Универсальность рассмотрения культуры. К.- как целостное явление. В этом смысле отдельные области искусства д. рассматриваться как слитые воедино, сквозь призму универсальности. Мир воспринимается как целостное явление именно в искусстве. Человек не выделяется из мира как особенное существо, неразличимость мира природы и мира культуры. Полагаемого Гоббсом разделения философии - природа, человек, общество - здесь нет. Наоборот намечается поиск их органического единства. Требование универсального метода. Отсюда антипатии романтиков к философскому инстументарию анализа, систематизации.
Романтики считали, что только мета-научным способом можно осознать мир как нечто целостное. Требование размыть границы философии и естествознания, философии и искусства. Инструментарий мистического хар-ра и пример такового познания - их искусство.
Природа понимается как жизнь, все одухотворенно. Примат «содержания» над формой. Приоритет фантазии над рассудком.
Философия Йенского кружка(1797-1804)
Щлегелли: Август - литературный критик, Фридрих - дух. глава кружка, ф-ф - литературовед.
Шеллинг, Новалис, Зольгер. Идеи романтиков влияли на ф-ю жизни, хотя Ницше и относился к ним скептически.
Борьба за кантовское наследие. Апологеты отличались традиционным взглядом на естествознание. Основная линия намечаемая философией не должна опровергаться естествоиспытателями. Но было не так. Многие явления требовали иного инструментария. Отсюда мысль о том, что прежде необходимо проникнуть в дух явления, а лишь потом пытаться описывать его систематически. Наука должна развиваться, используя скорее интуитивные методы, связанные с мистическим зрением. Критика интеллектуальной интуиции Декарта, чье прозрение связано с непротиворечивой связью частностей. Она устраняет противоречие из целого путем механической связи частного.
Мистическая интуиция связана с тем, чтобы в первую очередь представить ядро явления, а лишь потом связать с ним частности. Она имела задачу виденье целостности предмета из заложенных в нем противоречий, но не явл. Мистикой, ибо являлась научной, вынося познание на более высокий уровень развития.
Потом Гете, Шиллер, Якоби, Гердер.
Трансцендентальный субъект - творец всего сущего. Романтики рассматривают его как демиурга, независимого от морали. Трансцендентальная редукция переделана в метод художественного творчества - «иронию». Бесконечная рефлексия, создание образов сознания, имеющих смысл только как база для создания художником нового. Эстетическая рефлексия в принципе не имеет результата. Сам процесс рефлексии самоценен. Романтики яростно против диалектического сознания. Задача - разрушить примитивные, житейские воззрения, побудить человека к творчеству. Игра воображения и рассудка полностью отделена от этической субстанции. Эстетический субъект теряет свою субстанциальность. Отказ от себя и идея двойника. Многие романтики кончали сумасшествием. Попытка выхода из эстетического тупика: Шиллер. Последователь Канта. Воссоединение утраченной целостности субъекта - эстетический акт. Шиллер рассматривает как эстетическое склонность, желание, побуждение, как рациональное - долг. Эстетическая сфера - гармония чувственного влечения и долга. Не имеет никакой реальности, эстетическая видимость, фантом. Образ целостности человека. Эстетическая сфера - средство нравственного воспитания человека. Субъект среди царств нравственного долга и законов природы строит сферу прекрасного. Она имеет онтологический статус в самом человеке. Ценна тем, что готовит человека к нравственности. В одном случае субъект несубстанциален, в другом эстетическая сфера становится базой морали. Позиция Канта реалистичнее позиции Шиллера. Романтики исходят из того, что сфера эстетики - сфера продуцирования нереальных образов. Эстетическое суждение должно иметь реальную основу.
