Смекни!
smekni.com

Ответы на вопросы по западноевропейской философии 19 века философского факультета СПбГУ (стр. 3 из 11)

Искусство - творение гения, для кот. только и доступен синтез конечного и бесконечного. Его миссия быть проводником бесконечного. Это достигается посредством превосхождения собственной конечности, существа - ограниченности разума. Метод - ирония. Она стоит по ту сторону любого знания и действия, той или иной формы выражения человеческого духа, неспособной исчерпать его самого. Ирония есть избегание себя, искусство развоплощения. Ирония как активность познающего разума.

Трансцендентальный субъект - творец всего сущего. Романтики рассматривают его как демиурга, независимого от морали. Трансцендентальная редукция переделана в метод художественного творчества - «иронию». Бесконечная рефлексия, создание образов сознания, имеющих смысл только как база для создания художником нового. Эстетическая рефлексия в принципе не имеет результата. Сам процесс рефлексии самоценен. Романтики яростно против диалектического сознания. Задача - разрушить примитивные, житейские воззрения, побудить человека к творчеству. Игра воображения и рассудка полностью отделена от этической субстанции. Эстетический субъект теряет свою субстанциальность. Отказ от себя и идея двойника. Многие романтики кончали сумасшествием.

Диалектика и общая герменевтика Фридрих Даниил Эрнст Шлеймахера(1768-1834). Германия.

«Рассуждения о религии»- 1779, «Монологи»- 1800 и т.д.

Предтеча философской герменевтики. Создает «Общую герменевтику» не ограниченную в своем применении только к текстам. Любой текст требует диалектического понимания: важно каким языком пользуется автор и каковы его собственные особенности. Язык составляет грамматику, особенности автора - психологию. Понимание текста , исходя из духовного понимания автора . Психологический момент Ш. определяет как особый способ мышления и чувствования. 2 метода герменевтики: 1. Грамматический. 2. Психологический. Однако понимание не является простым суммированием этих двух аспектов. Оно должно пройти три ступени: 1. Повседневная, проходит бессознательно. 2. Обобщенный опыт специальной герменевтики, напр., религиозной. 3. Высшая форма - искусство - в основе лежит факт, что язык и мышление в некоторый момент взаимно определяют и ограничивают друг друга, в результате чего получается некоторая конструкция которая и подлежит толкованию. Основанием герменевтических процедур является герменевтический круг: « Понимание целого должно исходить из части, понимание части должно исходить из целого.». В этом диалектическом замыкании себя самого на промзведении и рождается понимание. Познание начинается с целого,. Целое имеет приоритет перед частным, но потом отношение меняется - целое и частное уравнивается. Также должны быть уравнены позиции толкования и толкуемого - нужно вжиться в чужую эпоху. Понимание этого и дает целое. Текст должен включаться в горизонт всего творчества автора. Проникновение в произведение происходит постепенно. Грамматическое истолкование - связанно с искусством находит смысл с помощью языка, носит внешний, объективный характер. Психологическое истолкование - Дает возможность исследовать субъективные моменты речи автора, его внутреннюю сущность. Эти два истолкования взаимосвязаны: первое определяет рамки исследования, второе выявляет заключенный в этих рамках смысл. Первое формально, второе содержательно. 7 правил истолкования: 1. Психологическое истолкование должно начинаться с общего обзора произведения. 2. Нужно использовать герменевтический круг. 3. Необходимо понять стиль автора. 4.Понимание стиля может быть достигнуто только приблизительно. 5. Необходимо уравнивание позиций автора и исследователя. 6. Необходимо использовать индуктивный и сравнительный метод. 7. Понимание идеи произведения складывается из понимания адресата произведения и материала произведения.

Для Ш. диалектика - искусство. Интерес к нему - со2 пол. 19века. Помимо простой техники понимания и истолкования, она осваивает саму интерпретативную структуру, характеризующую понимание как таковое. Понимание частного и элементарного следует из понимания целого. Необходимо, чтобы текст, интерпретируемое и интерпретатор, принадлежали одному горизонту. Проблема стоит в удержании тотальности объекта понимания, в целостности операции понимания,обхватывающей и субъект и объект. Два ее свойства: 1- необходимое предзнание целостности интерпретативного действа. 2- необходимость принадлежности действия и понимания к более широкому горизонту. Переводы Ш. Платона.

Религия - отношение человека со всеобщим. Религия - интуиция и чувство бесконечного. Бесконечное, оставившее след в человеке, и есть интуиция. Религиозное чувство - форма тотальной зависимости конечного человека от всеобщего как бесконечного. Ш.- убеждение в приоритете для познания внутр. чувства, логической непостижимости высшего начала - Бога. Философия как синтез конечного и бесконечного, осуществляемый творческой силой духа.

Несколько отличен от романтиков, хотя принадлежит этому течению. Разделял взгляды Шлегеля., Новалиса, но по своему настрою был религиозным человеком. Оставил после себя много трудов. Стал известен в Германии благодаря работе: «Речи о религии. Обращение к людям образованным, но презирающим ее.» В нее вошли два монолога. Шлейермахер был протестантским теологом, но в книге выходит за рамки теологического языка и пытается объяснить философским языком суть религии. Ш. был действующим священником , хотел восстановить утраченную связь между религиозностью и духовностью, т.к. считал что вне религии человек индивидуализируется и теряет свою человечность. Человек может быть человеком только в сообществе, человечестве. Преподавал в Берлине в одно время с Гегелем - диалектику.

39.Философия культуры Г. Зиммеля(1858-1918)Последний представитель фс. Жизни. Германия.

Увлеченность Ницше, позитивизмом. Близок к неокантианству. Не был связан с академической философией. Но на закате жизни высказался в пользу релятивизма. Интерес к Канту, Гете.

