Смекни!
smekni.com

Философия. Конспект лекций. (стр. 7 из 49)

• фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну — античную философию;

• влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

• близость философии, философов и государственных инсти­тутов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

• повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства;

• расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

• расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном раз­витии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (ата­раксии, то есть невозмутимости);

• преобладание идеализма над материализмом;

• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

• рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей;

• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет сле­дующие особенности:

материальной основой расцвета данной философии был эко­номический расцвет полисов (торгово-ремесленных город­ских центров);

• древнегреческая философия была оторвана от процесса ма­териального производства, а философы превратились в са­мостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руко­водство обществом;

• стержневой идеей древнегреческой философии являлся кос­моцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявле­ние интереса прежде всего к проблемам происхождения мате­риального мира, объяснению явлений окружающего мира);

• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропо­центризма (в основе которого были проблемы человека);

30

• допускалось существование богов;

• древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

• были заложены два направления в философии — идеалисти­ческое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Де­мокрита"), причем данные направления поочередно домини­ровали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистиче­ский — материалистическое, в римский — идеалистическое.

Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции

1.Первые, досократические философские школы Древней Гре­ции возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

• милетская школа;

• школа пифагорейцев;

• школа Гераклита Эфесского;

• элейская школа;

• атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

• ярко выраженный космоцентризм;

• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений ок­ружающей природы;

• поиск первоначала, породившего все сущее;

• гилозоизм (одушевление неживой природы);

• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного поли­са в Малой Азии.

Представителями данной школы являлись Фалес, Анакси­мандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

• выступали с материалистических позиций;

• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

31

• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окру­жающий мир.

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милет­ской школы, один из самых первых выдающихся греческих уче­ных и философов. Фалес, оставивший большое научное и фило­софское наследие:

• первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

• представлял Землю в виде плоского диска, который покоит­ся на воде;

• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);

• допускал наличие множества богов;

• считал центром вселенной Землю;

• точно определил продолжительность года — 365 дней;

• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, не­измеримую, бесконечную субстанцию, из которой все воз­никло, все состоит и в которую все превратится;

• вывел закон сохранения материи (фактически открыл ато­марное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организ­мов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и жи­вые организмы;

• первым выдвинул идею о происхождении человека в резуль­тате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

• первопричиной всего сущего считал воздух;

• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, пре­вращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, ка­мень и т. д.);

• проводил параллели между душой человека ("психэ") и воз­духом ("пневмой") - "душой космоса";

• отождествлял божества с силами природы и небесными све­тилами.

3. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, осно-

32

ватель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

• первоначалом всего сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — клю­чевой закон диалектики (наиболее важное философское от­крытие Гераклита);

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

• был сторонником круговорота веществ в природе и циклич­ности истории;

• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных си­туациях один и тот же поступок человека может быть и хо­рошим, и плохим);

• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

• выступал за материальность человеческой и мировой души;

• был сторонником чувственного (материалистического) по­знания окружающей действительности;

• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

4.Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого филосо­фа и математика:

• первопричиной всего сущего считали число (всю окружаю­щую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеали­стическим сознанием);

• считали единицу мельчайшей частицей всего;

• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диа­лектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

5.Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

33

• были сторонниками монизма — выводили всю множествен­ность явлений из единого первоначала;

• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

6. Атомисты — материалистическая философская школа, фило­софы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материа­лом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопиче­ские частицы — "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противопо­ложность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

• весь материальный мир состоит из атомов;

• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

• атомы имеют различную величину (от мельчайших до круп­ных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

• атомы находятся в вечном движении;

• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы сущест­вуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают но­вые живые организмы и предметы материального мира;

• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

Вопрос 14. Философия софистов и Сократа

1. Софисты — философская школа в Древней Греции, сущест­вовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и дру­гим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудре­цы, учителя мудрости).