3. Примерно, к концу пятого года жизни ребенок овладевает своим телом и в его психической деятельности начинают формироваться ментальные функции. Наработанные по приобретению своих гедонистических потребностей функции (Ид) выносятся с обратной вертностью (в силу энергетической целесообразности) в Эго структуру образа человека. Это будут те же каналы, что и структуре Ид (с обратной вертностью) в силу того, что влияние родителей на ребенка будет еще очень сильным – и ребенок еще не сможет противостоять родителям по этим каналам даже с противоположной вертностью.
(Интересно, что структуры Эго и Ид, сформированы одинаковыми каналами (с разной вертностью), как и структуры СуперИд и СуперЭго – и это еще потребует своего анализа)
Попробуем рассмотреть каким может быть Эго человека, в зависимости от того, какими каналами поступления информации оно сформировано. Первая функция структуры человеческого образа, входящая в состав Эго является основой миропонимания данного человека. В силу наличия восьми возможных каналов получения информации, существует и восемь основополагающих принципов и идей, на основе которых познается и понимается наш мир.
Вот как, например, выглядит такой набор миропониманий у Е.Филатовой:
Деловая логика — Реальность — прежде всего. Она состоит в том, что человеку для выживания необходимо качественно и эффективно трудиться, создавая материальные блага, и ценность любой идеи заключается в возможности ее практической реализации.
(Действительно, мы живем в мире материальных объектов, и поэтому человек вправе поставить их наличие и их свойства (свойственные ему реакции) во главу угла своего миропонимания. Это позволяет человеку реально оценивать все достоинства и недостатки конкретного объекта и непосредственно использовать их в зависимости от этих особенностей.)
Логика отношений — Все в мире должно подчиняться определенному порядку и системе, как на работе, так и дома. Это — главный стержень жизни, от которого зависит все остальное: вынь его — и все рухнет. Необходимо понять эту систему, развить ее, усовершенствовать, найти в ней и свое место, и место другого объекта, как одушевленного, так и неодушевленного.
(Другим принципом миропонимания может быть знание не столько самих объектов, сколько построение какой-либо совокупности объектов в некую структуру. Действительно, не возможно себе представить абсолютно изолированный объект. Все объекты, так или иначе, связаны между собой в те или иные структуры. Понимание принципов связывания самых разных объектов в те или иные системы дает прочную базу для миропонимания.)
Этика эмоций — Всеми поступками людей движут чувства, такие, как радость, гнев, ликование, обида и т. п. Именно ими определяется все, что делается людьми. Поэтому очень важно уметь управлять как своими чувствами, так и возбуждать их в других людях нужным образом.
(Производной от деловой логики является объективная этика. Действительно, имея опыт взаимодействия (индивидуальный или социальный) с тем или иным объектом, каждый человек имеет и свои собственные ассоциации с этим объектом. Опыт, ассоциации со значимыми объектами всегда несет эмоциональную составляющую. Более того, эта эмоциональная составляющая, отражая значимость и опыт с данным объектом, является как бы сконденсированным результатом взаимодействия с данным объектом. Т.е. в основе своего знания о мире не обязательно досконально знать всю структуру или свойства объекта. При наличии соответствующего опыта достаточно точно знать, что означает или какие последствия имеет взаимодействие человека с данным объектом. Можно не знать свойств стали и процесса изготовления ножа, но, имея опыт использования последнего, прекрасно знать о его значении, способах применения в жизнедеятельности человека, поскольку конечной целью является полезный результат. Поэтому можно знать с помощью чего можно достичь результата (например, нажать вторую кнопку справа) и совершенно не знать за счет чего это происходит.)
Этика отношений — Условие нормальной жизни — гармония человеческих отношений. Главное — установить для себя их идеал, а также увидеть внутренним взором идеал личности, достойной поклонения и любви. И еще — нормы этики, морали и нравственности. Реальные отношения к людям должны быть согласованы с этими идеалами.
(Значимость той или иной системы отношений в жизни человека определяется этикой отношений. Этика отношений, базируясь на сконцентрированном опыте по использованию логики отношений, позволяет заранее знать, что означает та или иная система отношений для того или иного конкретного человека, или группы людей. Этика отношений дает нам понятия симпатии – благотворного влияния системы на человека, или антипатии – негативного влияния. Действительно, человеку не обязательно знать, как работает или как управляется эта машина, достаточно сесть в машину друга, или приказать своему шоферу и ты будешь в нужном тебе месте.)