Феноменология жизни:Интерес к социальным проблемам. «Социальная дифференциация». Интерес к проблемам культуры сквозь призму эволюции жизни, которая достигает зрелости в самой культуре. Тезис: теоретическое и явленное само по себе в культуре не существует. Задача - адекватно воспроизвести явленность культуры- «Жизневоззрение», «Созерцание жизни».

Открытие индивидуального закона, рассмотрение культурно образующих составных современной эпохи.

Но в понимании жизни у З. нет ницшеанского декаданса. Вечное возвращение привязывается к явленности этой жизни. Взгляды Ницше соединились с ранним Гегелем.

Жизнь иррациональна, самодостаточна - внеценностна. Факты жизни - труд, творчество, которые становятся ценностями лишь когда они рассматриваются с точки зрения определенных идеалов, помещаются в культурный контекст. Дух, жизнь образуют культуру путем саморефлексии. Культура - результат духовной и практической деятельности человека. Как таковая она уловима лишь в определенном контексте. Сами по себе ценности важны для развития культуры, но не являются ее основанием. Ее основание - сама жизнь, Дух. В этом конфликт не только совр. явленности жизни, но и сама «трагедия жизни» в аспекте ее явленности. Культура - поздний уровень объективации жизни. Явленность подталкивает к осмыслению соц. форм культуры - общества.

Общество не есть цельный монолитный организм, а единое целое, состоящее из множества соц. групп, слоев, кот. состоят из индивидов. Т.о. конфликт любой культуры трагически отзывается в осмыслении существования каждым индивидом. Трагедия - мироощущение с сознанием собств. неповторимости и причастности к обществу. Трагедия З. отличается от Ф.Н. стремлением соединить метафизику с теологией. Трагедия - конфликт между восприятием мира как Я и как того, где для меня нет места. Это действ. причина развития рефлексии и культуры в целом - попытка воспроизвести один и тот же предмет с разных сторон, целостный взгляд. Итог: Основа развития культуры - ее конфликт, который связан с трагическим сознанием бытия, укорененном в природе «индивидуального закона».

Феноменология Зиммеля - ф. Юма, Канта, но не Гуссерля.

«Фундаментальные проблемы философии»(1910)- Зиммель выделяет помимо субъективного и объективного «третье царство» идей и «четвертое» долженствования. Проблему истории он ставит в кантовских терминах как проблему условий, отстаивая автономию и правомерность историко-социальных наук от естествознания. Но он полагает, что условия познания объективируются в опыте. Возможности истории раскрываются из самой истории и изменяются вместе с ней. Они продукты собственно людей, подчиненных ей и осуществляющих ее. Исторический факт - продукт интерпретации того или иного события, самой истории тем или иным историком, который является носителем определенных ценностей, через установления отношения к которым то или иное данное получает свою значимость. Изучение предполагает психологическое вживание как понимание и воспроизведение духовной жизни. Тождество познающего субъекта и познаваемого объекта делает возможным историческое познание, но не гарантирует его ценности. Социология - дескриптивная наука, поэтому позитивное отношение к обществу не может вскрыть его природы. Необходимо вживание, интерпретация тех или иных данных в свете ценностных категорий, кот. не вечны и не абсолютны. История понимает факты и единичные события, а социология описывает формы их объединения, «формы ассоциации». Социология формальна, дать ей ее содержание может лишь философия истории. Однако и это проблематично, т.к. жизненный мир относителен, соотв. нетрансцендируем.

Субъект индивидуален и бытиен. Бытие человека и бытие общества изоморфны. Внутренняя потенция личности вызывает ее развитие. Образуется система несмешивающихся миров. Культура имеет материальные и духовные формы, и вопрос в том, что первично, смысла не имеет. Они координированы их эманацией из общего центра. Жизнь отливается в формы культуры в соответствии с определенной заданностью. Взаимообусловленность жизни и культуры. Образец - структура обществнных отношений. Изменение духовных отношений вслед за экономическим базисом. "Конфликт современной культуры". Центральная точка всей системе мира, из которой разворачиваются миры - точка, где смешиваются сущее и должное. В античности это идея единого, телесного, субстанционального, божественного бытия, поэтому вся античность носит пластический характер. В срвек. это понятие божества, теоцентризм, бог - и источник действительности, и существо, требующее выполнения законов должного (свободное повиновение). В Нов. Вр. это понятие природы: природа - воплощение идеи бога; и сущее, и (воплощая волю бога) - должное; и истина, и идеал; так возникает новый тип культуры. К концу Просвещения на первый план выходит идея личного Эго. Мир - результат творческой активности субъекта., 19 век - несчастный век, неспособный породить всеобъемлющую идею. Субъект фикция, реально лишь общество. Требование растворения личности в обществе. Центральным понятием становится понятие жизни; она - критерий всех оценок. Это изменило эволюцию всей культуры: раньше менялось содержание понятия жизни в поисках наиадекватнейшего ее выражения, теперь же жизнь стремится полностью воплотить себя, разрушая любую форму культуры. Борьба против формы как таковой. Футуризм, кубизм и т.д. - разрушение любой законченности формы, бесконечность. Прагматизм - тоже борьба с формой. Сама жизнь определяет личность или истинность наших представлений. Даже в этике ведется борьба с формой: в эротической культуре - борьба со всеми устоявшимися нормами морали, устранение морали как аспекта культуры. Но всякий аспект культуры, если рассматривать его эстетически, всегда требует формы. Религия устраняется и заменяется мистикой (бесформенной религией) для тех, кто не может совсем обойтись без веры. Зимм. подчеркивает трагизм этих событий, ибо жизнь можно выразить лишь через форму. Дезориентация современной культуры и ее уничтожение как таковой. Культура как таковая - враг жизни.