«Введение в метафизику» - 1903. Статическая и динамическая религия, закрытое и открытое общество.
12.Магический идеализм Новалиса(1772-1801). Германия.
Настоящее имя - Фридрих фон Гарденберг.
«Лого-логические фрагменты»- 1798. Философия как идея все мистически пронизывающая. Мистицизм как высший тип познания, т.к. синтезирует в себе логическое и интуитивное. Логика имеет своим предметом физиологию идей. Логические идеи стоят как слова без мыслей- логика занимается мертвым телом науки о мышлении. Метафизика - это динамика науки. Но метафизические идеи как мысли без слов.
Лог. мыслитель -схоластик- уничтожает живую природу, чтобы на ее место поставить автомат. Ему противостоит созерцающий поэт - мистический макрополит. Он ненавидит правила и жесткие формы. Для него жизнь - дикая, царствующая в природе сила, кот. все одушевлено. Нет омертвляющих законов, всюду царит произвол, спонтанная производительная сила и развитие - динамика.
Высший принцип философии - парадокс, кот. нацеливает поэта на исследование мира, где постояно происходит притягивание-отталкивание, понимание-непонимание. Это осн. стимул нашей познавательной деятельности. Здесь мистическое не тождественно сверхестественному.
Мистический дух проявляется в диалектике противоположностей, высшим принципом кот. явл. парадокс. Романтики боролись с систематичностью науки, кот. абсолютизируя закономерность, устраняет противоречия и делает мир застывшим, лишенным жизненной силы. Подлинная философская система должна возвести бессистемность в систему. Абсолютным является произвол и бесконечность проявлений предметов - бесконечность истины и принципиальная открытость философии. Новалис - попытки найти единый принцип бытия равен попыткам отыскать квадратуру круга. Принцип бессистемности привел к тому, что романтики не оставили после себя больших работ. Было множество не оформленных и непроясненных идей, разбросанных по различным статьям.
Все происходит из духа, он доминирует в качестве абсолютного властвующего начала. Все что есть рождается от контакта духов. Философия - это магия и искусство. «Мир - результат взаимодействия Я и Божественного». Новалис стремился к эстетическому синтезу всего знания на основе выработки всеобъемлющего научного образа мира, его символического языка. Главное в синтезе знания - идея единого мироздания и проникающего его во всем принципа магического превращения, единства всех исторических эпох, единства истории и мифа, сказки и были, реальности и сновидения.
9. Немецкая философия 19 века. Общая характеристика.
В первой пол. 19 века характерно доминирование школы Гегеля(см. Шопенгауэра). В 1831 году Гегель умер - распад его школы, выход на первый план других.
Школа , сосуществовавшая с немецким идеализмом - немецкий романтизм(80-е г. 18 века- 30-е г. 19 века) - быстро доходят до публики, филос-е публицисты. Но значимости школы гегеля и вообще нем. Идеализма не полуила. После Гегеля - младогегельянцы и старо-гегельянцы(Бруно Бауэр). Предмет размежевания - проблемы соц. порядка и гос-ва. Наиболее радикальные младогегельянцы - марксизм 50-60-е года. 50-е годы - интерес к философии пропал. На первое место выходит позитивизм. Вновь интерес к философии пробуждается в связи с работами философов. 1865- Отто Либман, механицист - «Назад к Канту». После - Лотце, Вундт, Дильтей, Неокантианство.
Одновременно с магистральной линией - иррационализм. 1819 - «Мир как воля и представление», Шопенгауэр. Известность получила в 50-е годы. - концепция Ницше - 70-е годы «Философия жизни».
Неокантианство - Марбургская и Баденская школы - 70-е г. 19в. - сер. 10-х г. 20 в. Коген, Наторп - Виндельбанд,. Риккерт. Проблематика: проблема познания и смысла существования(теория ценности).
Философия жизни - обозначает не школу, а скорее течение - Ницше, Дильтей (академизация), Зиммель, в нач.20 века условно примкнул Шпенглер.
80-90-е годы - расцвет отредактированного позитивизма - эмпириокритицизм - Э. Мах, Р. Авенариус. Возникла в связи со сменой научных парадигм. Ставили вопросы о иной связи фил. и науки. Новый способ развенчания метафизики - явление является предметом познания благодаря явленным способностям человека(ощущение). Только опредмеченная наукой фил-я может стать позитивизмом - необх. пересмотреть ощущение. Физиология является главенствующей в этом анализе. Мы сможем сказать что есть опыт. В 1916 году стараниями Маха организовался т.н. Венский кружок.
6.Французская философия 19века. Франция.
События революций показали негативный момент разума, обратную сторону Просвещения, и дальнейшее развитие мысли было обусловлено реакцией на эти события м освещавший их идеал Просвещения. За лозунгами свободы, равенства и братства шло рабство и разобщение. Реакционные течения стремились подорвать веры в идеал просветительства и в веру в разум, т.к. в реальной жизни эти идеалы были дискредитированы. Особенно четко проявились два течения: спиритуализм и традиционализм.
