Смекни!
smekni.com

Развитие танковой промышленности в СССР (стр. 2 из 3)

В 1957 г. на вооружение был принят усовершенствованный танк Т-10М, выпускавшийся в Ленинграде (об. 272) и в Челябинске (об. 734). Танки, изготовленные в Челябинске, отличались отсутствием гидропривода управления трансмиссией, измененной конструкцией бортовых редукторов и запасом возимого топлива. Танки с этими конструктивными отличиями находились в производстве до 1962 г. В дальнейшем танк выпускался на основе объекта 272.

В послевоенные годы тяжелые танки были приняты на вооружение и серийно выпускались только в США (М103, 1956 г.) и Великобритании («Конкэрор», 1954 г.). Оба зарубежных танка уступали танку Т-10М по боевой эффективности.

Советский танк имел наиболее сильное бронирование башни, несколько уступал по броневой защите корпуса танку «Конкэрор» и превосходил оба иностранных танка по подвижности. Зарубежные танки были тяжелее и выше, имели вдвое меньший запас хода, низкую максимальную скорость (34 км/ч) и были оснащены карбюраторными двигателями. Эти танки не имели системы ПАЗ и не были приспособлены для движения под водой. В отличие от танка Т-10М с двухплоскостным стабилизатором вооружения на английском танке устанавливался стабилизатор в вертикальной плоскости, а на американском танке он вообще отсутствовал.

На базе тяжелых танков в различные годы проектировались и были изготовлены опытные образцы машин: модернизированный тяжелый танк Т-10 — «Объект 265» (1955 г.), тяжелый танк Т-10А с пушкой Д-25ТС — «Объект 267» (1955 г.), тяжелый танк Т-10М с радиолокационным дальномером (1959 г.), тяжелый танк с газотурбинным двигателем ГТД-1 мощностью 735 кВт (1000 л.с.) — «Объект 278» (1960 г.), тяжелый танк с ракетным вооружением — «Объект 282» (1958 г.), а также самоходные ракетные пусковые установки — объекты 803, 804, 807, 808, 810.

В конце 50-х годов конструкторскими коллективами, во главе которых стояли Ж.Я. Котин и П.П. Исаков, были разработаны опытные тяжелые танки (объекты 277, 279 и 770) с классической схемой компоновки, экипажем из 4 человек и со 130-мм нарезной пушкой М65. На этих танках также были реализованы многие новые технические решения.

Невозможность обеспечения большого превосходства тяжелых танков над средними по огневой мощи и защищенности в заданных пределах массы стало причиной прекращения разработки и производства тяжелых танков. Работы над ними были прекращены в 1964 г., а в 1966 г. был снят с производства танк Т-10М — последний представитель тяжелых танков в истории отечественного танкостроения.

Советские средние танки в 1946-65гг.

Первым послевоенным серийным танком был Т-54, разработка которого началась еще в конце войны в Нижнем Тагиле в конструкторском бюро под руководством А.А. Морозова. Этот танк открыл новый этап в развитии отечественных средних танков и последующие танки Т-55 и Т-62 по существу представляли собой его глубокую модернизацию.

По всем боевым характеристикам Т-54 опережал первые послевоенные зарубежные танки — американский М46 «Паттон» (1948 г.) и английский «Центурион» (1947 г.).

Значительное превосходство было достигнуто за счет применения новых конструкторских решений. На танке была установлена современная 100-мм нарезная пушка с хорошей баллистикой, в то время как указанные зарубежные танки имели пушки калибра 90 мм и 76,2 мм соответственно. Защищающая толщина брони лобовой части танка Т-54 составляла 200 мм и была в 1,5-2,0 раза больше, чем у этих иностранных машин. При этом отечественный танк был ниже обоих зарубежных танков почти на 60 см и легче американского танка на 8, а английского — на 14 тонн. Двигатель В-54 обеспечивал максимальную скорость в 1,5 раза выше, чем у танка «Центурион».

Модернизированные танки Т-54А, Т-54Б, а также танки Т-55 и Т-62 разрабатывались в Нижнем Тагиле тем же конструкторским бюро, но под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева, так как в 1951 г. А.А. Морозов был назначен главным конструктором завода имени Малышева в Харькове. На модернизированных танках стали устанавливать стабилизаторы танковых пушек.

Танк Т-55 продолжал удерживать превосходство по основным боевым свойствам над зарубежными танками М48А2 (США, 1956 г.) и «Центурион» Мк8 (Великобритания, 1958 г.).

С целью дальнейшего совершенствования средних танков в начале 60-х годов проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по использованию газотурбинного двигателя, телевизионной аппаратуры и управляемого вооружения.

В 1960 г. в экспериментальный средний танк Т-54 был установлен газотурбинный двигатель ГТД-3Т мощностью 515 кВт (700 л.с.), разработанный на базе серийного вертолетного двигателя. В США опытный ГТД мощностью 1100 кВт (1500 л.с.) установлен в экспериментальный танк М-48 в 1967 году.

В 1961 г. на экспериментальном танке Т-55 были проведены испытания танковой телевизионной аппаратуры «Алмаз» в качестве приборов стрельбы и наблюдения. За рубежом телевизионная аппаратура появится через 20 лет на французском основном танке АМХ-30В2.

