Смекни!
smekni.com

Военная операция НАТО в Афганистане и её последствия (2001-2010 гг.) (стр. 7 из 12)

Ситуация в уезде Гармсер чем-то напоминала ситуацию вокруг города Муса-Кала в той же провинции, который также был то под контролем коалиции, то вдруг внезапно оказался захвачен талибами. После решительного разгрома талибов и взятия города выяснилось, что за этим стоял сговор британских спецслужб с талибскими командирами. Не исключено, в этом случае происходило также нечто подобное

Но не смотря на все выше сказанное, к концу 2008 года, военно-политическая ситуация в Афганистане меняется настолько серьезно, что уже представители командования НАТО стали признавать резкое ослабление талибов. Поражение в боях в Муса-Кале и «сезон охоты» на талибских командиров, открытый в тоже время УНБ Афганистана, сильно ударили по боеспособности талибов. Это стало настолько очевидно, что командующий британскими силами в Афганистане бригадный генерал Марк Карлтон-Смит заявил журналистам, что движение «Талибан» обезглавлено, а его окончательный разгром – дело ближайшего будущего.

2.5 Операции НАТО в Афганистане в 2009-2010 гг.

В июле 2009 года "многонациональные силы в Афганистане" (Multinational Force in Afghanistan – MNF-А), или "международные стабилизационные силы" (ISAF) понесли рекордные с момента ввода в 2002 году безвозвратные потери – 76 человек, из них 39 – военнослужащие ВС США. В некоторых СМИ этот месяц уже назвали "Черным июлем", а причины таких потерь многие обозреватели склонны объяснить тем, что силы коалиции приступили к "решительным действиям по ликвидации очагов сопротивления".

Действительно, 2 июля силы командование НАТО начало крупномасштабную операцию по уничтожению баз боевиков движения "Талибан" на территории южного Афганистана с нанесением ударов по ряду районов соседнего Пакистана. Операция получила кодовое обозначение "Канжар" ("Кинжал"), в ходе которой около 4 тыс. военнослужащих 2-й бригады морской пехоты США и 650 афганских солдат и полицейских направилась в низовья реки Гильменд в одноименной провинции на юге Афганистана. Одновременно в рамках общего замысла британские войска приступили к реализации операции "Коготь пантеры" в провинциях Гильменд и Кандагар силами около 700 военнослужащих при непосредственной поддержке батальона спецназа "Черный дозор" и 12 вертолетов. Благодаря договоренности с властями Пакистана, в соседнем государстве были преприняты жесткие меры по локализации мест проживания афганских беженцев и побуждению их к возвращению в Афганистан с тем, чтобы снизить рост исламского терроризма в самом Пакистане, выявить и обезвредить главарей террористических организаций и нарушить систему связи и управления среди афганского "подполья".

К середине июля масштаб боевых действий существенно расширился. Так, 13 июля министр обороны Афганистана генерал Абдул Рахим Вардак заявил, что операции против боевиков проводятся также в провинциях Урузган и Забуль, а 19 июля подразделения Афганской национальной армии начали войсковую операцию "Орёл" в северной провинции Кундуз против боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Тахира Юлдашева. Примечательно, что помимо 1000 афганских солдат и полицейских в этой операции были задействованы свыше 300 военнослужащих бундесвера. В этой связи уместно отметить, что дислоцированные в одном из самых спокойных районов страны подразделения бундесвера занимались ранее главным образом строительством колодцев, мостов и школ, периодически сопровождая колонны. Переход к прямому участию в активных боевых действиях, в которых немецкий контингент использовал тяжелые виды вооружения, привел к тому, что сравнительно малочисленный немецкий контингент вышел на четвертое место по количеству безвозвратных потерь среди иностранных войск в Афганистане, уступая лишь США, Великобритании и Канаде.

27 июля премьер-министр Великобритании Гордон Браун заявил: "Это лето стало самым сложным с момента начала операции в Афганистане. Операция "Коготь пантеры" доказала свою эффективность, первая часть завершена.

Мы обеспечили безопасность для 100 тысяч человек, которые проживают на этих землях, мы вытеснили талибов и сломали ту цепь террора, которая соединяет горы Афганистана и Пакистана и которая угрожает безопасности на улицах Британии".[30]

Официально операция направлена на то, чтобы поразить передовые места дислокации талибов и лишить противника возможности подвоза и складирования оружия и военной техники Среди альтернативных, а точнее – сопутствующих мер предлагается, в частности, развертывание британских военных баз по всей провинции Гильменд, чтобы закрепить присутствие и поддержать местные органы самоуправления и полиции. Очевидно, что ближайшей целью действий коалиции является стабилизация обстановки в Афганистане накануне президентских и провинциальных выборов 20 августа. Предполагается, что избиратели смогут зарегистрироваться и принять участие в выборах даже в тех районах, где прежде это ни разу не удавалось (например, в провинции Гильменд).

12 февраля 2010 на юге Афганистана в провинции Гильменд началась военная операция, в которой участвовали американские и афганские военные. В результате операции талибы были выбиты из главного города боевиков — города Марджа. Американские военные назвали операцию успешной, хотя многие аналитики не склонны так утверждать.

В марте началась новая операция в окрестностях Кандагара.

Талибы не ввязываются в крупные боестолкновения, продолжая использовать тактику партизанских войн и мелких стычек.

Большинство военнослужащих иностранного контингента гибнут от заложенных на дорогах мин. Такая тактика талибов не приносит ощутимых потерь американским и натовским войскам. Партизанская война происходит на большей части территории страны.

Так на севере страны, где расквартирован немецкий контингент, 2 апреля 2010 года в уезде Чахар-дара провинции Кундуз военнослужащие бундесвера вступили в крупное боестолкновение с боевиками «Талибана». В результате трое военнослужащих бундесвера погибли и еще восемь получили тяжелые ранения. Сообщалось о 200 нападавших со стороны талибов.

Позже стало известно, что немецкие военнослужащие по ошибке застрелили шестерых военнослужащих афганской армии двигавшихся на помощь немцам. В ответ на вылазку боевиков немецкие и афганские войска начали 13 апреля операцию в уезде Баглан-и-Маркази. Войска НАТО и Афганистана поставили в качестве своей задачи полное освобождение уезда от боевиков


Глава 3 . Последствия военных действии в Афганистане

3.1 Войска НАТО и США продолжают войну с талибами в Афганистане

На сегодняшний день численность военного контингента США и НАТО в Афганистане составляет около ста тысяч человек. Войска НАТО находятся в стране с 2003 года. В состав действующих под эгидой ООН Международных сил содействия безопасности (МССБ) входит более 60 тысяч военных североатлантического альянса.

По словам аналитиков, в Афганистане перед НАТО стоит три задачи. Во-первых, помочь афганскому правительству в деле восстановления и стабилизации страны. Во-вторых, провести обучение афганских военных и полиции. И наконец, обезвредить и ликвидировать боевиков «Талибана» на юге страны, где они до сих пор пользуются значительным влиянием.

По численности войска США занимают первое место в составе МССБ, где их контингент насчитывает около 30 тысяч военнослужащих. Кроме этого, еще 32 тысячи американских солдат и морских пехотинцев участвуют в операции «Несокрушимая свобода».

Задачи сил НАТО и участников операции «Несокрушимая свобода» постепенно сближаются, говорит эксперт по вопросам НАТО и Афганистана в лондонском Центре европейских реформ Томас Валасек. «Основное различие между ними, если таковое вообще существует, – объясняет он, – заключается в том, что цель «Несокрушимой свободы» – поимка Осамы бин Ладена и других лидеров «Аль-Кайды» и «Талибана» в Афганистане. [31]

Что же касается войск НАТО, то они несут функцию миротворцев, призванных помочь афганскому правительству взять под контроль ситуацию в стране. Естественно, различия между их задачами сглаживаются потому, что силам НАТО исполнять роль миротворцев в Афганистане оказалось не так просто. Так что миротворческие силы превратились в обычных военных».

Эксперт из Уэслианского университета в штате Огайо Шон Кэй отмечает, что за последние несколько лет талибы сменили тактику. «Талибан» перенял опыт Ирака, – говорит он. – Сейчас несвойственные раньше Афганистану акции террористов-смертников происходят все чаще и чаще. Более того, самодельные взрывные устройства несут дополнительную угрозу для американских военных, которые ежедневно сталкиваются со смертельными рисками».[32]

Профессор Лондонского университета Майкл Уильямс указывает, что талибы используют классическую стратегию нанесения коротких ударов. «Сейчас боевики «Талибана» считают себя выигравшими бой – так ли это, пока сказать трудно, – отмечает Уильямс. – Территории под их контролем не так уж много. Дело в том, что они ведут войну в основном на изнурение. В ответ силы НАТО вынуждены отражать их нападения на определенной территории, а затем эту территорию удерживать. [33]

Талибам же достаточно совершать кратковременные выпады и создавать хаос. И эта весьма легкая для них стратегия создает колоссальные трудности для войск коалиции».

В дополнение к этому, как отмечает сотрудник Совета по международным отношениям в Вашингтоне Чарльз Купчан, контртеррористические действия всегда связаны со значительными трудностями, так как боевики часто уходят от преследующей их армии. «Например, в Афганистане они могут перейти через границу и раствориться на территории Пакистана, – говорит он. – А разрешения на ввод войск на территорию этой страны у США, в общем, нет – несмотря на осуществляемые там удары беспилотных летательных аппаратов. Так что в Пакистане у боевиков есть надежное укрытие. Они могут время от времени переходить афганскую границу, проводить нападения, а потом опять ускользать в Пакистан».