Смекни!
smekni.com

Развитие танковой промышленности в СССР (стр. 1 из 3)

Началом отечественного танкостроения принято считать 1920 год, когда на заво­де «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде было организовано производство пер­вых советских танков. В связи с ограниченными возможностями промышленности и отсутствием подготовленных кадров в области танкостроения все типы танков вплоть до середины 30-х годов создавались на основе изучения и использования зарубеж­ного опыта (главным образом английских и американских образцов).

Перед войной основу танкового парка составляли легкие танки Т-26 и БТ, в конст­рукции которых предпочтение отдавалось огневой мощи и подвижности. В войсках имелось некоторое количество средних танков Т-28 и тяжелых Т-35, а также танкетки.

Одним из главных факторов, повлиявших на ход сражений Великой Отечествен­ной войны, стало создание в предвоенные годы первоклассных машин отечествен­ной разработки — среднего танка Т-34 и тяжелого КВ. По сути, советские конструк­торы первыми в мире создали танки, в которых гармонично сочетались все боевые свойства. С этого времени советское танкостроение стало развиваться собствен­ным, самобытным путем.

К сожалению, производство этих машин не было развернуто в достаточном ко­личестве к началу войны. К концу 1941 года почти полностью был выбит довоенный танковый парк, находившийся в войсках западного направления. Заводы по про­изводству Т-34 и КВ были эвакуированы на восток. В этих условиях для восполне­ния в короткий срок потерь танков промышленность в большом количестве выпус­кала легкие танки Т-60 и Г-70. К 1943 году они уступили место на поле боя сред­ним и тяжелым машинам. Тогда были разработаны танки Т-34-85, ИС, большое семейство самоходных артиллерийских установок, практически выполнявших на поле боя задачи танков

46-65

В рассматриваемый период оставалась неизменной классификация танков по их боевой массе на легкие, средние и тяжелые. Легкими считались танки массой до 20 т, тяжелыми — свыше 40 т. При этом для конструкторов существовали жесткие ограничения по массе разрабатываемых машин. Так, масса среднего танка не должна была превышать 36 т, а тяжелого — 50 т. Введение этих ограничений связывалось с грузоподъемностью мостов и железнодорожных платформ.

Все серийные танки имели традиционную схему общей компоновки. Она предусматривала размещение экипажа в корпусе и в башне, основного вооружения — во вращающейся башне и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части корпуса. Такую схему компоновки, получившую наибольшее применение в мировом танкостроении, принято считать классической.

Сохранялась тенденция создавать основное вооружение танков для надежного поражения лобовой брони танков вероятного противника, а броневую защиту собственных танков разрабатывать с учетом эффективности зарубежных танковых пушек и могущества их боеприпасов.

В связи с этим существенно повышалась огневая мощь всех типов танков за счет увеличения калибра пушек и бронепробиваемости снарядов, а в конце периода стал осуществляться переход к гладкоствольным пушкам.

Вскоре после окончания войны были разработаны и установлены на танках стабилизаторы вооружения, инфракрасные приборы ночного видения и системы целеуказания наводчику от командира машины.

Работы в области создания стабилизатора танковой пушки велись по двум направлениям. Первое направление предусматривало разработку танковых прицелов со стабилизированным полем зрения с одновременным отслеживанием пушкой стабилизированной линии прицеливания. Результатом работ по этому направлению явилось создание двухплоскостного стабилизатора вооружения тяжелого танка Т-10М.

Второе направление было связано с разработкой системы стабилизации пушки, обеспечивавшей практически постоянное слежение орудия и жестко соединенного с ним прицела за целью при движении танка. В результате НИОКР по этому направлению были созданы стабилизаторы пушек танков Т-55, Т-62 и ПТ-76Б.

В первый послевоенный период были развернуты научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по применению управляемого вооружения для танков. Они также велись по двум направлениям: использованию пехотных ПТУР в качестве дополнительного вооружения танков и созданию специального танка (истребителя танков) с ракетным вооружением.

Большое число НИОКР было посвящено применению на танках телевизионной аппаратуры, дистанционного управления основным вооружением, оптических дальномеров, автоматического заряжания пушки.

Усиление защищенности танков от обычных средств поражения достигалось, главным образом, за счет увеличения массы броневых конструкций, совершенствования компоновочных схем танка и улучшения броневых материалов. Начиная с 1959 г., все советские танки стали оснащаться системой противоатомной защиты для действий в условиях применения ядерного оружия. В послевоенных машинах получили широкое распространение автоматические системы пожаротушения.

Подвижность танков повышалась путем увеличения мощности двигателя и количества возимого топлива, а также за счет совершенствования узлов и агрегатов трансмиссии и ходовой части. На серийных танках устанавливались двигатели типа В-2, то есть модификации проверенного в боях танкового дизельного двигателя, и механические трансмиссии.