В начале 60-х годов испытывалась телевизионная аппаратура «Уран», предназначенная для тактической разведки поля боя. С этой целью на экспериментальном танке Т-55 была установлена ее передающая часть, на машине управления БТР-50ПУ — приемная часть, а на автомобиле УАЗ-69 — выносная просмотровая часть аппаратуры. Комплекс из трех машин обеспечивал передачу изображений на расстояние 12—15 км. Подобные телевизионные системы за рубежом не разрабатывались.

Танк Т-62, созданный на базе шасси танка Т-55, явился первым серийным танком с гладкоствольной пушкой. Танковые пушки этого типа стали применять за рубежом спустя почти два десятилетия на танках «Леопард»-2 (ФРГ, 1979 г.) и М1А1 (США, 1983 г.).

С начала 60-х годов в нашей стране развернулись работы по созданию средних танков с ракетным вооружением. Первоначально в качестве дополнительного вооружения на опытных средних танках Т-54, Т-55, Т-62 и объекте 167 снаружи в кормовой части башни устанавливалась пусковая установка для ПТУР «Малютка» с тремя направляющими. В дальнейшем конструкторскими бюро П.П. Исакова, Ж.Я. Котина и Л.Н. Карцева были разработаны опытные образцы ракетных танков (соответственно об.775, 287 и 150). На вооружение в 1968 г. был принят образец, разработанный конструкторским бюро Л.Н. Карцева и получивший наименование «Истребитель танков ИТ-1».

Конструктивная проработка нового среднего танка с пушечным вооружением была осуществлена в конструкторском бюро под руководством А.А. Морозова в 50-х годах. В результате этой работы в 1959 г. появился танк, получивший обозначение «Объект 430», который стал предшественником основного танка Т-64 второго послевоенного поколения.

Конструкторам удалось создать танк с более высокими показателями основных боевых свойств по сравнению с танком Т-55 при одинаковой с ним массе. По характеристикам огневой мощи средний танк объект 430 приблизился к тяжелому танку Т-10М,а по броневой защите даже опередил его.

К 1960 г. был создан двухтактный пятицилиндровый турбопоршневой двигатель 5ТД, который в 1965 г. был форсирован до 700 л.с. для установки в танк Т-64. Конструкция двигателя 5ТДФ опередила существовавшую в то время технологию, поэтому двигатель прошел долгий и трудный путь доводки, работы по которой возглавил Л.Л. Голенец. По своим характеристикам и конструктивным решениям двигатель 5ТДФ превосходил однотипный двигатель L-60 английского танка «Чифтен».

На базе средних танков первого послевоенного периода были созданы командирские и огнеметные танки. С использованием шасси танка было создано семейство бронированных машин различного назначения. В это же время проводилась модернизация танков периода Великой Отечественной войны Т-34-85 и Т-44.

Развитие танков в 1966-91гг.

Отечественные танки второго послевоенного периода отличались значительным повышением их боевой эффективности, по-прежнему создавались в первую очередь для борьбы с танками вероятного противника. Рост боевой эффективности был достигнут за счет внедрения новых технических решений в конструкцию танков и технологию их производства, разработки и применения новых материалов, создания более развитой научно-исследовательской и материально-технической базы. Разработка отечественных танков шла самобытным путем, отличавшимся от зарубежного, и до начала 80-х годов наше танкостроение уверенно удерживало передовые позиции в мире.

В ходе совершенствования основного вооружения танков решались две главные задачи: надежное поражение лобовой брони зарубежных танков на больших дальностях стрельбы, а также повышение вероятности и сокращение времени на поражение цели первым выстрелом. С этой целью было установлено танковое управляемое оружие, осуществлен переход на 125-мм гладкоствольную пушку высокой баллистики, а также повышено могущество действия снарядов.

Для решения второй задачи разрабатывались новые системы управления огнем, включавшие лазерный прицел-дальномер, тепловизор и электронный баллистический вычислитель, систему дублированного управления огнем от командира танка, двухплоскостной стабилизатор вооружения с независимой линией прицеливания и автомат заряжания пушки.

Для защиты от обычных противотанковых средств был проведен большой комплекс конструктивных мероприятий, снижающих вероятность обнаружения и поражения танка. Он включал увеличение защищающей толщины брони и повышение качества броневых материалов, применение комбинированных броневых преград, установку противокумулятивных экранов, динамической и активной защиты, дымовых гранатометов, системы защиты от напалма, быстродействующего противопожарного оборудования и комплекса оптико-электронного подавления.

Разработка активной защиты велась по трем направлениям: создание помех оператору или системе управления ракетой при ведении стрельбы, применение ложных целей для отклонения управляемых средств от заданной траектории, разрушение или повреждение подлетающих к танку снарядов (ракет). В результате этих работ на вооружение были приняты танк Т-55АД с системой активной защиты «Дрозд», комплекс оптико-электронного подавления для танка Т-90, стало поступать в войска оборудование из уголковых отражателей с целью создания ложных целей для управляемых ракет, в том числе и самонаводящихся.