Спиритуализм во Франции I пол. 19 века.
Спиритуализм. Он сложился под воздействием - развития фр. Сенсуализма (Кондильяк «Идеологи»)( «Идеологи» - физиология определяет человека, а не разум. Сводили мышление к физиологическим отправлениям организма. Развенчивали миф о разуме. Разум стал идолом. На фр. Материализм - Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольдбах. Кондильяк довел это до логического конца). Мен де Беран(1766-1824) - более широко смотрел на проблему - первый представитель волюнтаризма, современник Шопенгауэра. Исходил из Фихте(деятельного Я).Активность сознания. Оно не tabula rasa. Не-Я есть в первую очередь собственное тело, т.о. исходным пунктом философия должна быть рефлексия на преодоление собственной телесности. Внутренний опыт дает форму, а рефлексия/сопротивление дает содержание. Т.о. отделив психологию от философии Мен де Беран строит псевдо картезианскую философию. В основании лежит не cogito-sum, а воля. Волю т.е. существую. Т.о. внутренний опыт составляет основу науки о Духе. Принцип ее - самопознание волящей личности. Т.о. Он не мог отойти от моральной проблематики, к кот. подходил через религию. Воля - принципиальный момент его гносеологической системы. Говорит об активности сознания. В воле мы переживаем как нашу собственную активность так и то сопротивление которое оказывает нам окружающая среда. Личность должна стремится к преодолению этого сопротивления.
Последователи - Ампер - магнетизм рассматривал как мистическое явление. Это сила одухотворяет человека и природу. Приспосабливал идеи Мен де Беран к естествознанию.
Жофруа , В. Кузен - первый пропагандист НКФ во Фр., Спиритуализм для Ж. и К. был учением,. Разрабатывающим психологическими средствами проблемы познания. Как философский термин спиритуализм был введен Кузеном. Антипозитивизм, несводимость человека к природе, интерес к эстетике и морали, свободе личности. Программа спиритуализма: Философия не может и не должна быть поглощена наукой. Человек -предмет философии- отличен от прочего природного наличием свободы, рефлексии. Необходимо структуры и границ научного знания. Делая акцент на трансцендентности Бога, оспаривал тождество конечного с бесконечным в романтизме. Человек - Дух, в свободной духовной активности продуцирует смысл вещей.
Традиционализм. Жозеф де Местр , Сен-Мартен.Французский мистицизм I пол. 19 века.
Реакция на политические события. 2) Исходя из кант. дуализма пытались произвести линию м. естеств. и метаф., понять и закрепить ее в виде рассуждений о противоположности м. наукой( природа) и историей (человек). Сие указывает на несводимость их форм и методов анализа. Это позволяет рассматривать историю как деятельность человека. Стремились думать, что человеческий мир есть проявление божеств. стороны в человеке и дело в том как человек проявляет свою божественную. Они были публицисты. Революция - наказание Божье, посланное неверующему человеку. Неверие, порожденное Просвещением, должно быть искорено. Способ исторического видения д.б. одухотворен идеей божества, верой.
Это повлияло на Реставрацию. В повседневных поступках человек должен ориентироваться на веру и на прошлое. Разрушение этих связей повергает человечество в хаос.
Философский смысл: история или знание о человеке не имеет ничего общего с природой - реакция взгляда на человека как естественное существо. Человек не есть тело, как боговдохновленное существо он отличается от природы.
Тут идея выделения исторических наук в особую область= историческая школа в Германии 30-40гг. = «гуманитарное знание». Его принцип сформулировал В. Дильтей в 70-80гг.
Философский романтизм. История развития. Основные представители. Германия.
Романтизм. В основном связан с Германией. Четкого определения не имеет. Расматривается в психологическом контексте как определенная модальность Духа - мятежность. Идеализация средневековья _ обращенность на рыцарский образ = романтическая литература. «Буря и натиск».
«Роман» - повествование, включающее несколько сюжетных линий, множество персонажей - явление, связанное с опред. мировоззрением. К нему относились не только литераторы. В сравнении с Просвещением разные векторы - золотое время позади, в прошлом : либо античный мир, либо раннее средневековье. Большинство видели идеал в Средневековье, когда человек был свободен в волеизъявлении под знаком рыцарства. Вектор прогресса был силен до Революции. Литература 18 века характеризуется романт. Видением мира- «странствия».
В конце 18 нач. 19 века романтизм осознаетсякак философское мировоззрение, не школа и не традиция.
Рассмотрение мира, истории в перспективе их динамики. Идея развития, движения - основная хар-ка мира. Движение как в пространстве так и во времени. Мир в его многообразии и единстве.