В рассматриваемый период были развернуты научно-исследовательские работы по применению в танке газотурбинного двигателя. В 60-х годах были приспособлены для танков вертолетные двигатели ГТД-3Т и ГТД-350, которые проходили испытания на экспериментальных образцах, а с 1968 г. начались работы по созданию специального танкового двигателя ГТД-1000Т. Одновременно с разработкой ГТД велись исследования новых конструкций двухтактных и четырехтактных дизельных двигателей.

В 1947 г. впервые был создан отечественный танковый форсуночный подогреватель для облегчения пуска двигателя зимой, различные модификации которого позднее широко применялись на машинах с дизельными двигателями.

На вооружение был принят легкий плавающий танк ПТ-76, не имевший в то время равного себе в мире по водоходным качествам. Для среднего танка Т-54 было разработано оборудование для подводного вождения, а в 60-х годах было организовано производство индивидуальных танковых плавсредств ПСТ-У, ПСТ-63 и ПСТ-64М. В это же время проходили испытания танко-десантного средства на подводных крыльях.

В середине 60-х годов было решено снять с производства тяжелые танки и прекратить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в этой области. На принятие этого решения в значительной степени повлияло успешное развитие средних танков, которые по своей огневой мощи и уровню броневой защиты приблизились к тяжелым танкам. Не получили дальнейшего развития и легкие танки, функции которых было решено передать БМП.

Развитие тяжелых танков в 1946-65гг.

Тяжелые танки предназначались для борьбы с танками противника, прорыва его подготовленной обороны и по сравнению со средними танками должны были иметь более мощное вооружение и броневую защиту за счет увеличения боевой массы и некоторого снижения подвижности.

Созданные в послевоенные годы тяжелые танки ИС-4, Т-10 и Т-10М представляли собой дальнейшее развитие конструкции танков ИС-2 и ИС-3. Их производство было организовано в Челябинске и Ленинграде. Они состояли только на вооружении Советской Армии и в другие страны не экспортировались.

В 1947 г. в войска стал поступать танк ИС-4, который в то время имел самую мощную броневую защиту в мире. Усиление броневой защиты повлекло за собой увеличение боевой массы танка до 60 т, что потребовало повышения мощности двигателя, применения новой планетарной трансмиссии и изменения в конструкции ходовой части.

Следующая модификация тяжелого танка, получившего впоследствии марку ИС-7, первоначально разрабатывалась в восьми различных вариантах. Боевая масса этих танков находилась в пределах 60—63,5 т. Предполагалось установить 130-мм нарезную пушку С-26 или 122-мм нарезную пушку БЛ-13-1. В зависимости от артиллерийской системы экипаж состоял из пяти или четырех человек.

Максимальная толщина брони лобовой части башни достигала 350 мм. Верхние лобовые листы корпуса толщиной 150 мм имели углы наклона 50—58 градусов.

В качестве двигателя использовались дизели КЧ-30Т или 2В-16 мощностью 882 кВт (1200 л.с.), а трансмиссии проектировались двух типов — механическая планетарная и электромеханическая. В ходовой части предусматривалось применение индивидуальной торсионной подвески, выполненной по схеме «торсион в трубе», опорных катков с внутренней амортизацией и литой мелкозвенчатой гусеницы.

На основе выполненных разработок в 1948 г. в конструкторском бюро Ж.Я. Котина был создан на оригинальной базе экспериментальный 68-тонный танк ИС-7. В то время он не имел себе равных по совокупности показателей основных боевых свойств. На этом танке были установлены 130-мм нарезная пушка и 8 пулеметов; броневая защита, неуязвимая для снарядов 128-мм танковой пушки сверхтяжелого немецкого танка «Мышонок»; дизельный двигатель мощностью 772 кВт (1050 л.с.), обеспечивавший максимальную скорость 59 км/ч.

Из-за массы танка, превышавшей грузоподъемность большинства существовавших в то время мостов и транспортных средств, а также трудностей с освоением массового выпуска предназначенного для него двигателя, в 1949 г. было принято решение о прекращении работ над танком ИС-7, снятии с производства танка ИС-4 и создании нового тяжелого танка массой не более 50 т. Новый танк имел наименование ИС-8.

В 1953 г. после смерти И.В. Сталина он был принят на вооружение под маркой Т-10. Благодаря улучшенной компоновке, а также за счет более совершенного дифференцирования брони масса танка была уменьшена на 10 т по сравнению с танком ИС-4 без существенного снижения уровня защиты лобовой части корпуса и башни от обычных средств поражения.

В ходе модернизации на танк был установлен комплекс приборов системы управления огнем, стабилизирующих в прицеле линию прицеливания в вертикальной плоскости (танк Т-10А). В дальнейшем была осуществлена стабилизация линии прицеливания в двух плоскостях и башни в горизонтальной плоскости (танк Т-10Б).