Смекни!
smekni.com

Учение Н. Бердяева об антиномичности русской души (стр. 4 из 4)

Это пространственно-временное «путешествие» двух различных типов мироотношения прослеживается достаточно подробно в культурологической, исторической и философской литературе. Не касаясь всех аспектов этой самостоятельной проблемы, сошлемся лишь на вывод, сделанный Н.Я. Данилевским, К.Н. Леонтьевым, Л.Н. Гумилевым, Г.В. Фло-ровским и другими авторами. Вывод этот состоит в том, что современный европеизм, западный тип рациональности, европейские религиозные системы и способы общественного устройства имеют своими источниками герметико-гостические принципы и идеи, которые вполне конкретно, историческими путями в свое время проникли в Европу и трансформировались потом в католичество, средневековую мистику и гнозис, в религиозные системы Реформации, в мировоззрение и идеологию Просвещения, в неклассические современные философские системы.

Поэтому необходимым представляется сосредоточить внимание прежде всего на тех метафизических составляющих фундаментальных мироотношенческих типов, которые задают особость процесса становления человеческой индивидуальности в различных культурных мирах, формируют особые модусы полноты человеческого бытия, непохожесть образа человеческого счастья и смысла жизни у представителей русской и западной культур.

Исходным является вопрос о том, почему история раннего христианства, существование первых христианских общин, процесс становления христианской Церкви на Ближнем и Среднем Востоке и в Византии отмечены весьма жестким столкновением христианского вероучения прежде всего с такими современными ему религиозно-философскими направлениями, как гностицизм, манихейство, учения ессеев, терапевтов, докети-ков и мн. др.? Какие метафизические, мировоззренческие и методологические ориентации явились контрапунктами в творениях, с одной стороны, Отцов Православной Церкви, а с другой, - в учениях Гермеса Трисмеги-стоса, Филона Александрийского, Валентина, Василида, Кедрона, Мар-киония, Тертуллиана и др.? Каким образом православное богословие и философия определяли теоретические и исторические истоки гнозиса?

Почему уже в I веке н. э. возникла (именно как одна из первых) проблема церковного канона?

Анализ истории богословско-философских споров той эпохи позволяет выдвинуть гипотезу о том, что споры эти явились выражением глубинного столкновения двух принципиально различных «чистых онтологии сознания» (каждая из которых, безусловно, имела своих конкретных, в том числе - этнических, носителей): мироотношения герметико-гностического и православного. Рассматривая предметное содержание дискуссий, их основную проблематику и возникшие в ней различные акцентации, мы приходим к предположению о том, что в основании «мыслительных парадигм» (Т. Кун) «сообществ» богословов и методологов тогда лежали принципиально различные мироотношенческие ориентации.

Иначе говоря, сравнительный анализ самих моделей постановки проблем и их решений Отцами Православной Церкви и носителями «тайного знания» (проблемы Бога, мира, человека, богопознания и др.) дает основание говорить о принципиальной сущностной несовместимости двух типов мироотношений.


Список использованной литературы

1. Алексеева В.А., Миняйло A.M., Шардыко С.К. Стратегические приоритеты Отечества. Методология русской модернизации. Екатеринбург, 2007.

2. Алексеева В.А., Шардыко С.К. Методология познания, Философская и научная картина мира как контекст русской национальной идеи // Русский экономический вестник. Выпуск № 2, с. 78-125.

3. Алексеева И.Ю. Философия в современной России и русская философия // Философы России XIX - XX столетий: (Биографии, идеи, труды). М., 2005. С.217-220.

4. Апология русской философии: Сб. научн. трудов. Екатеринбург, 2006.

5. Аржанухин В.Н., Емельянов Б.В. Русская философия XVII-XX вв.: Уч. пособие. В 2 ч. Екатеринбург, 1992.

6. Бакштановский В.И., Согомонов А.Ю. Конфликт инновации и традиции: дилеммы, ценности, суждения, выбор. Тюмень, 2007.

7. Власова В. Б. Исторические типы отношения общества к традиции // Философские науки. 1984. № 5. С. 152-156.

8. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы // Культурология, XX век: Антология. М., 2007. С. 163-212.

9. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

10. Н. А. Бердяев. Философия свободы. Смысл Творчества. М., «Правда»,1989.

11. Н. А. Бердяев. Философия свободы. М., 1989, стр. 35

12. Н. А. Бердяев. «Смысл Творчества». М.,1989, стр. 331.

13. Н.А.Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.