Спиритизм является современной формой эзотеризма. Однако, он имеет ряд внушительных предшественников, и настоящим его истоком можно предположить древнейшие практики общения с духами и шаманизм. Явно или в скрытой форме, спиритизм присутствует во всех формах эзотеризма, в том числе и в эзотерической теоретической базе – теософии.
Источниками современной теософии можно назвать отдельные традиции толкования индийских Вед и, конечно же, философию неоплатонизма. Именно последний оказывал наибольшее влияние на многих философов итальянского Возрождения, многие из которых серьезно увлекались оккультизмом.
Однако, влияние неоплатонизма распространяется лишь на фундаментально образованные слои эзотерических сообществ и течений. На сочинения знаменитой женщины-теософа Е.Блаватской, в основном, повлияла традиция буддизма и ведической философии. Благодаря ей неотъемлемой чертой теософии стала вера в неизбежный прогресс человеческих сознаний благодаря переселению душ.
Приход рационалистического Нового времени нанёс оккультизму ощутимый урон. Переворот в представлениях о планетах и звёздах, физико-химической структуре материи и её законах, биологии и географии, как казалось, не оставлял места тайне. Астрологические подсчеты бессмысленны, если не Земля в центре мира, как говорит астрология халдеев, Птолемея и Роджера Бэкона. И вместо астрологов ход болезней и погоду предсказывают медицина и метеорология. Превращение всех металлов в золото возможно только в случае ядерной реакции, а добыча его из золотоносной руды поставлена на поток. И так далее.
Однако, пришёл ХХ век, и стало ясно, что не всё так просто и схематично и в космосе и в человеке, как казалось. Странные открытия физики и страшные открытия истории: мировые войны. Трезвый разум Просвещения не дал счастья человечеству, и оно в середине ХХ века тотально обращается не только к традиционным религиозным формам Востока и Запада, но и к полузабытым формам рациональности. Всё глубинное интересует его: не “светлое будущее”, но покрытое мраком прошлое: бессознательное из раннего детства, “прошлые жизни”, древние религии, сакральная медицина и тому подобное.
В “глубинной” психологии К.Г. Юнга предлагается своеобразная трактовка эзотерической символики магии и алхимии. Он считает, что эти виды рациональности непосредственно связаны с глубинными архетипами сознания человечества, присущи каждому и передаются генетически. Как бы то ни было на самом деле, действительно, эзотерические знания обращают человека вглубь своей личности, вызывают из небытия скрытые тенденции, желания и силы. В эзотерическом развитии человеку становится доступно то, чего он лишен в технократической современной культуре. Кроме того,углубление внутрь себя часто приносит душевное сближение с собратьями по внутреннему кругу, что также лечит раны отчуждения от общества, природы и самого себя.
ХХ век – новая эпоха смешения, синкретизма, слияния несовместимого. В одной голове могут уживаться взаимоисключающие идеи. И всё это подпитывается СМИ, где в фантастическом фильме можно увидеть невиданное, где в рекламных роликах за счастье выдаются джинсы или женские прокладки, за радость - дешевый шоколад, за мужество и силу – гель для бритья и папироску, за молодость, здоровье, красоту и женственность – шампунь и косметика - это ли не страна “чудесных” превращений? Из ничего и без усердного труда составить капитал – “алхимия финансов”. Вместо самостоятельного решения жизненных кризисов и строительства личной жизни – “приворот, отворот, снятие венца безбрачия” и так далее. Как нам представляется, современному массовому сознанию действительно очень близки ценности эмпирического эзотеризма. Но, к сожалению, такое сознание оказывается слишком подверженным политическим и психическим манипуляциям с помощью того же астрологического “прогноза” или просто сеанса Кашпировского.
Также проблемой остаётся наличие организационного эзотеризма. Тайное общество по своему же определению не сообщает о своих действиях и планах. Кроме того, затруднительна нравственная оценка “эзотерического разрыва” в этикете поведения таких сообществ, а также многих современных сект. В отношении к “своим”, к внутреннему кругу, членам общества предписывается любовь и доверие, в отношении “профанов” (дословно переводится как “вне храма”) допускается лукавство, манипуляции и ложь, ради их же блага, понятого “эзотерически”.
На все эти проблемы современная наука пока не отвечает однозначно, что свидетельствует о необходимости глубоких и объективных исследований.
