Смекни!
smekni.com

Российская культура и отношение граждан к общественным преобразованиям (стр. 8 из 11)

ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТЯМ (%)
УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ Президент Гос.Дума и прав-во Власти СПб ОЦЕНКИ Институты демократии Потенциал пол. влияния Оценки: эффективность и легитимность Вера в демократию
Низкий 67 74 64 Очень низкая 63 37 Ни то,ни другое 50
Средний 16 17 19 Низкая 27 44 Одна из них 9
Высокий 17 9 17 Средняя + 10 19 Обе характер-ки 41
N 451 413 478 N 541 559 N 523
Нет данных % (22) (29) (18) Нет данных % (7) (4) Нет данных % (10)

Отношение к властям: укрупненные индексы доверия властям, рассчитанные как средние арифметические значения для ответов на следующие вопросы: 1. "Как часто, на ваш взгляд, президент России Б. Н. Ельцин [правительство России во главе с В.С.Черномырдиным или мэр А.А.Собчак и правительство Санкт-Петербурга] принимает правильные решения?" (четырехбалльная шкала от "практически никогда" до "почти всегда"), 2. "Как Вы считаете, действует ли президент России Б.Н.Ельцин [депутаты Государственной Думы или мэр А.А.Собчак и правительство Санкт-Петербурга] главным образом в интересах отдельных сил, слоев общества или он действует в интересах всех граждан?" (1- "в интересах отдельных сил, слоев общества", 4 - в интересах всех граждан").

Отношение к институтам демократии: укрупненный индекс восприимчивости политической системы к интересам граждан, средняя арифметическая оценка, отражающая реакции на следующий вопрос: "В какой мере Вы согласны или не согласны с утверждениями, приведенными ниже?" (четырехбалльные шкалы от "полностью согласен" до "совершенно не согласен" 1. "Не думаю, что ответственных лиц в органах власти очень интересует мнение таких людей, как я", 2. "В общем, депутаты, которых мы избираем, довольно быстро теряют связь с народом", 3. "Партии и политические блоки заинтересованы лишь в получении голосов на выборах, им безразличны мнения людей".

Потенциал политического влияния: укрупненный индекс самооценки человеком самого себя в качестве политического субъекта, значения которого - средние арифметические для ответов на вопрос: "В какой мере Вы согласны или не согласны с утверждениями, приведенными ниже?" (четырехбалльные шкалы от "полностью согласен" до "совершенно не согласен") 1. "Люди, подобные мне, не оказывают никакого влияния на решения, принимаемые властями", 2. "Политика и государственные дела иногда настолько сложны, что человек, подобный мне, просто не способен разобраться в происходящем".

О концептуализации понятий "доверие политическому руководству" ("trust in government"), "восприимчивость политической системы к интересам граждан" и "потенциал политического влияния" ("external efficacy", "system responsiveness", "internal efficacy") см. [ 49; 50; 51; 52 ]. Операционализация строилась в соответствии с [ 49 ].

Вера в демократию: индекс, полученный при суммировании дихотомизированных оценок ("совершенно не убежден" или "скорее не убежден" = 0, "полностью убежден" или "скорее убежден" = 1) при ответах на вопрос: "Демократия - это многопартийность, свободные выборы, свобода печати и др. В какой мере Вы убеждены в том, что демократические преобразования в нашей стране позволят в конечном счете...1. [легитимность] Принимать государственные решения в интересах всех граждан? 2. [эффективность] Успешно решать проблемы, стоящие перед страной?"

Построению индексов предшествовала проверка взаимосвязей между исходными вопросами-индикаторами.

Наконец, показатель приверженности демократическому устройству - индекс веры в демократию, который показывает меру убежденности человека в том, что многопартийность, свободные выборы, свобода печати и другие институты демократии позволят в конечном счете эффективно решать проблемы нашего общества и принимать государственные решения в интересах всех граждан, - свидетельствует о примерном паритете тех, кто придерживается этих убеждений, и тех, кто в демократию не верит. Утрата легитимности новым режимом, по-видимому, сопровождалась потерей веры в то, что демократия может прижиться на российской почве. Тем не менее, весомая доля населения Санкт-Петербурга, если сравнивать ее с числом тех, кто выражает хотя бы весьма умеренную поддержку действующим властям и институтам, эту веру сохранила. Что же питает их убеждения? Какими факторами обусловлено негативное отношение к властям и институтам при нынешнем режиме, и кто составляет поддерживающее этот режим меньшинство?

В табл. 8 нашли отражение результаты анализа, позволяющие проверить концептуальные предположения о связи аттитюдов, характеризующих отношение людей к нынешней политической системе, с депривационными, социально-структурными и культурными переменными. При интерпретации этих результатов необходимо помнить о том, что речь идет об относительных различиях в политическом недоверии и отчуждении. На одном полюсе - негативизм, выраженный в очень резкой форме, а на другом - позиции, которые говорят не о поддержке режима, но лишь о проявлении этих же качеств в более или менее умеренной форме.

