Историческая справка:
Отечественный военно-морской флот - составная часть вооруженных сил нашей страны - создавался для ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Он включает в себя несколько родов сил, качественно отличных друг от друга и способных в определенных условиях решать боевые задачи самостоятельно или совместно с другими силами.
До недавнего времени к родам сил ВМФ относились: надводные силы, подводные силы, морская авиация, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска.
Исторически они возникли и окончательно сложились в разное время под влиянием многих причин, выполняя главную задачу - защиту Отечества. Первый надводный боевой корабль, первая подводная лодка, первый самолет морской авиации, первый батальон морской пехоты, первая береговая батарея... Если учитывать современные приоритеты значимости различных родов для обороны Родины, то наш рассказ можно было бы начать с подводных сил и, следовательно, с изобретения первой подводной лодки, однако история русского флота началась задолго до того, как вышли в море субмарины-родоначальники нынешних подводных гигантов-основы мощи Российского ВМФ. И поэтому историю флота мы начинаем с постройки первого русского боевого корабля Орел.
Основание регулярного Российского военно-морского флота относится к бурной эпохе Петра I. Историческая необходимость свободного выхода к морям становилась первостепенной и неотложной задачей, от решения которой зависело дальнейшее развитие Российского государства. Петр I отлично понимал, что добиться этого можно лишь совместными действиями армии и флота. Всякий потентант,- гласило крылатое изречение Петра I, вошедшее в Книгу устав морской...,-который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет. Поэтому в неслыханно короткий срок, с ноября 1695 по май 1696 г., в Воронеже, Брянске, Преображенском, Козлове и других городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли Апостол Петр и Апостол Павел, 4 брандера, 23 галеры, 1300 стругов, морских лодок и плотов, составившие Азовский флот-первое регулярное формирование отечественного военно-морского флота. В результате 19 июля 1696 г. Россией при поддержке флота была одержана первая крупная победа в борьбе за выход к морю - взята турецкая крепость Азак (Азов).
Обсудив результаты боевых действий на Азове, Боярская дума 20 октября 1696 г. по представлению Петра I приняла указ, в котором постановила: Морским судам быть. После принятия этого указа для строительства судов организуются так называемые кумпанства. Они представляли собой объединения владельцев, имевших более ста дворов крепостных крестьян, для строительства кораблей военного флота.
Петру I был хорошо знаком опыт русских мастеров в постройке судов, но он считал необходимым ознакомиться с состоянием судостроения и за границей. В 1697 г. он поехал в Голландию и Англию, взяв с собой для учебы около ста молодых людей; в то время эти страны считались наиболее передовыми в строительстве кораблей. Однако Петр I, принимавший практическое участие в постройке современного фрегата на одной из верфей Голландии, остался недовольным полученными здесь знаниями. В письме к Ф.М. Апраксину он писал: Строят суда просто по навыку и опыту без всяких хитростных чертежей. Поэтому он незамедлительно перебрался в Англию, где и изучил эту премудрость - постройку корабля по чертежам.
|
Особое место среди морских баталий петровской поры принадлежит Гангутскому сражению. Оно произошло 26-27 июля 1714 г. у п-ова Гангут (нынешнего Ханко). В ходе этой яростной битвы отряд кораблей шведского флота 1 фрегат, 6 галер и 3 шхербота - вместе с командиром отряда контр-адмиралом Н.Э. Эреншельдом были захвачены в плен. Эту морскую викторию Петр I приравнивал к победе над шведами под Полтавой в 1709 г. 24 мая 1719 г. у о. Эзель русская эскадра выиграла артиллерийскую дуэль парусных кораблей в открытом море и без абордажа захватила три шведских судна. Петр I назвал эзельскую победу добрым почином Российского флота.
27 июля 1720 г. у о. Гренгам отряд русского гребного флота - 52 галеры и 14 лодок - под командованием генерала М.М. Голицына нанес жестокое поражение шведской эскадре в составе линейного корабля, 4 фрегатов, 3 галер и 6 малых судов. Русские моряки захватили в этом бою все шведские фрегаты. Такая замечательная победа позволила нашему флоту закрепиться в районе Аландского архипелага и успешно действовать отсюда против морских коммуникаций неприятеля.
Блестящие победы созданного Петром I русского флота в Гангутском, Эзельском сражениях и у Гренгама показали превосходство морских сил России над военным флотом Швеции. Шведы, понеся крупные потери, оказались не в состоянии защищать собственную территорию от русских десантов, которые начали совершать успешные рейды на их побережье. Эти обстоятельства, а также экономическое истощение вынудили Швецию подписать с Россией 30 августа 1721 г. Ништадтский мир, положивший конец Северной войне.
Главным итогом Северной войны явилось окончательное закрепление России на берегах Балтийского моря. Русское государство стало, таким образом, морской державой.
После кончины Петра I, в 1725 г., постройка военных кораблей в стране почти прекратилась - были лишь достроены те суда, которые уже находились на стапелях. В море было приказано не выходить во избежание убытков. Флот бездействовал, корабли ветшали. Екатерина II писала в 1763 г.: У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков.
С началом войны с Турцией, располагавшей в то время первоклассным флотом, в июле 1769 - феврале 1770 г. эскадра адмирала Григория Андреевича Спиридова совершила переход из Балтийского моря в Эгейское для действия в районе турецкого побережья. В мае 1770 г. туда же прибыла вторая российская эскадра - под командованием контр-адмирала Эльфинстона. Формально начальство над обеими эскадрами (9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, всего 820 орудий) принял на себя генерал-аншеф граф А.Г. Орлов, получивший впоследствии титул Чесменского. Однако фактически всеми действиями русского флота руководил Г.А. Спиридов.
Замечательным флотоводцем проявил себя Ф.Ф. Ушаков и в боевых действиях объединенной эскадры на Средиземном море против французов. Он соперничал здесь в боевой славе со знаменитым британским адмиралом Горацио Нельсоном. 18 февраля 1799 г. вице-адмирал Ушаков предпринял с моря штурм крепости Корфу. После высадки десанта через два дня упорного сопротивления французский гарнизон сдался. Было захвачено 629 орудий, 16 судов французского флота (в том числе линейный корабль и фрегат), взят в плен 2931 человек, в том числе 4 генерала.
Ключи от Корфу, кормовые флаги и гюйсы вражеских военных судов вице-адмирал отправил императору Павлу I.
Великий русский полководец А.В. Суворов, узнав о победе русских моряков при Корфу, воскликнул: Ура! Российскому флоту!.. Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?. За эту победу Павел I пожаловал Ушакову чин адмирала и бриллиантовые знаки к ордену Александра Невского.
Все лучшее от Ф.Ф. Ушакова унаследовал его верный ученик адмирал Д.Н. Сенявин. В годы русско-турецкой войны (1806-1812) Дмитрий Николаевич, командуя русской эскадрой в Средиземном море, разгромил турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях.
В сентябре 1809 г. экипажи российской Средиземноморской эскадры прибыли в Ригу. Из принятых англичанами судов только два в 1813 г. возвратились в Россию, остальные же пришли в полную ветхость.
К моменту возвращения этих кораблей на Балтику русский флот находился в состоянии упадка: корабли держали в гаванях, они ветшали и гнили, а новые суда строили в малом количестве и из сырого леса. Их срок службы был не более шести лет, в то время как корабли такого же ранга, построенные в Швеции из добротного, выдержанного, сухого леса, находились в строю до двадцати лет.
Ни один из самодержцев России не принес отечественному флоту столько вреда, сколько Александр I. Лишь в середине 20-х годов XIX в. (то есть после его смерти) состояние Российского военно-морского флота начало улучшаться - приступили к строительству новых кораблей, начали проводить в жизнь многие технические новшества. Д.Н. Сенявин, восстановленный в чине адмирала, был вновь призван на службу и назначен командующим Балтийским флотом.
В 1853 г., накануне Крымской войны, ввиду натянутости отношений с Турцией эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова все время находилась в море. С началом боевых действий адмирал начал активный поиск османского флота.
18 ноября 1853 г. П.С. Нахимов с шестью линейными кораблями и двумя фрегатами (всего 720 орудий, в том числе 76 бомбических, стрелявших разрывными снарядами) наголову разгромил стоявший на рейде в Синопской бухте под прикрытием береговых батарей (38 орудий) турецкий флот в составе семи фрегатов, трех корветов, двух пароходофрегатов, двух бригов и двух военных транспортов (всего 510 орудий). Синопское сражение стало лебединой песней в истории боевых действий парусных флотов, а применение русскими кораблями бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами, ускорило переход к строительству парового броненосного флота.
Русско-японская война 1904-1905 гг. наглядно показала, что малютки миноносцы превратились в грозную опасность, вызвавшую необходимость использования специальных мер по защите от них самых больших военных кораблей - могучих броненосцев. Это привело к появлению минных крейсеров и так называемых контрминоносцев (дистройеров), то есть судов, специально предназначенных для поиска и уничтожения обычных миноносцев. Экспансия России на Дальнем Востоке заставила ее принять две новые кораблестроительные Программы - 1895 и 1898 гг. для нужд Дальнего Востока. В соответствии с ними на отечественных и иностранных верфях к началу русско-японской войны удалось построить десять эскадренных броненосцев, одиннадцать крейсеров 1 ранга, значительное число миноносцев и других судов. Эти корабли вошли в состав 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр и Владивостокского отряда крейсеров.