневековой западноевропейской, так и от традиционных восточных. Она оказалась в силу уникального сочетания социально-экономических, политических и географических причин цивилизацией исключительно подвижной, центробежной и поэтому экстенсивной, строившейся не столько за счет всестороннего культивирования и максимального освоения ограниченного природного и социального пространства, сколько за счет включения в свою орбиту все новых пространств.