Волевая сенсорика — Что бы ни говорили, но миром правит сила, и чтобы не быть задавленным другими, необходимо реализовать свои волевые качества. Полноценная жизнь есть активное действие, — «покой нам только снится»! Человек уверен, что любая сфера, где он реализует себя, требует его активного (часто — немедленного) вмешательства.
(Первые четыре принципа миропонимания являются рациональными. Но когда мы просто созерцаем окружающую нас действительность не обязательно логически или этически рассуждать. Мы следим, непосредственно реагируем на те или иные события. Если данный принцип лежит в основе миропонимания, то такой человек будет реагировать, оценивать происходящее, основываясь только на своих собственных непосредственных ощущениях – это синее, это зеленое, это катится, а это прыгает – и совсем не важно почему? – главное, что это так. Данный принцип в соционике принято обозначать – волевой сенсорикой – волевой потому что, человек с данным каналом в Эго стремиться достичь получения какого-то результата просто проявляя свое желание, зачастую забывая (не заботясь) о логичности, детерминированности или значимости последствий такого желания для других. И обвинять иррациональную, по своей сути, непосредственно проявляемую сенсорику в не логичности или не этичности вряд ли можно.)
Сенсорика ощущений — Главное условие психического равновесия — это баланс, соразмерность, гармония во всем, что составляет окружение человека. Надо успеть получить как можно больше удовольствия, создавая эту гармонию повсеместно. Для нормальной жизни чрезвычайно важно хорошее физическое самочувствие, ощущение комфорта и уюта.
(Другим иррациональным – непосредственным принципом миропонимания является сенсорика отношений. При данном миропонимании упор делается даже не столько на ощущении чего-либо, сколько на то, нравится ли человеку то, что он испытывает при взаимодействиях с чем-либо. Вот так мне хорошо, вот так не удобно, так я сыт, а так мне неприятно… И опять таки, совсем не важно почему? – уютно, и это главное.)
Интуиция возможностей — Самое интересное — узнать о новом замечательном событии, увидеть еще одну заманчивую возможность, познакомиться с интересной личностью, придумать небывалый проект. Мир полон загадок и тайн, которые очень хочется разгадать.
(Производной по опыту от волевой сенсорики является интуиция возможностей. Действительно, имея определенный опыт наблюдения за объектами, можно накопить и определенный опыт изменений по времени или пространству данных объектов, даже если абсолютно не представляешь принципов, по которым эти изменения происходят. Это приводит других людей в замешательство – как можно знать (пред-видеть) изменения чего-либо – не зная сути предмета. Ответ тут один – опыт по иррациональной волевой сенсорике.)
Интуиция времени — Главная ценность в мире — роскошные сады собственного воображения. Оно, это воображение, никогда не наскучит, ибо в нем так волшебно-легко появляются замечательные сюжеты, идеи, образы! С его помощью можно проникнуть и в глубину прошлого, и в туманные дали будущего, почувствовать окружающий мир в его целостности, уловить динамику и тенденции основных событий, угадать конечный результат.
(Производной от сенсорики ощущений является интуиция времени. Действительно, имея определенный опыт в сенсорике ощущений, можно прогнозировать что будет в том или ином случае, в той или иной ситуации. И это является достаточной базой для миропонимания – не важно почему, но если знаешь, что будет при тех или иных обстоятельствах, то вполне можно строить и регулировать свою жизнедеятельность.)
Так выглядят восемь базовых принципов мироощущения, миропонимания. Если при этом помнить, что каждой из структур образа человека соорентирована по всем четырем дихотомическим признакам то, тогда мы может узнать каким образом данный человек будет творчески реализовать себя на деле. Т.е. в зависимости от наличия у того или иного человека того или иного основополагающего принципа (получения информации об окружающем нас мире) существует всего две модели реализации накопленного опыта (два способа продуктивной деятельности).
Так если миропонимание человека основано на объективной (деловой) логике – наличии конкретных объектов с их конкретными свойствами, или на объективной этике – что и каким образом достигается, то в своих поступках данный человек будет руководствоваться либо сенсорикой отношений – достижении благоприятных условий (ощущений) в конструктивных действиях или неблагоприятных в деструктивных, либо интуицией отношений – достижении благоприятных отношений в конструктивном случае или не благоприятных отношений в деструктивном случае. И, наоборот!
Если же в основе мировоззрения человека лежит логика отношений - принципы связывания самых разных объектов в те или иные системы, либо этика отношений – что значат те или иные системы в жизнедеятельности человека, то продуктивная деятельность данного человека будет направлена либо на контроль и овладение окружающей среды (объективная, волевая сенсорика), либо на прогнозирование событий, в результате образования тех или иных систем (объективная интуиция – интуиция возможностей). И наоборот!