Библиография
Словари, энциклопедии
Новейший философский словарь: 3 – е изд., испр. Минск: Книжный Дом. 2003. с. 880.
Источники
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М. 1996.
2. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ (до реформ 60 – х гг.) М.1987.
3. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ в. – начала ХХ в. М.1987.
4. Бердяев Н. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга. 1991.
5. Берлин И. Две концепции свободы. //Современный либерализм. М. 1998.
6. Берлин И. История свободы. Россия / Предисловие А. Эткинда. М.: Новое литературное обозрение, 2001.
7. Берлин И. Философия свободы. Европа. /Предисл. А. Эткинда. М.: Новое литературное обозрение. 2001.
8. Вентцель К.Н. Свободное воспитание./Сборник избранных трудов. М. 1993.
9. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М. 1995.
10. Дьюи Д. Демократия и образование: пер. с англ, - М.: Педагогика- Пресс. 2000.
11. Исайя Берлин. Философия Свободы. Европа / Предисловие А. Эткинда. М.: Новое литературное обозрение. 2001.
12. Коменский Я.А. Избранные произведения.//антология гуманной педагогики. М. 1996.
13. Корчак Я. Избранные произведения.//Антология гуманной педагогики. М. 1998.
14. Локк Д.избранные произведения // Антология гуманной педагогики. М. 1998.
15. Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда. 1991.
16. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. М. 1922.
17. Руссо Ж.Ж. Сочинения. М.: Янтарный сказ. 2001.
18. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М. 1989.
19. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М. 1989.
20. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР – ПРЕСС. 2004.
21. Хрестоматия по зарубежной педагогике: Уч.пособие для ст-тов пед. ин-тов. - М.: Просвещение.1981.
22. Толстой Л Н. Педагогические сочинения. М.1989.
23. Штейнер Р. Духовные основы воспитания. Рига. 1990.
Учебники
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений./ Под ред. Пискунова А.И. – 2 изд., испр. и доп. М.: ТЦ «Сфера». 2001.
2. История педагогики. Учеб. для вузов. / Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1982.
3. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов /Под ред Шабаевой М.Ф. М.:Просвещение.1981.
4. Культурология: Учебное пособие/ Сост. и отв. ред А.А. Радугин. М.: Центр. 1999.
5. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен. СПб.2000.
Монографии.
1. Бим – Бад Б.М. Педагогические течения в начале ХХ в.: Лекции по педагогической антропологии и философии. М. 1998.
2. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «сегодня». М. 1996.
3. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 т. Ленинград.: Эго. 1991. т.2., ч. 2.
4. Кимекер Л., Шейн Д.С. Свобода учиться, свобода учить. М. 1994.
5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига. НПЦ «Эксперимент». 1995.
6. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.:Народное образование. 2003.
7. Кумарин В. Педагогика стандартности, или Почему детям плохо в школе. М.1996.
8. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М. 1989.
9. Самойличенко Н.В. Развитие идеи свободного воспитания в педагогике XVIII – XIX вв. (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, КН. Вентцель). Автореферат кандидатской диссертации. Красноярск. 1998.
10. Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся. М.: Педагогическое общество России. 2002.
Сборники научных трудов
1. Вопросы истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. – Б.: Издательство БГПУ, 1999.
2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М. 1998.
Статьи периодических изданий
1. Боккенскофф Й., Пинский А. Что такое вальдорфская педагогика?// Семья и школа. 1990. №10.
2. Брохман И. Что такое вальдорфская педагогика? // Семья и школа. 1990. №11.
3. Горячева И. А. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского // Образование. 2004. № 5
4. Нильсен Й.Что такое вальдорфская педагогика? // Семья и школа. 1990. №12.
5. Пинский А.Педагогика свободы.// www.mschools.ru
6. Соловейчик С.Человек свободный. Манифест // Первое сентября. 1994 г. № 83.
7. WEB ресурсы
1. Вальдорфская педагогика в ресурсах Интернет:
http://www.waldorf.michaeltime.org/
2. Педагогика Монтессори в ресурсах Интернет
3. Проблемные сайты по педагогике: http://www.mschools.ru
4. Информационный сайт по психологии: http://azps.ru
Приложение
Приложение 1.Текст лекции
1.Понятие «свобода».
1. Понятие «свобода» имеет многовековую историю, оно менялась, наполняясь новым содержанием по мере развития общества. В контексте мирового историко-педагогического процесса свобода имеет как общефилософский, так и узко педагогический смысл.
