Смекни!
smekni.com

Философия Кьеркегора (стр. 3 из 4)

общему.

Здесь Кьеркегор приводит множество примеров трагичес-

кого героя, почерпнутых из Библии, древнереческой и евро-

пейской поэзии. Трагитческий герой тем иотличается от рыца-

ря веры, что он остается внутри этического и приносит себя

в жертву всеобщему. Если бы, например, Авраам в самый пос-

ледний миг вонзил кинжал себе в грудь, если бы он принес в

жертву себя, то он был бы всего лишь трагическим героем.

Авраам приносит Исаака в жертву не ради великой идеи,

спасающей народ или государство, не для того, чтобы умирот-

ворить разгневанного Бога, ведь тогда бы Бог потребовал от

Авраама принести самого себя в жертву. Авраам делает это

"ради себя самого. Он делает это ради Господа, поскольку

Бог требует доказательства его веры, и делает это ради себя

самого, чтобы суметь представить токое доказательство."

Когда человек приносит себя в жертву ради какой-то ве-

ликой идеи, выраженной во всеобщем, чуствует поддержку лю-

дей, поддержку этого всеобщего. Ему не надо заботиться о

том будет ли оправдано его деяние перед лицом всеобщего -

он ведь делает это ради всеобщего. Но с рыцарем веры все

обстоит по иному. "Кнему приближаешься с священным ужасом,

подобно тому как племя Израилево подходило к горе Синай.

Что, если одинокий человек, взобравшийся на гору Мориа этот

человек не лунатик, который уверенно ступает по зем-

ле..."Авраам должен постоянно находится в напряжении, в

страхе, ведь никто не может сказать будет ли он оправдан в

своем деянии? Это Авраам должен решить только сам, только

наедине с самим собой и своим Богом. Сартр в своей статье

"Экзистенциализм - это гуманизм" пишет, что человек, полу-

чивший откровение от Бога, все же сам решает, как ему пос-

тупать, так как он есть свобода и, следовательно сам

ответственнен за свой выбор; поэтому в своем существовании

человек находится в отчаянии, но об этом будет говориться

позднее.

Вторая проблема, которую ставит Кьеркегор в "Страхе и

трепете" может быть сформулирована следующим образом: "Су-

ществует ли абсолютный долг перед Богом?" Здесь мы также

стоим перед парадоксом.

Этическое - это всеобщее, и в качестве такового бо-

жественное. Поэтому, любой долг, в конце-концов, есть долг

перед Богом. Долг любить ближнего - это также долг перед

Богом. Однако, здесь человек вступает в отношение не с Бо-

гом, а с этим ближним. И если кто-то говорит, что его долг

- любить Бога, то он говорит некую тавтологию.

Поэтому задачей индивида будет являться выражение себя

во всеобщем и, внешнее выше, чем внутренне, которое при-

сутствует в человеке. Все это соответствует гегелевской фи-

лософии. Когда индивид пытается остаться во внутреннем,

когда он уклоняется от того, чтобы выразить себя во внеш-

нем, он прегрешает и находится в состоянии искушения.

Однако, "вера есть такой парадокс: внутренне выше, чем

внешнее". Следовательно, все вышесказанное неприменимо к

движению веры, ибо вера - это парадокс, и совершается та-

кое движение силой абсурда. Обычно считают, что человек

определяет свое отношение к абсолюту через свое отношение

ко всеобщему, тогда получается, что Бог является чем-то

производным. Напротив, в вере человек определяет свое отно-

шение ко всеобщему через свое отношение к абсолюту, следо-

вательно, человек стоит выше всеобщего. Здесь может пока-

заться, что этическое может быть уничтожено, однако это не

так. Просто в вере этическое принимает несколько иное выра-

жение, более глубокое выражение.

Этот парадокс, как считает Кьеркегор, не может быть

опосредован. Ка только единичный индивид пытается выразить

свой абсолютный долг во всеобщем он признает, что находится

в состоянии искушения; и "если он противостоит этому иску-

шению, он не может осуществить этот так называемый абсолют-

ный долг; но если он не противостоит ему он погрешает..."

Таким образом, абсолютный долг перед Богом не может

сознаваться во всеобщем. Каждый верующий может только один

-на-один общаться с Богом. И если бы Авраам попытался со-

измерить свой долг перед лицом всеобщего, то он бы был в

состоянии искушения, и не смог принести Исаака в жертву, а

если бы и смог, то Авраам - убийца, а не отец веры.

Отсюда, также следует, что рыцарь веры не может быть

никем понят. Он может быть понят только для самого себя (но

толко так, как можно понять парадокс) и для того абсолюта,

которому он поклоняется. Даже один рыцарь веры не способен

понять другого рыцаря веры. К Богу каждый должен идти своим

собственным путем (на мой взгляд это положение нисколько не

разрушает догматы веры, ибо тогда вера превратилась бы в

"исчезающую абстракцмю"). Весь трагизм, как я уже упоминал

выше, состоит, именно, в том, что никто неможет сказать ему

прав он или нет. Но Авраам не может ни мгновения сом-

неваться в своей правоте, так как тогда бы он попал в сос-

тояние искушения. Но чисто с человеческой точки зрения -

это выше любого понимания.