Таблица 8. Социальные и культурные особенности политических аттитюдов: корреляционный анализ (Санкт-Петербург, осень 1994, 581 чел.)

ФАКТОРЫ Выраженность политического отчуждения
Федеральные и городские власти Институты демократии Потенциал влияния на политику
Возраст .01 (.823) .01 (.802) .12 (.004)
Образование -.09 (.037) -.21 (.000) -.31 (.000)
Душевой доход -.14 (.002) -.03 (.444) -.11 (.010)
Относительная депривация .27 (.000) .19 (.000) .21 (.000)
Ценности: советские\ либеральные -.21 (.000) -.21 (.000) -.35 (.000)

Недоверие федеральным и городским властям: индекс рассчитан как сумма ответов: 1) президент Б. Н. Ельцин, 2) Правительство В. С. Черномырдина, 3) мэр А. А. Собчак и правительство Санкт-Петербурга "практически никогда" или "в редких случаях" принимают правильные решения, ответов 4) президент, 5) депутаты Государственной Думы, 6) мэр и правительство города "действуют в интересах отдельных сил, слоев общества" (а не всех граждан, жителей), а также полного согласия с утверждениями 7) "Многие политики, которые находятся сейчас у власти, потеряли поддержку своих избирателей" и 8) "Нынешние власти не способны вывести страну из кризиса".

Отношение к институтам демократии и потенциал влияния на политику: исходные (неукрупненные) индексы, описанные в комментарии к табл. 7. Относительная депривация и ценности - см. комментарий к табл. 4 и 5 соответственно.

В клетках таблицы: коэффициенты парной корреляции Пирсона и уровни значимости (p < ...).

Социально-структурные и демографические переменные9 либо совсем не связаны, либо слабо связаны с показателями доверия политическому руководству, с оценками демократических институтов и потенциала влияния на политику. Это говорит о негативном отношении к властям и институтам, а также отсутствии у граждан уверенности в своих силах распространены во всех социальных слоях общества. Депривационные и ценностные различия имеют большую дифференцирующую силу. Так, люди, приверженные либеральным ценностям, то есть разделяющие "политическую философию" режима, относятся к руководству и институтам с меньшим негативизмом, чем те, кто предпочитает устройство советского типа. У первых выше уровень политической компетенции. С углублением относительной депривации возрастают политическое недовольство и отчуждение.

Регрессионный анализ (результаты не приводятся) позволил показать, что незначительные - в пределах от полного недоверия до мягкого недовольства - вариации отношения жителей Санкт-Петербурга к властям действительно можно объяснить, учитывая особенности ценностных предпочтений и меру относительной депривации, причем ключевую роль играет депривационный фактор. На отношение к режиму, включая как представления людей о степени закрытости политической системы, так и об их роли в политическом процессе, большее влияние, напротив, оказывает культурный фактор. Кроме того, важной автономной детерминантой выступает уровень образования. Граждан, считающих, что институты демократии в определенной мере позволяют учитывать их интересы при принятии политических решений, и уверенных в собственных силах, с большей вероятностью можно встретить в образованном слое, чем среди тех, кто не получил хорошего образования. Влияние этой переменной, сохраняющееся при контроле за другими параметрами, свидетельствует о том, что она в данном случае фиксирует не столько социально-структурный аспект - стратификацию социально-экономических статусов, сколько свидетельствует о значении фактора, который вслед за Р. Инглхартом можно назвать "когнитивной мобилизацией". Развитие навыков самостоятельного политического мышления способствует формированию гражданской культуры. И, наконец, отметим очень сильные половые различия в оценках потенциала политического влияния - у мужчин он существенно выше, чем у женщин. Такая зависимость говорит, скорее всего, о проявлении традиционных представлений, относящихся к закрепленному в культуре пониманию особенностей гендерных ролей мужчин и женщин.

Теперь рассмотрим различия в демократических убеждениях. В табл. 9 показано, какие категории населения Санкт-Петербурга продолжали верить в преимущества демократического устройства политической системы. Среди первых - представители среднего класса, получающие сравнительно высокие доходы и имеющие высокий уровень образования, а также те, кто не склонен в резко негативном ключе воспринимать изменения в своей жизни за время реформ, младшие поколения по сравнению со старшими. Депривированные слои и категории, составляющие основание социально-экономической пирамиды, считают, что демократизация едва ли способна улучшить их участь. Реалии политической жизни, отражаясь в низких оценках институтов демократии, в признании многими людьми того, что политические процессы от них практически никак не зависят, и в широко распространенном недоверии к власти, оказывают существенное влияние на утрату веры в демократический идеал. Лишь скромное меньшинство, относящееся с умеренным скепсисом к происходящему в политике, продолжало придерживаться демократических убеждений. Наряду со стратификационными переменными, одним из важнейших факторов, противодействующих распространению полномасштабного пессимизма, является изменение культурной доминанты. Вера в демократическое переустройство опирается на приверженность либерализму.