«Свобода – универсалия, т.е. общее понятие, культуры субъективного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания».[124] В контексте европейской культуры доминирующим является, прежде всего, понимание свободы в аспекте свободы воли. Причем, свобода интепретируется не только применительно к целеполаганию (субъектной составляющей деятельности), но и к возможности реализации этого целеполагания (объективно – предметная составляющая деятельности). Отсутствие внешнего целеполагания еще не есть гарант подлинной свободы, ибо не снимает связанностями действия условиями ее протекания. В содержании свободы заложено сознательного противостояния социальному давлению.
Итак, свобода воли понимается как способность человека к самоопределению в своих действиях. Рассмотрим эволюцию понятия в европейской культуре.
2.Эволюция понятия «свобода» в контексте европейской культуры.
В контексте раннегреческой культуры в понятии свобода воли главным было не столько философское, сколько юридическое значение. Свободный человек — это гражданин полиса, тот, кто живет на земле своих предков. Противоположность ему — военнопленный, увезенный на чужбину и превращенный в раба. Исток свободы личности — полис, его земля (Солон); свободен от рождения живущий на земле полиса, где установлен разумный закон. В гомеровском эпосе понятие свободы обнаруживает еще один смысл. Свободный человек тот, кто действует без принуждения, в силу собственной натуры. Предельно возможное выражение свободы — в действиях героя, преодолевающего судьбу и тем сравнивающегося с богами. Теоретическая предпосылка научно-философской постановки вопроса о свободе воли складывается в мышлении софистов, противопоставлявших «фюсис» (единственно возможный, порожденный самой природой порядок) и «номос» (порядок жизни, самостоятельно устанавливаемый каждым народом)[125]. Сократ подчеркивает решающую роль знания в осуществлении свободы. Подлинно свободный, нравственный поступок возможен лишь на основе ясных понятий блага и доблести. Никто не может поступать дурно по доброй воле, человек стремится к лучшему в своих поступках, и лишь незнание, невежество толкает его на неверный путь. Тем самым уже с древнейших времен прослеживается связь понимания философского с педагогическим, воспитательным. Платон связывает понятие свободы воли с бытием блага как высшей «идеи». Благо освящает порядок, действующий в мире как порядок целесообразный. Поступать свободно — значит действовать, ориентируясь на идеал блага, согласуя личные устремления с общественной справедливостью. Аристотель рассматривает проблему свободы воли в контексте нравственного выбора[126]. Свобода связана со знанием особого рода — знанием - умением («фронесис»). Оно отлично от знания – «технэ», обеспечивающего решение задач по известному образцу. Нравственное знание - умение, прокладывающее путь свободе, ориентирует на выбор лучшего поступка в контексте этического выбора. Источник такого знания — специфическая нравственная интуиция, которая воспитывается у человека жизненными испытаниями. Стоицизм развивает свое видение свободы, признавая приоритет провидения в жизни человека. Самостоятельное значение личности стоики усматривают в соблюдении обязанностей и долга (Панэций). При этом провидение может рассматриваться и как закон природы, и как воля в человеке (Посидоний)[127]. Воля в последнем случае выступает как орудие борьбы против судьбы, и как таковая требует особого воспитания.
Особый этап в постановке вопроса о свободе воли составила христианская идеология. Человек призван осуществить свою сущность в единстве с Божеством, учит Библия. Проблема, однако, состоит в том, чтобы соединить универсализм Божией воли, с одной стороны, и нравственное усилие человека, еще не достигшего (а, по сути, никогда и не достигающего) соединения с Божеством, — с другой. А.П. Ждановский классифицирует подходы авторов христианской литературы, по данной проблеме, по признаку акцентирования той или другой стороны этого взаимодействия: «Так, Пелагий (V в.) обосновывает достаточно широкое толкование христианской идеи об участии воли человека в оформлении его судьбы, невольно принижая значение искупительной жертвы Христа. Идею универсальности Провидения в полемике с этой точкой зрения защищает Августин. Осуществление добра в деятельности человека возможно только с помощью благодати Божией. Причем ее действие Августин не связывает с сознательным обращением к ней со стороны человека. Она проявляется независимо от него. Фома Аквинский усматривает сферу свободы воли в выборе целей и средств достижения блага. По его утверждению, к цели ведет лишь один верный путь. Разумное существо необходимо стремится к добру, зло же, как результат рационального выбора невозможно»[128].