Смекни!
smekni.com

Ведическая философия (стр. 3 из 5)

Постигнув высшую душу, человек обретает видение совершенной формы в своем сердце. Если йог-мистик стремится постичь Истину, оставив все желания, порожденные предыдущей деятельностью, то к нему приходит понимание, выраженное в Шримад Бхагаватам 2.2.6:«Человек должен служить всемогущей Сверхдуше, пребывающей в его сердце. Она – Всемогущая Личность Бога, вечная и безграничная, поэтому она является высшей целью жизни, и, поклоняясь Ей, можно устранить причину обусловленности своего существования».Так, постепенно, медитация йога на высшую душу, превращается в преданное служение. В преданном служении йогу в сердце является изначальная Личность Бога. Именно взаимоотношения с Богом являются причиной проявления безграничного блаженства, которое в ведах описывается словом «ананда».

Бхагаван

Веды описывают Бога словом «Бхагаван». Это слово объясняется в Вишну Пуране (6.5.47):«Бхагаван это Тот, кто обладает всей силой, всей красотой, всем богатством, всем знанием, всей славой и всем отречением».Также мы ниже приведем отрывок из книги «Джаива дхарма», в которой приводится беседа муллы и преданного Кришны (вайшнава):«Услышав этот вопрос от муллы, вайшнав улыбнулся и сказал: «Тот, кого ты зовешь Аллахом, мы зовем Бхагаваном. Эти два имени относятся к одной и той же Верховной Личности Бога. Его зовут разными именами в Коране, Пуранах, на разных языках в разных странах. Имени, которое лучше всего отражает качества Верховной Личности Бога, должно быть отдано предпочтение. Именно по этой причине мы отдаем предпочтение имени Бхагаван, а не Аллах, Брахман, Параматма и другим. Слово Аллах значит «Тот, выше кого нет никого». Однако мы не считаем верховенство Бога самым высшим качеством. Мы считаем самым высшим качеством то, которое изумляет нас в высшей степени. Бог очень большой, - это удивительно. Но прямо противоположное, быть самым маленьким, это также удивительно. Поэтому имя Аллах не описывает в полной мере изумительных качеств Бога. Однако слово Бхагаван относится ко всем удивительным качествам, о которых может знать человек. Все качества отражаются одним словом. Быть самым большим и в то же время самым маленьким, это одно из чудесных проявлений Бхагавана. Другой признак Бхагавана состоит в том, что Он является господином всех энергий. То, что невозможно для человека, с легкостью осуществляется непостижимыми энергиями Бога. Именно в результате деятельности своих непостижимых энергий Он имеет форму, и в то же время лишен ее. Если мы отрицаем форму Бога, мы отрицаем существование непостижимой энергии Бога. Благодаря своим непостижимым энергиям Он обладает формой, вечно наслаждаясь играми со своими преданными. Аллах и Брахман лишены формы, поэтому у них отсутствуют эти удивительные аспекты. Бхагаван – вместилище всей славы и всех благоприятных качеств. Его игры сладки, подобно нектару. Бхагаван удивительно красив. Освобожденные души не могут отвести свой взор от Его красоты. Бхагаван обладает всем знанием. Он чист и совершенен. Являясь творцом, Он никак не затрагивается материей. Он независим. Слово Бхагаван значит «обладатель шести достояний». По отношению к аспекту Параматмы Бхагаван обладает двумя отличительными признаками: 1. богатство и 2. сладость. Черта сладости является лучшим другом духовных душ. Он Господь нашего сердца. Он Кришна или Чайтанья.»В завершение этого отрывка следует отметить, что Бхагаван уже включает в себя все те качества, которые присущи Брахману и Параматме. Но Бхагаван также обладает уникальными качествами, которые присущи только Ему. По этой причине постижение Бхагавана является пределом совершенства самоосознания.В одном Ведическом стихе даётся следующее описание Абсолютной истины:«Качествами Бхагавана обладают многие, но Кришна – величайший из всех, ибо никто не может соперничать с Ним. Он – Верховная Личность, и Его тело вечно, исполнено знания и блаженства. Он – изначальный Господь Говинда, причина всех причин» (Брахма самхита 5.1).В материальном мире мы обладаем телом, являющимся временным, полным страданий и невежества. Однако в выше упомянутом стихе описывается тело Абсолюта. Оно прямо противоположно материальным телам. Его тело вечно, полно знания и блаженства.

Сат

Слово сат указывает на аспект вечности. Считается, что личность, которая осознала аспект брахмана, познала аспект сат, или вечность. Поэтому на этой стадии человек более не отождествляет себя с материей, что делает его невозмутимым и бесстрашным. Он осознаёт своё «Я» как вечную частичку этого сат, и пребывает в полном равновесии. Этот уровень является началом духовного самоосознания, и тот, кто достиг его, считается самореализованным человеком.

Чит

Данный термин указывает на аспект знания. Тот, кто постигает параматму в своём сердце, поднимается на этот уровень. Существует много видов знания, однако изначальное знание заключается в понимании того, что источником всего является Бог как личность. Любое другое знание является следствием этого знания. На эту ступень могут возвысится те, кто уже достиг понимания сат, или же йоги, достигшие совершенства в практике медитации на Сверхдушу.

Ананда

В переводе это слово значит «блаженство». На этот уровень человек поднимается, осознав бхагавана. В Ведах говориться, что когда человек осознаёт Верховную личность Бога, вместилище всех наслаждений, он действительно достигает трансцендентного блаженства. Абсолютная личность в избытке обладает шестью богатствами, и, когда человек обращается к Нему, Он может даровать любое из них. Слуга царя наслаждается так же, как и сам царь. Постигнув истинную природу Абсолюта, личность начинает заниматься служением Ему и обретает возможность общаться с Ним. Этот уровень постигается бхакти-йогами, или теми, кто в процессе своего постепенного развития в йоге, достигают платформы бхакти-йоги.Веды утверждают, что человек, познавая аспект чит, автоматически осознаёт и аспект сат. Личность же, постигшая аспект ананда, естественным образом познаёт два предыдущих аспекта (сат и чит). Человек, обладающий 100 кронами, имеет, как 10, так и 40 крон. Также и тот, кто осознал высшее проявление Абсолюта, постигает все остальные Его аспекты.«Всякий, знающий Кришну как Верховную Божественную Личность, и не сомневающийся в этом, знает всё, и потому он полностью отдаёт себя преданному служению Кришне» (БГ 15.19).Ведические писания недвусмысленно говорят о естественном стремлении каждого живого существа к Богу. Однако трудно увидеть это стремление в жизни человека, желающего иметь хороший дом, красивую супругу, сильное тело и другие материальные блага. Тем не менее, связь очевидна. Стремление к Богу у живого существа, лишённого знания о духовном, проявляется в его желании быть вечным, иметь знание и пребывать в блаженстве:

1. Каждый из нас пытается быть здоровым. Одни (из категории более разумных) начинают эту заботу заблаговременно, другие же проявляют эту заботу, как только их состояние ухудшается. Все оздоровительные заведения, попытки создать наиболее эффективные лекарства есть ни что иное, как проявление нашего стремления к вечности.

2. Мы можем видеть, как любой человек проявляет стремление к тому или иному роду знания. Каждый из нас пытается узнать всё о чём-то или же что-то обо всём. Таким образом, стремление к знанию является одним из принципов в нашей жизни.

3. Не трудно прийти к заключению, что человек совершает деятельность для того, чтобы получить наслаждение. И даже выше упомянутое здоровье, знание и любые формы их проявления являются, в конечном итоге, ничем иным, как попыткой обрести счастье (блаженство).

Таким образом, если мы рассмотрим стремления человека в его повседневной жизни, то обнаружим все те же изначальные «импульсы» к действию, в основе которых лежит стремление достичь вечности, знания и блаженства. На этой основе мы можем понять то, каким образом каждый в своей жизни ищет Кришну, источника всех трёх аспектов.Не постигнув наивысший аспект, аспект ананды, человек, вставший на путь духовного совершенства, будет испытывать незавершённость своей практики. Это чувство незавершённости и является тем фактором, который побуждает йога стремиться к познанию наивысшего проявления Бога.

Слова Бог и Кришна равнозначны

Если мы рассмотрим понятие Бога в монотеизме, то придём к заключению, что Бог – это наивысшая личность, являющаяся источником всего сущего и обладающая абсолютной властью. Это значит, что Он обладает всей силой, всей мудростью. В Ведах Бог определяется словом бхагаван, что значит личность, обладающая силой, знанием, красотой, славой, богатством и отречением в полной мере. Иначе говоря, если перед нами стоит личность, обладающая всеми богатствами во вселенной, являющаяся самой сильной во всём творении, и т.д. со всеми другими своими качествами, её можно назвать Бхагаваном. Эти шесть качеств привлекают абсолютно всех. Кто-то может привлекаться всеми шестью сразу, кто-то только некоторыми из них. Поэтому Бхагавана называют Кришной, что в переводе значит всепривлекающий. Таким образом, слова Бог и Кришна суть одно.


4. Строение Вселеной

Веды, как и другие священные писания мира, признают, что этот мир был сотворен в определенный момент времени. Подробности этого процесса, которыми пестрят целые тома ведической литературы, заставят призадуматься даже скептиков.У каждого сотворенного объекта есть четыре причины: это вещественная причина (например, кирпичи дома), действенная причина (каменщики, кто этот дом строит), смысловая (целевое использование этого дома или желание хозяина, того, кто платит за него) и конструктивная (архитектор, который проектирует этот дом в зависимости от потребностей и возможностей хозяина). В отношении вселенной Веды также рассматривают каждую из этих причин, устанавливая ее роль в творении мира.