Абсолютный долг требует того, что запрещает этика,

однако он "не может привести рыцаря веры к тому, чтобы

отречься от любви". Ведь, если бы Авраам стал меньше любить

своего сын, то это была бы никакая не жертва, но -

убийство.

Из всего вышесказанного следует, что неправильным по-

ниманием является то, что быть единичным индивидом это неч-

то приятное и простое. Напротив, рыцарь веры понимает, что

быть во всеобщем и всецело принадлежать всеобщему - это

воистину наслаждение. "Однако, он знает также, что еще выше

вьется одинокая тропа, узкая и крутая; он знает, насколько

ужасно быть рожденным вовне, одиноко выходить из всеобщего,

не встретив рядом ни одного путника."

Кьеркегор критикует всевозможные "новоиспеченные" сек-

тантские движения. Сектанты не понимают, что к Богу идут в

полном одиночестве, они не способны осознать нужду и страх,

которые постоянно пребывают в человеке на пути к вере. Вера

для них - это всего-навсего еще одно выражение этического,

еще одна сторона всеобщего. В соей вере они просто хотят

убежать от тягот жизни. Поэтому и у сектантов - это нечто

веселое и беззаботное (стоит только вспомнить в наше время

американских сектантов и их многочисленных российских пос-

ледователей, например, "Московская Церковь Христа", и сразу

станет ясно о чем идет речь). "Дюжина сектантов берет друг

друга под руки, им ничего неизвестно об одиноких искуше-

ниях, которых ожидает рыцарь веры и от которых он не осме-

ливается бежать...Сектанты оглушают друг друга восклицани-

ями и криками, они удерживают страх на расстоянии своими

воплями, и вот такая-то шумная компания собирается штур-

мовать небо, полагая, будто идет тем же путем, что и рыцарь

веры, который в своем вселенском одиночестве никогда даже

на слышит человеческого голоса, но идет один со своей ужас-

ной ответственностью."

Истинный рыцарь знает, что все великое одинаково дос-

тупно всем. Все люди равны перед Богом. Только от самого

индивида зависит - прийдет ли он к вере, никакие советы,

никая помощь не поможет ему в этом, так как выбор человека

зависит только от него самого, и ответственность за выбор

полностью возлагается на самого человека. Рыцарь веры ни-

когда не прибегает к состраданию. Человек "создан по образу

Божььему", поэтому рыцарь никого не намерен унижить состра-

данием. "Истинный рыцарь веры - это свидетель, и никогда -

учитель, - в этом и заключена глубокая человечность, кото-

рая значительно больше, чем то пошлое сочувствие к челове-

ческим радостям и страданиям, которое на деле является не

чем иным как тщеславием. Тот, кто стремится быть только

свидетелем, признает тем самым, что не один человек, даже

самый незначительный, не нуждается в сочувствии другого че-

ловека и не должен быть унижен этим сочувствием, чтобы дру-

гой мог на этом возвыситься."

Из парадокса веры вытекает еще одна проблема - "было

ли этически ответственным со стороны Авраама скрывать свой

замысел от Сары, Елизара и Исаака?"

Этическое является всеобщем, и как таковое есть нечто

явленное. Непосредственно определенный единичный индивид

является сокрытым. Однако с возрастанием этического в чело-

веке он все больше и больше должен становиться явленным.

Поэтому, задача индивида состоит в том, чтобы избавляться

от сокрытости. Если единичный индивид пытается оставаться в

сокрытости он погрешает, и оказывается в состоянии искуше-

ния, и может выйти из этого состояния, лишь открываясь.

Здесь мы снова оказываемся перед парадоксом, Описанным

выше, если не существует такой сокрытости, в которой еди-

ничный индивид в качестве единичного стоит выше всеобщего,

то поведение Авраама нельзя считать ответственным, так как

он не принимал в учет этических соображений.

Кьеркегор рассматривает отношение к сокрытости эстети-

ки и этики не примере древнегреческих трагедий, ветхозавет-

ных сказаний и средневековой европейской поэзии. Я не буду

подробно останавливаться на рассмотрении этого вопроса,

скажу только, что сокрытость в эстетике и этике качественно

иная, нежели в вере. Эстетика оправдывает сокрытость, если

эта сокрытость могла спасти ближнего. Этика является слиш-

ком идеальной, поэтому она постоянно требует открытости и

явленности; она никогда не оправдает сокрытости.

Однако в вере все обстоит иначе. Эстетика не может оп-

равдать Авраама, так как его молчание вызвано не желанием

спасти Исаака. Наоборот, его задачей является принести Иса-

ака в жертву. Этика не может оправдать Авраама, так как в