Смекни!
smekni.com

Философия жизни (стр. 4 из 19)

·Спасение может быть лишь впереди, когда человек сам выведет себя из процесса производства всего необходимого для своего воспроизводства и получит подлинную свободу творчества, свободу, зависящую не от обстоятельств, а от воли самого человека.

·Отсюда и главный вывод: откуда бы мы ни вели род человеческий - от Адама или от обезьяны - главный смысл существования есть творчество, творение.

·Только оно дает человеку надежду на овладение тайной бытия и возрождение для вечности не только грядущих поколений, но и поколений, уже проживших свое материальное воплощение.

·Забегая вперед скажу, что грядущее возрождение - это явление, не исключаемое материалистическим взглядом на мир. Переход в трансцендентальность, слияние с ней - отнюдь не только теологическое понятие.

·Под грядущим возрождением я понимаю грядущее слияние в единое мировое сознание и смыкание с трансецедентальным бытием номов сознания отживших биологически поколений. И через смыкание с трансцендентальностью произойдет слияние их с душами или номами сознания поколений, переживших свое биологическое воплощение.

·В этом ключ к пониманию того, что смысл жизни каждого человека - в трансцендентальной предназначенности его творчества, в направленности его на грядущее инобытие. О том, как оно возможно и почему творчество человека ни при каких обстоятельствах не ограничивается только его биологической жизнью и имеет направленность именно на грядущее возрождение всякой жившей души, мы поговорим далее.

·У меня спросили

·У меня спросили: "Почему Вы отрицаете церковь? Почему в ней Вы видите только корыстного посредника?"

·Церковь отрицать нельзя. Человечество - дерзновенная юность трансцендентности. Ему просто необходимо духовное наставничество. В этом - высшая предназначенность церкви. Идет ли речь о христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и т.д.

·Однако ни одна церковь сегодня еще не готова в полной мере исполнить свою миссию. Более того, господствующая церковная идеология сегодня направлена на усиление разобщенности в человечестве, на подчеркивание исключительности, она порождает высокомерие в отношениях между людьми, принадлежащими к разным конфессиям. Каждая из церквей сегодня исходит из того, что только ей дано спасти человечество, а все другие формы реализации религиозного сознания обрекают людей на погибель.

·Сознание групповой исключительности - признак духовной и интеллектуальной незрелости, признак ограниченного мировосприятия

·.

·Сама история человечества наглядно показывает, что одно из важнейших направлений духовного прогресса и движения к подлинной свободе - исключение исключительности и признание равноправия особенностей. Это в полной мере применимо и к формам реализации религиозного сознания.

·Един Бог - един мир - едино человечество! Однако Бог создал Бытие как бытие разнообразия. Поэтому подлинное единство может быть только в единстве разнообразия. Только разнообразие дает движение, дает жизнь, в том числе и подлинную духовную жизнь. Сведение к однообразию - путь к смерти, лишение Бытия источника движущих сил.

·Греховно все то, что разъединяет человечество на взаимоисключающие части. Свято все, что объединяет человеческое разнообразие, не сводя его к одинаковости. Подлинно святой может быть лишь церковь, стоящая на таком основании. И я говор: грядет вселенское обновление, когда церкви, сохранив свою особинность, воздвигнутся на единый фундамент.

·Не корысть ли говорит: "Только я знаю дорогу и воздайте мне по заслугам моим. Только я знаю дорогу, а другие ведут вас к пропасти"?

·Ибо: един Бог, но неисчислимы его имена. Един Бог, но неисчислимы пути, ведущие к нему.

·Назад к содержанию

·2.Цель бытия

·Я говорю, что все сущее - лишь ручейки в теле могучей реки под названием Бытие. Но эта река течет лишь для того, чтобы выносить в своих волнах вознесущееся над потоком.

·Если смысл жизни в творчестве, то какова цель творчества и самой жизни? Не является ли творчество самодостаточным актом, направленным исключительно на самоудовлетворение творца? Или "зеркальная" постановка вопроса: не обретает ли само бытие смысл лишь тогда, когда оно имеет цель? Однако опять же: в чем заключается эта цель?

·Попытки найти ответ на этот вопрос человек начал делать, наверное, сразу же, как только его бытие стало осознанным и осмысливаемым. Осознанное целеполагание пронизывало все его бытие, всю его деятельность: чтобы сбить плод, я беру палку; чтобы напиться воды, я иду к ручью. Причем именно цель определяла характер действия, именно она была его исходной точкой, побудительным мотивом.

·Отсюда неизбежное философское обобщение этого всеобще-целеполагающего принципа, построенное от обратного: я живу для того, чтобы... Однако дать непротиворечивое объяснение цели своего бытия не просто. Еще сложнее сделать его понятным и актуальным (не только умозрительно, но и поведенчески) на уровне обыденного сознания. Поэтому не удивительно, что вопрос этот давно уже фигурирует в разряде извечных "проклятых" вопросов, и задающий его рискует прослыть досужим человеком, а размышляющие над ним по мнению многих вообще достойны снисхождения.

·И все же по большому счету вопрос о смысле и цели бытия - действительно самый главный, фундаментальный вопрос не только философии, но - самой жизни. И как бы он ни отодвигался сиюминутными житейскими задачами (сделать карьеру, обрести богатство и прочая и прочая), везде мы чувствуем его присутствие, везде он преследует нас. И что бы мы ни делали, и чем больше цена усилий соизмеряется с ценой самой жизни, тем явственней мы слышим вопрошающий голос: "А зачем все это? Стоит ли оно жертвования самим собой и своей душой?" И чем громче этот голос, тем болезненнее и смертельней дисгармония реального бытия и высшей его предназначенности. Тем глубже переживания не счастности жизни.

·Вопрос о цели бытия - это прежде всего вопрос гармонизации своего личного бытия. Не разрешив его принципиально, мы обрекаем себя на постоянный душевный разлад, на трагедию осознания в конце пути бессмысленности всех своих усилий, иллюзорности ценностей, ради которых растрачен бесценный дар жизни. Ключ к личному счастью, к подлинной свершенности - в гармонизации жизни с ее целью. Живущий в согласии с естественной целью своего бытия подобен пловцу, движенье которого согласно с течением реки. Сама жизнь несет его на своих волнах.

·При всем разнообразии философских и религиозных систем, которые так или иначе касаются проблемы смысла и цели бытия, принципиально можно выделить три основных варианта разрешения этого вопроса:

·1.Смысл и цель бытия - понятия не универсальные, а сугубо индивидуальные. Они как бы в свернутом состоянии содержатся в каждой индивидуальности (будь то человек, собака, дерево или космическая система). Наиболее образно это выражено у Л.Фейербаха: "Любое существо предназначено только для того, для чего оно есть: животное назначено быть животным, растение - быть растением, человек - быть человеком... Существование, бытие есть совершенство, есть исполненное назначение". [Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии. Избранные философские произведения. М.1955 т.1 стр. 337 - 339]. Или у него же более развернуто: "Разум, любовь и сила воли - это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума? - Разум. Любви? - Любовь. Воли? - Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, т.е. быть свободными. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого." [ Фейербах Л. Сущность христианства. Избранные философские произведения. М. 1955 т.2. стр.30-32].

·2.Разрешение этого вопроса в духе позитивистской и марксистской теории прогресса: смысл и цель индивидуального и массового человеческого бытия - в подготовке грядущего высшего совершенного состояния человечества.

·3. Трансцендентальное определение смысла и цели бытия: всякое бытие есть лишь предуготование к жизни будущей, к жизни вечной, находящейся за пределами земного бытия.

·В основе двух первых определений цели и смысла жизни - узко материалистическое понимание сущности Бытия, как бытия исключительно физического. Согласно этому взгляду весь Мир - материальная субстанция, саморазвитие которой обусловлено исчерпывающим набором внутренних законов. Вне физической сущности и помимо ее ничего не существует. Причем физическая сущность здесь чаще всего выступает в виде уже известных нам форм материи и ее элементарной (в смысле первичной) основы. В рассуждениях об иных, трансцендентальных сферах приверженцы этой теории могли бы повторить слова Лапласа, относящиеся к определению роли Бога в мироздании: "Я не нуждаюсь в этой гипотезе".

·Из представленных вариантов разрешения проблемы цели бытия лишь один очевидно неприемлем: основанный на теории прогресса. Глубокая и беспощадная критика религиозной и морально-этической стороны этой теории дана Н.Бердяевым в его книге "Смысл истории". Позволю себе привести лишь самую суть высказанного им: "Никакое грядущее совершенство не может искупить всех мучений предшествующих поколений. Такое подчинение всех судеб человеческих какому-то мессианскому пиру того поколения, которому удастся взобраться на вершину прогресса, возмущает религиозно нравственную совесть человечества. Религия прогресса, которая основана на такого рода обоготворении грядущего поколения счастливцев, - беспощадна к настоящему и прошлому, она соединяет безграничный оптимизм в отношении к будущему с безграничным пессимизмом в отношении к прошлому". [Бердяев Н. Смысл истории. М. "Мысль" 1990 г. Стр. 147 - 148 ]