Смекни!
smekni.com

Философия. Конспект лекций. (стр. 34 из 49)

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противо­положные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества

154

и качества, направленности развития, мышления, познания, це­лостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакци­онная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизи­ческий образ мышления перед диалектическим.

3. В советской постсоветской, российской философии предпочте­ние отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической "консервативной" диалектике.

В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей ("консервативной") диалектике — так называемая "негативная" диалектика.

"Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся посту­латов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).

Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики, от­личающие ее от обычной "консервативной":

• диалектика может быть только "негативной" — критической, диа­лектика не должна уделять внимание всему старому, устояв­шемуся;

• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;

• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задержи­ваться на месте, перешагивать через все преграды);

• "негативная" (критическая) диалектика не имеет объективно­го значения, она имеет отношение только к сознанию, по­скольку все отвергает и критикует только сознание;

• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

4. Метафизика и "негативная" диалектика являются самостоятель­ными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся само­стоятельными теориями:

эклектика;

155

• софистика;

• догматизм;

• релятивизм.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов по­знания.

Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимае­мого правильным по форме умозаключения из ложных умозак­лючений, которые некорректно подаются как правильные.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мыш­лении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека

1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует ниве­лироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие "личность" — совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.

156

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в человеке оставалось только одно — био­логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического инди­вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при­чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:

• гуманизм;

• человечность;

• честь;

• совесть;

• скромность;

• великодушие;

• справедливость;

• верность;

• иные качества.

И общественно осуждаемые — негативные:

• чванливость;

• цинизм;

• грубость;

• тунеядство;

157

трусость;

• нигилизм;

• иные негативные черты.

К общественно полезным качествам относятся:

• воля;

• решительность;

• мудрость;

• умение;

• установки;

• убеждения;

• патриотизм.

Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие — меньше.

3. Характерной чертой каждого человека, личности является на­личие потребностей и интересов.

Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость.

Потребности могут быть:

• биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб­щиться к ценностям культуры;

• материальными - обеспечить достойный уровень жизни;

• социальными — реализовать профессиональные способно­сти, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совер­шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

Каждому обществу соответствует определенный уровень по­требностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтере­сованность в чем-либо. Совместно спотребностями интересы — также двигатель прогресса.

Среди интересов выделяются:

• личные (индивидуальные);

• групповые;

• классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

158

государственные;

• интересы всего человечества (например, в недопущении ядер­ной войны, экологической катастрофы и др.).

Также интересы могут быть:

• материальными и духовными;

• нормальными и ненормальными;

• долговременными и ближайшими;

• разрешенными и неразрешенными;

• общими и антагоническими.

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (на­пример, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внима­ние на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы бан­кира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребно­сти и интересы детей и стариков также могут быть иными).

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон­фликт, борьба являются внутренним двигателем развития обще­ства. Однако различие интересов способствует прогрессу и не при­водит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.