Смекни!
smekni.com

Билеты по философии (БрГТУ) (стр. 3 из 10)

Бог, по Фейербаху, - это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек - ставится в зависимость от последнего. При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах отказывается использовать понятие "материя". Вместо этого понятия он использует понятие "природа", т. е. его мировоззрение называется натурализмом. Природа существует вечно, она независима от Бога. В центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Именно человек является субъектом в системе Фейербаха. В решении конкретных проблем теории познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит взгляды французских материалистов. Исходным пунктом познания является ощущение. Источник же ощущений заключается в самом мире, природе.

10. Марксистская философия (конец 30- конец 40 -х гг. 19 века).

В марксистской философии появилось новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Маркс и Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества.

Основные черты марксизма:

¨ единство партийности и научности;

¨ революционность;

¨ гуманистичность.

Это единство трёх принципов вытекало из нового понимания практики в марксизме. Маркс подверг критике прежний материализм (материализм Фейербаха) и идеализм за сведение практики к чисто теоретической деятельности. Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания. Практика у него - это исходный пункт, движущая сила, критерий истины, цель познания. Практика - это процесс труда в единстве социально - исторических условий его функционирования. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика является сферой приложения знания. Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина - соответствие наших мыслей, знаний о мире самому этому миру, объективной реальности. Маркс и Энгельс считают, что любая истина объективна, т. е. содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания человека. Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Абсолютная истина не достигаема, так как мир бесконечен и неисчерпаем, т. е. человечеству невозможно получить полные и достоверные знания о мире.

Старый материализм и материализм марксистский остались предметно "тождественными" в том смысле, что принимали материю в качестве первичной субстанции. Маркс и Энгельс разработали на базе материализма законы диалектики, которые связали между собой 3 основные сферы реальности: природу, общество и мышление.

К своеобразию марксистской философии относится единство её основных методов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики.

Маркс и Энгельс - основоположники диалектического материализма. Предпосылки зарождения диалектического материализма:

1. социально - политические: 2 класса : буржуазия и пролетариат; переход капитализма в крайнюю стадию развития - империализм.

2. Естественнонаучные открытия: открытие живой клетки, доказавшее наличие родства между растительным и животным миром; открытие электрических полей; теория Дарвина о происхождении видов.

3. Теоретические источники: французский утопический социализм Сенсимона и Оуэна, утверждающий, что капиталисты добровольно передадут в руки рабочих свою частную собственность; английская политэкономия Смитта, рассматривающая взаимоотношения между капиталистом и рабочим. Капиталист, обладая средствами труда, не сможет производить продукт труда, так как ему не хватает рабочей силы. Рабочий обладает только рабочей силой. Поэтому капиталист и рабочий встречаются на рынке труда, где один продаёт, а другой покупает.

Недостатки марксизма:

¨ Недооценка проблемы человека как индивида;

¨ Переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики;

¨ Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии;

¨ Абсолютизация скачков - взрывов и недооценка постепенных скачков.

С конца 80- х - начала 90- х годов именно философы этого направления стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать философское наследие России 19 - начала 20 веков и русского зарубежья 20 -50 -х гг. Марксистская или диалектико - материалистическая философия теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения философской мысли.

11. Бытие ( от слова быть, наличествовать) - это самая широкая и абстрактная философская категория и самая бедная по содержанию.

Формы бытия:

¨ Материальная ( первая природа - естественная материя; вторая природа - созданное человеком);

¨ Идеальная ( субъективный дух - внутренний психический мир человека; объективный дух - формы общественного сознания).

Именно вторая природа и субъективный дух составляют бытие человека или социальное бытие.

Уровни бытия:

¨ Актуальное - всё, что есть в действительности;

¨ Потенциальное - всё, что есть в возможности.

Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия (потенциальный уровень). Возможность есть потенциальное бытие, действительность - актуальное бытие (актуальный уровень бытия).

Все различия в философских воззрениях касаются различий в понимании разных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны, вторичны, зависимы от основной формы бытия.

Проблемы, различные решения которых определяют различия в философских воззрениях:

¨ Обладает ли мир в своём существовании единством и что является основой этого единства?

¨ Является ли мир в своём существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается?

¨ Упорядочен ли мир в своём развитии, подчиняется ли он каким - либо законам, или он изменяется произвольно?

¨ Обладает ли мир системной организацией или он существует как простой конгломерат различных элементов?

Отсюда возникает идеализм и материализм, монизм и плюрализм, детерминизм и индетерминизм и т. д.

В категории бытия фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Бытие - интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории:

¨ Субстрат - то, из чего всё сделано (тождественно понятию "материя").

¨ Субстанция - первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явлений, процессов, посредством которых и через которые они существуют. В 18 веке под субстанцией подразумевали всё, что существует само по себе и представляется само через себя. Но впоследствии термин "субстанция" был модифицирован, и он стал обозначать неизменную основу сменяющихся явлений.

Противоположное понятие бытию - небытие - это всё, чего нет.

12. Материя как понятие - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.

Вопрос о сущности материи затрагивает основы любого более или менее развитого, а тем более философского мировоззрения, и его обсуждение не может не создавать множества трактовок материи.

Материя - это:

¨ Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств.

¨ Субстанция. Вопрос о характере субстанции - главный в определении сущности основных направлений философии.

Существует и другая точка зрения, согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции - гносеологический признак материи.

Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:

¨ пространство;

¨ время;

¨ движение как способ существования материи.

Понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом развитии:

1. этап наглядно - чувственного её представления. В ранних древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.

2. Этап вещественно - субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости.

3. Этап философско - гносеологического представления о материи.

4. Этап философского субстанциально - аксиологического представления о материи. Происходит личностное понимание материи, прежде всего с точки зрения категории личности.

Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям "вещество", "энергия" и др. Для раскрытия собственно философских понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень важно, например, установить критерии физического существования, в том числе с целью отграничения "материального" от теологических феноменов. В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией, социологией, гуманитарными науками.

13. Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обуславливают движение материи, которое является основным способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой - относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения.