Смекни!
smekni.com

Российская культура и отношение граждан к общественным преобразованиям (стр. 3 из 11)

Материализм/Постматериализм: полная (на основе 12 суждений) шкала R.Inglehart'а [ 31, Chapter 4 ].

Государственный патернализм/Экономический индивидуализм: "Выскажите, пожалуйста, вашу точку зрения по ряду вопросов, приведенных ниже[десятибалльные биполярные шкалы]. [А] Надо сокращать неравенство доходов, [Б] Надо сильнее стимулировать индивидуальные усилия. [А] В промышленности и бизнесе надо увеличивать долю государственной собственности, [Б] В промышленности и бизнесе надо увеличивать долю частной собственности. [А] Государство должно нести больший груз ответственности за обеспечение каждого человека, [Б] Каждый человек должен нести больший груз ответственности за обеспечение себя всем необходимым. [А] Конкуренция вредна. Она пробуждает самое худшее в людях, [Б] Конкуренция - это хорошо. Она заставляет людей напряженно работать и выдвигать новые идеи. [А] Упорный труд, как правило, не приводит к успеху. Это скорее вопрос удачи, связей, [Б] В конечном счете упорный труд обычно обеспечивает человеку лучшую жизнь. [А] Накопление богатства одними людьми может происходить только за счет других, [Б] Каждый может стать богатым, богатства хватит на всех" (Вопрос из WVS).

Государственная собственность/Частная: [Производство]"Как, на ваш взгляд, нужно было бы строить экономику нашей страны, если действовать в интересах всего народа: на основе государственной или на основе частной собственности?" [Объекты оценивания]"Тяжелая промышленность", "Легкая промышленность", "Сельское хозяйство" [пятибалльные шкалы с оценками от "исключительно на основе государственной собственности" до "исключительно на основе частной собственности"]. [Социальные блага] "Такие блага, как медицинское обслуживание, обеспечение жильем, школьное образование и т.п., могут находиться в ведении государства или частных организаций (страховых компаний). Кем, на ваш взгляд, должны обеспечиваться эти блага? [Объекты оценивания]"Медицинское обслуживание", "Дошкольное воспитание детей", "Обеспечение жильем", "Школьное образование", "Высшее образование" и "Пенсионное обеспечение" [пятибалльные шкалы с оценками от "только государством" до "только частными организациями"]

Исходные вопросы-индикаторы, использованные при построении каждого из индексов, тесно взаимосвязаны и могут быть описаны с помощью одной, доминирующей латентной переменной.

Результаты говорят о том, что ценности советской системы имеют широкое распространение в обществе. В то же время заметное меньшинство привержено принципам либерального устройства. Правда, либерализм этот - умеренного толка: в лучшем случае признается паритет государственной и частной собственности в ведущих отраслях экономики и в сферах социального обеспечения, образования, здравоохранения.

В целом можно утверждать, что современная культура в изучавшемся измерении не является однородной, в ней происходят изменения, традиционная патерналистская установка по отношению к государству утратила монопольное положение. Короче говоря, сегодняшнее положение дел можно охарактеризовать как ситуацию отчетливо выраженного культурного расслоения4.

II. Ценностные разделения идеологических дискурсов

Другое направление поиска культурного расслоения, дополняющее изучение ценностных приоритетов населения, было связано с анализом идеологических дискурсов. Предполагалось, что за политическим разделением средств массовой коммуникации лежит дифференциация культурных ориентаций, описанная выше, и что идеологическая индоктринация в свою очередь может подкреплять поляризацию предпочтений. Эмпирическая работа, представляющая это направление, состояла в проведении семантического фрейм-анализа ценностных репрезентаций в дискурсе современной прессы, выражающей позиции реформаторски и оппозиционно настроенных политических сил5. В основе указанного метода лежит когнитивная методология исследования текста, которая позволяет представить семантику каждого ценностного понятия в виде фрейма - инвариантной структуры взаимосвязанных семантических параметров [41; 42]. Газеты "Невское время" и "Известия" представляли демократически ориентированные издания, "Завтра" - "национально-патриотическую" прессу, а "Советская Россия" и "Правда" - коммунистические газеты. Были проанализированы все номера этих изданий за январь-март 1996 г.

Исследование выявило сходство лидирующих ценностей идеологических противников. В состав этих ценностей входят категории "Безопасность", "Стабильность", "Порядок", "Справедливость" и "Свобода". Об этом свидетельствуют результаты, представленные в табл. 2.

