Принуждение Дьюи считал типичной чертой старой школы. Своей же целью ставил обоснование и практическое применение «свободных видов деятельности».
Дьюи выдвинул новую концепцию индивидуализма. Прежние формы индивидуализма (XVIII—XIX вв.) были ориентированы на самовыживапие и самообеспечение. С изменением социальной ситуации меняются и установки индивидуума. По мнению Дьюи, индивидуализм (как принцип жизненного поведения каждого отдельного человека) должен быть теперь ориентирован па социальное взаимодействие. Развитие индивидуальности, индивидуальных способностей и талантов должно связываться с задачами участия каждого в социальной жизни (и не в будущей жизни после окончания школы, а в процессе учебы).
Педагогические методы Дьюи разнообразны. Е.А. Александрова выделяет наиболее важные[64]:
1. Основной учебный метод — собственное «вопрошание» ребёнка в процессе учёбы. Это означало расширение использования диалогического метода Сократа, перевод его из общего урочного приёма во внутренний метод мышления каждого ученика.
2. Общими рамками учёбы становились проектный метод и экспериментальная работа. Кроме того, эффективная учебная деятельность должна, независимо от предмета, включать следующие шаги: установление затруднения или проблемной ситуации; выдвижение гипотезы и плана её подтверждения; анализ, прояснение или коррекция гипотез; «вопрошание» или поиск причин (качественный анализ ситуации); и, наконец, экспериментальное подтверждение или опровержение гипотез.
3. Необходимо в различных формах образования развивать критическое и аналитическое мышление учащегося, что обеспечивает практика дискуссий и рефлексии. Аналитичность мышления — его важная черта, обеспечивающая его селективность. Учителю надо учитывать, что ребёнок постоянно выбирает информацию в соответствии со своими потребностями и интересами.
4. Не следует сравнивать одного ребёнка с другим, кроме как по некоторым медицинским показателям.
Дьюи считает, что изменение социально-экономических условий (социальный прогресс) естественным образом вызывает потребность изменения в содержании и формах образования. Наиболее актуальна заинтересованность ребенка: в коммуникации и общении; выяснении нового для себя конкретном практическом деле и художественной деятельности. На основе этих интересов надо осуществлять связь школы и окружающей среды, социума. То, что происходит за стенами школы, должно войти в содержание образования, и наоборот: то, что происходит и самой школе, должно получить в практических формах продолжение в обществе. Поэтому важной частью образования (обучения и воспитания) становятся разные формы участия детей в жизни социум». Здесь принцип учёта интересов ребёнка органически смыкается с принципом ориентации образования па развитие социального окружения.
Ориентация на интересы ребёнка не означает отрицания учебных программ. Поскольку Дьюи исходил из приоритетов ребёнка в образовании, то первым тезисом его практической педагогики стал призыв формировать учебные планы и программы на основе естественных интересов ребёнка; инструментами их выявления и раскрытия он называл, прежде всего, историю и географию. Дьюи считал, что образование должно базироваться на проектном методе, помогающем ребёнку самостоятельно формулировать, исследовать и разрешать учебные и практические проблемы
Содержание занятий с детьми определяется основными человеческими потребностями: во взаимодействии, самостоятельном приобретении опыта и саморазвитии. Цель подобной организации образовательных процессов — изменение личного опыта, его непрерывный, постоянно «прогрессирующий» рост (отсюда и название — «прогрессивное воспитание»). Главная идея Дьюи — постоянная реконструкция опыта ребёнка, его пожизненный прогресс. Возможность сотрудничества ребёнка и взрослого в изменении опыта, как одного, так и другого, заложена в самой образовательной среде и создаётся проблемными ситуациями взаимодействия.
Говоря о пожизненном характере прогресса человека, Дьюи подчёркивает, что школа не может обеспечить окончательное образование и в этом плане не несёт ответственность за успешность ребёнка. Школа лишь закладывает определённые основы этого процесса, базируясь па системе свобод и контроля. Это — школа, стимулирующая активную познавательную деятельность и связывающая освоение мира ребёнком с его личным опытом:
- школа — сообщество, маленькая модель социальной жизни, где «никому ничего нельзя навязывать»;
- школа, которая практически воспитывает «свободную, независимую личность», вдохновляется любовью и руководствуется разумом;
- в такой школе критерий продуктивности педагогической деятельности — та польза, которую взрослый приносит ребёнку, помогая его самоутверждению;
- роль учителя принципиально иная, чем в традиционной школе; он включён в сотрудничество с детьми, в школе доминирует «свободное взаимодействие». Забота, защита, поддержка, понимание ребёнка — основа различных форм взаимоотношений. Возрождалась идея Руссо: учитель — не кладезь книжного знания, а фасилитатор самостоятельной деятельности ребёнка;
- ручной труд — средство гармоничного развития детей, пробуждения их самостоятельности и свободной творческой активности; отсюда важность организации в школе разных мастерских, обеспечивающих добровольные занятия столярными и плотницкими работами, кулинарией, различными ремёслами;
- практическая работа детей выполняет конкретные познавательные и социальные задачи.