Гёте - художник. Гёте, помимо того, был ещё и учёным, естествоиспытателем. Начинает интересоваться Кантом после КСС. Нашёл аргументы против Шиллера. Не надо приписывать природе наши субъективные цели. Телеология - чисто субъективный способ представления природы. Изучает КЧР, КПР, пытается определить своё понимание природы, свободы и прекрасного. Кант пытался преодолеть идеализм и произвол умозрения. Гёте отмечал, что наше знание целиком из опыта не проистекает. Эту же позицию Кант занимает в эстетике: избежать и классицизма, и романтизма. Ценность любого произведения искусства в многобразии различных впечатлений. Гёте никакой специальной эстетики не писал. В произведении искусства невозможно понятийно выразить идею. Он близок здесь к романтизму. Подчёркивает значение теоретического мышления в искусстве. В каждом произведении содержится концепция. Единство воображения и познающего разума. Доктор вагнер в «Фаусте» - типичный образ учёного, рассудочного человека. Фауст же через учёную карьеру ищет нравственный смысл жизни. Он должен разувериться в силе разума - и тогда окажется в лапах Мефистофеля. Приоритет чувственного над рассудком, о чём говорит дьявол«Фауста». Фантазия как необходимое дополнение рассудка. Её гармония с понятийным миром не исчерпывается словом «игра», нужна опора на ratio. Художник должен смиренно копировать правду. Дисциплина мысли. Художественное творчество - не игра, а серьёзный труд. Против абсолютизации активности эстетического субъекта. «Фауст» - сложнейшая интеллектуальная конструкция. Критикует романтиков, требующих отказа от выражения нравственной позиции в произведениях искусства. Своеобразие романтической иронии: 1/ ирония как активность познающего разума, 2/ как активность морального разума, (П.П.Гайденко «Трагедия эстетизма») Гретхен откинула всю традиционную патриархальную мораль. Романтики делают отсутствие нравственной идеи принципом творчества; от всех идей надо лишь отталкиваться. Сцена в тюрьме: Гёте выносит нравственный приговор Гретхен. Нравственная позиция художественного творчества понятийно неопределима, ибо выходит за рамки обыденной морали. Критика традиционной морали - лишь момент построения морали вообще. Мефистофель - разрушительная сила, отрицатель, но исполняет позитивную функцию. Ближайшая его задача - зло, но он нужен мирозданию, в коем по воле бога выполняет определённую задачу. Ирония - только момент движения к истине. Обретение нравственной позиции в творчестве не означает отказа от свободы. Критика не должна доходить до отрицания ценности мира вообще. Заново вопрошает о соотношении субъекта и объекта в художественном творчестве. Для Гёте значимо понятие продуктивности. Это фундаментальное свойство человека, универсальный критерий деятельности. Эстетическое относится и к сфере теории, и к практике. Фауст объединяет людей для борьбы с природными стихиями. Гёте - эстетический предмет - задача творчества, задача продуктивная. Называет субъективизм болезнью своего века. Каждое внутреннее стремление направлено изнутри к миру объективному. Мораль и природа для Гёте были объектами, неспособными совпасть. В процессе соотнесения в искусстве законов природы и всеобщего морального содержания синтезируется изображение общего, существующее только через индивидуальность. Постижение мира от абстрактного к конкретному. Выявление общих законов. В искусстве общий смысл существует через индивидуальность, безразличную как для науки, так и для морали. Способность поэта - выразить это общее в единичном, через индивидуальность. Именно это есть совокупность бытия. Объективное существование вещей как конкретных индивидуальностей - особый объект наряду с природой и свободой, доступный лишь искусству. Природа и нравственность соединены в конкретной личности, которая в своём индивидуальном содержании поднимается до всеобщности. Каждый сообразно своей организации имеет собственную истину, которую лишь он может понять до тонкостей. Кто достигает всеобщей истины - не понимает себя. Именно индивидуальность отношения человека к миру придаёт ему качество эстетической предметности, создавая особую эстетическую сферу. Поэтому своеобразие э.с. - во всеобщезначимой индивидуальности. У Гёте эстетический субъект качественно своеобразен, его активность и продуктивность - синтез знания и нравственности; эстетическое качество субъекта в его индивидуальности, имеющей всеобщее значение; индивидуальность предметов образует эстетическое качество мира. Соответствие эстетического субъекта и эстетического объекта в индивидуальности существующих вещей, которая свободна от интереса всеобщих понятий и основана на эмоциональной активности субъекта
«Объективизация» жизни у В. Дильтея.Германия.
Понятие бытия и переживания у Дильтея.
Критика историзма у Дильтея.
Вильгельм Дильтей (1833-1911)- критика исторического разума, обоснование ценности наук о духе. Противник Гегелевского и позитивистского понимания истории. Возвращение к Канту- поворот проблематики внутрь социальных и исторических наук, трактовка человека как волевого существа. Работы: «Введение в науки о духе»-1883 - разделение наук по природе(внешние явления) и наук о духе(человеч. отношения, познаются непосредственно) по предмету. Гносеологическое отличие - историю как науку о духе с ее категориями смысла, цели и ценности интересуют внутренние переживания, человеческий мир структурирован как исторический. Науки о духе изучают как законы единообразия, так и события в их единичности. Эти противоположности связываются понятием типа. Обращение к переживанию - единственное основание наук о духе. Внутренний опыт интегрируется с пониманием(повторное переживание и воспроизведение) - теория вчувствования?.
Во «Введении в науки о духе» Дильтей вводит понятие ценности. «Очерки по обоснованию наук о духе»1905 и «Создание исторического мира в науках о духе» 1910- из различия между опытом и жизнью(первое - частный момент второго) выводит общее основание наук о духе- жизнь(жизненный мир, кот. лежит в основании всего)