Табл. 2. Ценностные репрезентации в дискурсе прессы (материалы за январь-март 1996)

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ (%)
ИСТОЧНИК Безопасность Стабильность Порядок Справедливость и Равенство Свобода N
"Известия" 23 21 27 16 13 300
"Невское время" 21 22 22 19 15 393
"Правда" 29 17 9 31 13 308
"Советская Россия" 22 14 10 46 8 384
"Завтра" 32 - 46 16 7 90

N - общее число ценностных словоупотреблений, относящихся к первым пяти категориям.

Несмотря на относительные различия между изданиями в частоте употребления отдельных ценностных концептов, как, например, отделяющего газету "Завтра" от других источников акцентирования ценности "Порядок", или более выраженную ориентированность "Правды" и "Советской России" на ценности "Справедливость" и "Равенство", общим для всей современной прессы является культивация социальных представлений, связанных в первую очередь с высоким уровнем угрозы экзистенциальной безопасности, вызванной глубоким экономическим и общим социетальным кризисом в России середины 1990-х гг. В любом из изданий первые позиции занимают категории "Безопасность", "Стабильность", "Порядок" и "Справедливость". Ценность "Свобода", вошедшая в число приоритетных, все же оказывается среди них наименее значимой. На первый взгляд идеологическая поляризация демократической и коммунистической прессы по оси "Свобода-Справедливость", резко проявившаяся на рубеже 1980-1990-х гг. [43], к середине десятилетия исчезает.

Однако - и это самое важное - за внешним сходством основных наборов ценностей скрываются принципиальные расхождения в их толкованиях. Коммунистические издания охотнее воспроизводят идеологемы советской эпохи, а демократические газеты активнее стремятся переинтерпретировать ключевые культурные ценности, учитывая новые общественно-исторические условия. Так, ратуя за социальную справедливость, газеты "Правда" и "Советская Россия" чаще трактуют данное понятие в соответствии с каноном советского времени, отсылающим к формуле оплаты по труду. При этом не уточняется, какой труд имеется в виду - вложенный или труд-результат - и кто должен оценивать его количество и качество. "Известия" и "Невское время", говоря о справедливом распределении общественных благ, более конкретны: оплачиваться должен труд-результат, цена которого определяется рынком. Вместе с тем демократические издания больше пишут о "процедурной справедливости", понимая под ней неукоснительное соблюдение конвенционально установленных норм и правил.

В то же время, толкования основных понятий-ценностей во всех газетах довольно подвижны, неустойчивы. Еще одной общей характеристикой дискурса всех изданий является риторическое употребление ценностных категорий, превращающее их в речевые штампы. Смысловая неустойчивость понятий и десемантизация ярлыков способствуют, скорее, размыванию идеологических демаркационных линий, чем укреплению противостояния политических противников.

Все это свидетельствует о том, что борьба идеологий лишь в ограниченной мере опирается на фундаментальные оппозиции в культуре и связана, по-видимому, с текущим политическим процессом, выполняя функции социально-политической идентификации и размежевания.

III. "Пассивно-традиционные/активно-новационные" ориентации

Еще в одном исследовании, направленном на выявление культурных доминант сознания людей, был выделен ряд ключевых характеристик традиционной российской культуры, проявляющихся в трудовой сфере (подробнее см. [44, с. 7-28])6. К их числу относятся коллективизм, вера в общее дело, отсутствие склонности к планированию временной перспективы, фатализм, низкая значимость трудовых достижений в жизни, неприятие нового и риска, патернализм.

В табл. 3 приведены результаты опроса (Санкт-Петербург, репрезентативная выборка взрослого населения, отражающая структуру генеральной совокупности по совместному распределению категорий пола, возраста и образования, лето 1995 г.), которые говорят о широкой распространенности этих характеристик - преобладающая доля горожан разделяла указанные воззрения. Взглядов и убеждений, соответствующих культурным ориентациям противоположной направленности, придерживался в лучшем случае лишь каждый десятый опрошенный.

Табл. 3. Ориентации в трудовой сфере: А. Пассивно-традиционные vs. Б. Активно-новационные (Санкт-Петербург, лето 1995, 682 человека)

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ТРАДИЦИОННЫМ ОРИЕНТАЦИЯМ (%)
СТЕПЕНЬ А. ВЫСОКАЯ vs. Б. НИЗКАЯ
Коллек-тивизм Вера в общее дело Несклонность к планированию Покорность судьбе Незначимость труд.достижений Избегание нового и риска Патер-нализм
А 69 70 77 55 52 40 92
Средняя 21 20 16 31 40 51 8
Б 10 10 7 14 8 8 0

Индексы отражают ответы опрошенных на следующие вопросы.