Но самое важное в понимании школы было связано с изменением её роли в обществе.
Традиционная школа умещалась и продолжает умещаться на его периферии (в том числе и в плане финансировании и общей, принципиальной зависимости от государства). Дьюи провозглашает тезис об активной роли школы, которая определяет прогресс общества (он, кстати, и философию образования ставит на первое место в структуре философского знания, так как видит приоритеты практических целей образования над всеми другими направлениями).
Школа может и должна быть активным участником реформационных процессов в обществе. Здоровая, сильная, правильно организованная школа — наиболее эффективное средство обеспечения социального прогресса общества, инструмент его либерализации и постоянного эволюционирования.
Проблеме демократии в школе Дьюи посвящает много работ, раскрывая в них много аспектов. В одной из основных работ «Демократия и образование», он обосновывает взгляд на образование как инструмент и результат демократической практики. Школа значительно расширяет реальный опыт ребёнка в демократическом решении всех возникающих проблем, организации работы демократических институтов, дает ему инструменты и правила обеспечения демократической практики. Здесь первенствует собственно воспитание, или образование характера и воли ребёнка с помощью организации демократического взаимодействия.
С демократическими процессами, происходящими в школе, Дьюи связывает концепцию ценностей в образовании. Он считает, что нет необходимости вводить в учебный план специальные занятия по усвоению этих ценностей учениками. Задача состоит в том, чтобы, организовав их опыт, стимулировать процессы оценки ими нравственных ценностей. По мнению Дьюи, если знание не влечёт за собой деятельность (а так чаще всего и бывает в традиционной школе), то такое знание не имеет ценности. Образование формирует характер и волю, создавая условия для включения ученика в конкретную гражданскую/социальную практику. Именно тогда ребёнок может понять и оценить нормы и образ действия, когда вовлекается в совместную деятельность.
Задачи организации демократической школы Дьюи напрямую связывал со свободой. Он пишет: «Если мы хотим создать условия для нормального интеллектуального роста учеников, необходимо покончить с методами кандалов и смирительных рубашек: без свободы нет гарантии развития... Без нее учителю практически невозможно по - настоящему узнать детей: насильственно установленные тишина и послушание не позволяют ученикам полностью раскрыться. Культивируется искусственное единообразие; поощряется притворство, первостепенное значение придаётся внешним атрибутам внимания, вежливости и послушания».[65]
Он уточняет смысл понятия свобода: «И противники, и сторонники школьной свободы нередко отождествляют её с отсутствием социального руководства, а иногда и просто с физической развязностью. Истинная свобода предполагает создание таких условий, которые позволяют индивиду вносить сини вклад в деятельность группы, конечно подчиняясь контролю с её стороны, но в той мере, которую он сам определил для себя, а не в навязываемой ему другими. Чаще всего, говоря о дисциплине и контроле, подразумевают управление внешней стороной поведения — аналогичный смысл придают и свободе. Но если осознать, что идея — ум в действии, предполагаемая противоположность между свободой и дисциплиной отпадает. Свобода, по существу, означает определённую роль, исполняемую мышлением (а оно всегда индивидуально) в учении: интеллектуальную инициативу, независимость наблюдений, разумную изобретательность, предвидение последствий и проектирование путей приспособления к ним».[66]
Деятельность Дьюи имела международный характер. Он участвовал в создании различных международных педагогических сообществ, инициировал многие образовательные проекты, побывал ни всех странах Европы, постоянно публиковал свои статьи. Педагоги приезжали к нему учиться, искать совета и поддержки. На рубеже XIX—XX вв. в США, на родине Дьюи, и в Европе, которая имела дальние традиции организации альтернативных школ, набирает силу мощное международное движение за обновление школы, заявляет о себе новое поколение педагогов, в формировании которого прямо и косвенно участвовал Дьюи и его предшественники, заложившие основы педагогики свободы.