Говоря об эзотеризме, мы неявно подразумеваем некий определенный класс знаний, причем знаний действительно не очевидных, не лежащих на поверхности, доступной всеобщему обозрению. Но обратившись к истории мы обнаружим, что на различных ее этапах знания, относимые нами к "эзотерическим", скрывались или оставались скрытыми по разным причинам. Различным было и содержание знаний, которые мы, тем не менее, объединяем термином "эзотерические". Можно предположить, что, несмотря на различия, в этих знаниях присутствует еще не выявленное и не осмысленное, но интуитивно ощущаемое нами нечто общее; именно существование этого "нечто" позволяет нам говорить об эзотеризме как о целостном явлении, специфическом элементе культуры.
Эзотерика - это учение, совокупность знаний, предназначенных только для посвященных людей, несущих данную тайну в себе и не имеющих право распространять ее за пределы своего знания. Учение содержит все то, что собиралось, накапливалось, столетиями хранилось, передавалось из поколения в поколение и совершенствовалось в культуре разных народов. Эзотерика - это процесс познания окружающего мира и бытия, познание самого себя как части целого. Каждый человек несет в себе тайну, и она должна принадлежать только ему - вот истинный смысл эзотерики.
Взаимные оценки и взаимоотношения между эзотерикой, наукой и религией позволительно интерпретировать как вполне изоморфные. С позиций любой из этих духовных традиций, остальные являют собой ее частный случай. Исходными онтологическими началами для них выступают Бог (в религии), либо эзотерическая реальность, либо природа с ее законами (наука). Эзотеризм располагает собственными эзотерическими космологией, метафизикой и психологией, простраивая собственную архитектонику в соответствии с последними научными достижениями.
Глава 2. История эзотерических учений.
§1. Зарождение эзотерических учений в древнем обществе.
На заре человечества эзотеричными оставались любые знания, сколько-нибудь отвлеченные от практики непосредственного производства средств жизни. Вместе с тем по причине первобытной простоты, "неразработанности" отношений человека с миром, отсутствия в них дробных деталей, вся полнота знаний, фиксирующих этот базовый человеческий опыт, могла быть охвачена одним индивидом. Подобно своему носителю, еще не отмеченному печатью разделения труда, древнейшее эзотерическое знание было целостным "знанием обо всем", обо всех архетипических, фундаментальных формах отношений с миром в их единстве, – Знанием с большой буквы, Всезнанием, Всеведением, мифическим "Золотым Яйцом", содержащим в себе зародыш всего грядущего знания. Из наивного синкретизма этого Единого Знания и развернулось впоследствии то многообразие знаний, с которым мы имеем дело сегодня.
"Золотое Яйцо" первичного Знания изначально несло в себе зерно раскола. Наряду с неспособностью охватить всю полноту наличного опыта отношений с миром, доступную лишь отдельным индивидам, каждый человек уже на начальных этапах истории должен был освоить какой-то общеобязательный минимум этого опыта, – в противном случае он не стал бы человеком. Поэтому эзотерическое первичное Знание изначально было двуедино с экзотерическим мифом – "мифом обо всем", столь же целостным, как и само "Золотое Яйцо".
Первые упоминания о ранних эзотерических школах относятся к 8—10-му тысячелетиям до н.э., к Древнему Египту (есть мнение, что древние египтяне, Гермес Трисмегист, — в свою очередь, получили эти знания от атлантов). Эзотерика складывался в качестве обобщенного синтезированного учения о мире (и человеке в нем), как о некоем едином пространстве, устроенном и живущем по единым законам, где познанное и непознанное, макрокосмос и микрокосмос требуют единого подхода к изучению.
В процессе развития отношений человека с миром и соответствующего умножения знания, а также роста человеческих сообществ и соответствующего усложнения их структуры, различие между эзотерическим и экзотерическим знанием становилось все более значительным. Чем объясняется это растущее различие? Почему, скажем, в Древнем Египте с его экзотерическим многобожием ("для толпы") сами жрецы исповедовали строгий монотеизм ("для внутреннего пользования")? Это объясняется прежде всего тем, что экзо- и эзотерические знания осуществляли в рамках человеческого сообщества, как развивающегося целого, различную функцию.
Экзотерические мифы в конкретно-образной, "сказочной" форме кодировали важнейшие элементы опыта тех отношений с миром (и другими людьми, разумеется), в которые человеку неизбежно приходилось вступать в процессе своей жизнедеятельности. И сегодня дети начинают освоение человеческого опыта с освоения сказок – специализированных "микромифов". А в те далекие времена освоение экзотерического мифа было чем-то вроде освоения курса средней школы. Будучи единственным источником знания для абсолютного большинства людей, экзотерические мифы обеспечивали функционирование человеческих сообществ, то есть обеспечивали воспроизводство достигнутого уровня отношений с миром.