Смекни!
smekni.com

Билеты по философии (БрГТУ) (стр. 7 из 10)

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся “материальной силой”. Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Таким образом, мы видим, что сознание не может существовать вне общества. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

25. Природа человека – предельно широкое понятие, это уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. Человек способен осознать противоречивость своей природы, понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам – миру свободы и миру необходимости. Из всех существ во Вселенной человек единственный, кто не уверен, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он, даже поступая жестоко, делает это по – человечески. Человечность – это нравственная характеристика человека, она отличается от понятия человеческого. Человеческое – это жизнь, данная вместе с её осознанием. Природа человека предполагает осознание противоречия своего существования как собственного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть. Ответов на вопрос, кто я, может быть множество, но все они сводятся к двум:

· Регрессивный путь – возврат к животной жизни, к предкам, к природе, погружение в первичную коллективность.

· Прогрессивный путь – путь собственного бытия, на котором человек обретает свою сущность.

Взаимодействие биологического и социального – вопрос о природе человека. Существует две позиции по этому вопросу:

1. Природа человек биосоциальна. Биологическую природу человека определяет совокупность видовых признаков, присущих ему как гомоноиду. Причём на многие из этих биологических параметров самое непосредственное влияние могут оказывать социальные факторы. Биологически предопределены у человека возрастные периоды – детство, взрослость, старость. Но и на их продолжительность могут оказать влияние социальные факторы. Так, при разностороннем и хорошем воспитании человек может быстрее перейти из детского во взрослое состояние. Физические различия, существующие между людьми, определены биологическими различиями (различия между полами, цвет кожи, глаз, строение тела и др.).

2. Природа человека всецело социальна. Социальное в человеке – это прежде всего орудийно – производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Человек не может существовать вне других людей и человеческих сообществ. Средством общения между людьми выступает язык, он является и фундаментальным стимулятором развития у человека мышления. В современной жизни умственные способности обеспечивают человеку его благополучие, существование и функционирование научных, производственных и социальных институтов.

Как соотносится биологическое и социальное при определении природы и сущности человека? Только в единстве. Без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гомоноидов, но без социальных условий невозможно было становление человека.

В чём состоит смысл жизни человека? – в решении этого вопроса прежде всего необходимо определить самоценность и самоцельность человеческой жизни, которая предстаёт не случайной и не бессмысленной, так как индивид, личность рассматриваются не сами по себе, но и как часть целого – человеческого общества. Маркс отмечал, что индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни является проявлением и утверждением общественной жизни. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он – постоянно не реализуемое адекватно существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, «сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Такая неудовлетворённость, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключённые в непосредственных её мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл личности и общества в целом. Совпадение, единство личного и общественного, т. е. мера этого единства, неодинаковая на разных этапах истории и в разных общественно – экономических формациях, и определяет ценность человеческой жизни.

26. Практика – это способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путём активного преобразования объективно существующих предметов и явлений. Категория практики занимает особое, ключевое положение в системе основных понятий философии. Именно с её помощью выявляется место человека в структуре бытия, его взаимосвязи с неживой и живой природой, с социальной действительностью, его включённость в систему материальной и духовной культуры, раскрывается сущность сознания человека, его духовной и душевной жизни. Категория практики задаёт исходные ориентиры целостного представления о человеке во всём многообразии его взаимосвязей с окружающим миром. Принципиальной особенностью практики как специфической формы бытия человека в мире является её открытость перед возможностью освоения человеком объективной реальности. Практика формируется, воспроизводится и развивается в единстве субъект – объектных и субъект – субъектных отношений, она представляет собой всегда общественную деятельность. Практика предполагает наличие культуры общения как необходимое условие своего существования. Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая включает в себя:

1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств.

2) Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования.

3) Совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности.

Формы практической деятельности:

· Производственная практика (материальная производственная деятельность) – форма практической деятельности, лежащая в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом;

· Социальная практика (перестройка) – носит революционный характер и направлена на реальное практическое преобразование условий нашей жизни, общественных отношений, самих людей;

· Наука – особая форма, превращающаяся в непосредственную производительную силу, средство управления социальными процессами;

· Техническая деятельность – представляет собой важнейший элемент производительных сил, определяющих характер и содержание способа производства, она тесно связана с преобразованием тех или иных устройств, созданных человеком – артефактов.

27. Общество – открытая, материальная система, развивающаяся на основе объективных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации. В основе общественного развития, по Марксу, лежит способ производства. Общество рассматривается в двух аспектах:

1. система связей и отношений, в которой и посредством которой люди взаимодействуют между собой и природой и осуществляют свою жизнедеятельность.

2. Особая форма интеграции индивидов, приобретающая системность, относительную самостоятельность и регулирующая отношения людей.

Общество есть подсистема объективной реальности, включающая в себя структурные, функциональные и динамические связи.

Понятие общественно – экономической формации:

Маркс открыл некий новый общественный тип, названный общественно – экономической формацией. Маркс провёл научное членение исторического процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из общественно- экономических формаций. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены общественно- экономических формаций, ступеней этой истории. Как всякое научное понятие, понятие формации есть отражение реальности, но взятой на уровне сущности, а не её многообразных проявлений. Общественно- экономическая формация – это конкретно- исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация – целостная система. В формацию входят производительные силы и производственные отношения, которые и составляют её материальную основу. В формацию также входят определённые социальные субъекты, представленные различными историческими формами общности людей: родами и племенами, сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и общественными организациями. Марксистская теория естественноисторического развития общественно – исторических формаций придаёт очень большое значение проблеме развития техники и производительных сил в целом. Ведь именно их совершенствование определяет в конечном счёте необходимость перехода от одной формации к другой. Каждой формации присущи свои качественные особенности, в то же время у различных формаций имеются сходные черты. Так, например, все антагонистические формации основаны на эксплуатации. Общие черты имеются и у социалистического общества с предшествующими формациями (капитализмом).