Сама же эта революционная практика должна по марксизму осуществляться деятельностью масс, а именно пролетариатом, интересы, которого эта философия закладывала в главный смысл главной своей цели – изменения мира.
В начале Карл Маркс и Фридрих Энгельс мировоззренчески находились на позициях гегелевской диалектики. Затем, после их встречи в 1844 году, они совместно разработали новое мировоззрение, где диалектика сочетается с материализмом.
Разработанный ими диалектический материализм рассматривает мир и все существующее в нем как материю в её многообразных проявлениях. В мире существует только материя, материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Диалектический материализм утверждает первичность материи и вторичность сознания. Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познавать мир и находить объективную истину.
С позиций диалектического материализма Маркс и Энгельс объясняли не только природу, но и историю общества. С их точки зрения в развитии общества определяющими факторами являются не потусторонние силы, не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения.
Вся человеческая история, исключая её первую ступень – первобытное общество, и высшую её ступень – коммунизм, является историейборьбы классов. Смысл истории состоит в том, что восторжествует новая, справедливая общественно-экономическая формация, коммунизм, и на этом исторические изменения общества закончатся. Это произойдет уже в обозримом будущем, когда капитализм сменится коммунизмом в результате пролетарской революции, которая установит диктатуру пролетариата сначала в развитых капиталистических странах, а затем и во всем мире.
Но это будет означать конец лишь предыстории человечества, поскольку начало его подлинной истории после победы коммунизма только начинается, так как содержание истории будет состоять в переходе от классового общества к бесклассовому, к процветающему обществу имущественного равенства всех людей.
Однако в диалектико-материалистической философии историческая практика понимается не как закономерный, но пассивный результат необходимых процессов экономических отношений. Фундаментальная идея марксизма в отношении исторической практики заключается в том, что она первична по отношению ко всему духовному миру, и к культуре, то есть обладает активностью в формировании результатов истории за счет целенаправленной деятельности людей и, таким образом, требует активной жизненной позиции каждого человека.
Создатели марксизма считали, что их философское учение будет изменяться, уточняться и обогащаться в ходе развития науки и появления новых факторов исторической практики.
В конце 19 в начале 20 века в теоретическое развитие марксизма внесли свой вклад последователи Маркса и Энгельса: Бабель, Каутский, Лафарг, Бернштейн, Плеханов и др. В основном они занимались популяризацией марксизма для его распространения и пропаганды в целях подготовки пролетарской революциив экономически развитых странах Европы.
Существенный вклад в дальнейшее развитие диалектико-материалистической философииуже в новых исторических условиях внес В.И. Ленин, отбросивший устаревшие положения марксизма, которые уже не имели силу в изменившемся мире. В этот период марксизм принял форму марксизма-ленинизма, который развил далее материалистическое понимание истории в форме учения исторического материализма.
Основные положения исторического материализма выглядят следующим образом:
1.Необходимым условием существования людей является производство материальных благ. Следовательно, материальное производство есть основа всей человеческой деятельности.
2.Материальное производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме. Общественная форма, в которой осуществляется процесс материального производства – это есть система производственных отношений.
3.Существует не один, а несколько типов производственных отношений. Таким образом, в истории существует несколько типов или форм общественного производства.
4. И поэтому с новой силой встает вопрос: почему в одну эпоху господствует одна система экономических отношений, в другую – другая, в третью – третья?
5. Ответ: характер производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил общества. Таким образом, в основе смены систем производственных отношений, а, тем самым, и способов производства, лежит развитие производительных сил.
Марксизм подразделяет все исторические формы человеческой цивилизации на пять общественно-экономических формаций:
– первобытнообщинная,
– рабовладельческая,
– феодальная,
– капиталистическая,
– коммунистическая (включает две фазы – социализм и коммунизм).
При этом переходы человечества от формации к формации в марксизме считаются этапами общественногопрогресса.
Общественный прогресс – это поступательное движение человечества к высшей цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. Прогресс в его чисто логическом смысле – это развитие от низшего квысшему. Но встает вопрос о критериях, на основании которых можно было бы однозначно трактовать один тип общества, как более прогрессивный, по отношению к другому.
Поскольку проблемы человека являются центральными, то критерии прогресса должны охватывать все сферы жизни человека, включая не только прогресс окружающей его действительности, но и прогресс в развитии самого человека.
А поскольку основой любого развития является развитие способа производства, то критериями прогресса можно считать факты развития науки и техники, способствующие оптимизации и автоматизации производства, то есть критерии научно-технического прогресса (НТП).
И поскольку результатами НТП являются положительные сдвиги в темпах роста экономики, то экономические показатели также являются критериями общественного прогресса.
Но все вышеперечисленные критерии не должны заслонять главную проблему – повышение уровня жизни трудящихся, рост народного благосостояния и улучшение общего качества жизни, то есть, должны переходить в критерии социального прогресса.
Кроме того, в перечень критериев должны входить положительные изменения духовности человека, повышения его морального уровня, постоянного самосовершенствования, то есть, критерии духовного прогресса.
Таким образом, в сумме вышесказанного, критериями общественного прогресса являются:1. Развитие науки и техники.2. Темпы роста производства, производительности труда.3. Степень свободы человека от природы в повседневной жизни.4. Степень свободы человека от эксплуатации в процессе производства.5. Уровень демократизации общественной жизни.6. Уровень реальных возможностей для всестороннего развития человека.7. Увеличение человеческого счастья и добра.Основные терминыДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания.
ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА – власть рабочего класса, устанавливаемая в результате революции, и объявляющая право на использование силы для подавления противодействия этому других классов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях исторического развития общества.
КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором основной собственностью является промышленно-финансовый капитал.
КЛАССЫ (марксизм) – большие группы людей, различающиеся способами получения доли общественного богатства и размерами этой доли.
КОММУНИЗМ – сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.
КРИТЕРИЙ – признак, по которому что-либо считается истинным.
МАРКСИЗМ – материалистическая система философских, экономических и социально-политических взглядов Маркса и Энгельса.
МАТЕРИАЛИЗМ – течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание.
МАТЕРИЯ – то, из чего вещественно состоит мир.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС – поступательное развитие теоретического научного знания, характеризующееся эффективной практической реализацией в технике.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – определенный, исторически сложившийся тип общества.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС – постепенное культурное и социальное развитие человечества.
ОБЩЕСТВО – система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ – бесклассовое человеческое общество до появления частной собственности и государства.
ПОЛИТИКА – деятельность, связанная с процессами получения власти, реализации власти или влияния на власть.
ПРОГРЕСС – развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному в своей организации.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – количество материального продукта, создаваемого за единицу времени.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – применяемые в производстве орудия труда, технологии, транспорт, помещения, предметы труда и т.д., и люди, как носители знаний, умений, навыков, производственного опыта.