38. Понятие социального института....................................................................................... 209
39. Политическая система общества....................................................................................... 214
40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии........................................ 217
41. Общественное и индивидуальное сознание.................................................................... 220
42. Политическая и правовая формы общественного сознания.......................................... 223
43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания.................................... 226
44. Научная и религиозная формы общественного сознания.............................................. 230
45. Культура и духовная жизнь общества.............................................................................. 232
46. Проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия................................. 235
47. Общественный прогресс.................................................................................................... 240
1. Предмет философии и специфика философского мышления.
Основные содержательные аспекты философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.
Термин «философия» понимается многопланово: и как форма духовной деятельности, и как форма общественного сознания, и как мировоззрение, и как накопленная человеком сумма идей и взглядов на мир, и т.д.
Однако обобщенно можно сказать, что как наука, философия – это система знаний о мире и о человеке в нем.
И, также обобщенно, можно сказать, что философия, как деятельность – это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
Основной особенностью философии, её отличием от других видов знания, является то,что она пытается создать целостную картину мира, стремится к максимальному обобщению результатов познания. Таким образом, объектом изучения, то есть предметом философии, в самом широком, не конкретном смысле, являетсянепосредственно сам мир, как таковой.
Главный метод философии состоит в том, что она изучает не мир в целом, то есть не мир, как простую совокупность фактов и явлений, у каждого из которых есть своя сущность, а мир как целое, то есть мир, как единый факт, требующий выяснения его единой и всеобщей сущности.
Поэтому философия изучает те свойства, связи и отношения мира, которые имеют всеобщий характер, то есть, присущи явлениям всех сфер действительности – неживой природе, живой природе, обществу и сознанию.
Соответственно, для выражения этих всеобщных свойств, связей и отношений, философии требуются особые понятия, которые называются категориями. Категория – это философское понятие, которое фиксирует в себе существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности (время, пространство, изменение, движение, равенство, количество, качество, противоположность и т.д.).
Категориисоставляют основу языка философии и определяют главную специфику философского мышления, которая заключается в том, что философия обладает способностью вскрывать всеобщие закономерности.
А поскольку специфика философского мышления требует осмысления фактов и явлений в их мировой всеобщности, то эта же специфика дополняется еще одной важной своей характеристикой – философское мышление всегда логически обобщает результаты познания, концентрирует их смысловое содержание в максимально объединенную форму и сводит к единой картине, то есть синтезирует полученные данные.
Таким образом, специфика философского мышления в своих основных характеристиках заключается в способности философии вскрывать всеобщие закономерности и синтезировать результаты познания.
Естественно, что специфика философского мышления определяет собой и содержательные аспекты философского знания, поскольку содержательные аспекты философского знания являются не чем иным, как непосредственно результатом философского мышления.
Таким образом, особенность философского знания заключается в том, что философское знание, как следствие специфики породившего его мышления, является знанием о всеобщих свойствах, связях и отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности.
Философское знание подразделяется на следующие содержательные аспекты:
1. Мир как целое, исследованный не с точки зрения частного мнения или частной задачи, а с точки зрения его всеобщих свойств, связей и отношений.
2. Природа мира, как совокупность знаний о закономерностях глобальных мировыхпроцессов и о закономерностях отдельных, менее масштабных процессов действительности.
3. Причины развития мировых процессов, как совокупность знаний о главных, основных причинах происходящего.
4. Наиболее общие законы мышления, как совокупность результатов исследований механизмов сознания и познания.
5. Модели познания мира и его преобразования, как совокупность накопленных методов теоретического познания действительности и способов практического решения различных проблем.
Кроме того, важной особенностью философского знания является то, что оно, в отличие от других наук, не располагает критериями и процедурами для утверждения единственно верной истины. Поэтому философия является совокупностью различных, зачастую противоположных философских учений, каждое из которых формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивает только своё единство и отстаивает только свою истину.
Ещё одной важнейшей особенностью философского знания является то, что его содержание неразрывно связано с мировоззрением. Философия играет в формировании мировоззрения особую роль, поскольку ориентирована на раскрытие всеобщих принципов устройства мира и на осмысление важнейших его характеристик. Именно с помощью философии мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретической силы, которая переходит затем в убежденность.
Более всего философия определяет характер и общую направленность мировоззрения человека при решении так называемого «основного вопроса философии», то есть вопроса об отношении сознания к материи. Этот вопрос имеет две стороны:
1-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ –
что является первичным: материя или сознание?
Быть первичным – это причинно предшествовать другому, быть основой для существования другого, определять его и быть главным содержанием мира. Решается первая сторона вопроса двумя подходами:
1. Монистический подход. Монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю) и содержит в своём составе два основных течения: материализм и идеализм.
Если в основу кладется материя, то это
- материализм, течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным – сознание, которое производно от материи. Материализм ищет объяснение мира из самого себя без внешних материи факторов.
Если в основу мира кладется сознание, то это
- идеализм, течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным является подчиненная духу материя.
Идеализм в свою очередь делится на две формы:
- субъективный идеализм,где первичным выступает сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание), как формирующее для человека его мир;
- объективный идеализм, где первичным выступает некое Высшее Сознание, существующее независимо как от материального мира, так и от человека.
2. Дуалистическийподход – отказ от решения вопроса; равнозначно кладет в основу мира оба начала – и материю, и сознание.
2-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – вопрос о познаваемости мира.
Представляет собой вопрос о том, можем ли мы своим сознанием отражать мир правильно, точно, адекватно. Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают познаваемость мира, а другие – не допускает (агностицизм).
Глобальность задач философии, как науки, её всеохватность в своих намерениях, порождает следующую структуру её основных разделов:
1. Онтология – учение о бытии, то есть о том, что реально существует.
2. Гносеология илиэпистемология – учение о познании.
3. Логика – учение о формах мышления.
Таким образом, предмет философии, как науки, если понимать его как объект непосредственного изучения, сложно определить однозначно, как это, например, делается в той или иной конкретной области знания. Потому что, если конкретная область знания соответствует задачам изучения какой-либо конкретной области действительности (в географии – земная природа, в биологии – жизнь, в химии – молекулярные процессы, в физике – материальные взаимодействия, в математике – числовые закономерности), то философия изучает настолько разные по своей сущности сферы действительности, что локализовать их в один конкретный предмет непосредственного изучения невозможно.
Однако, учитывая специфичность самого философского знания, можно определить предмет философии следующим образом: предмет философии – это то, что может быть рационально исследовано и уяснено в вопросах о сущности мира, человека и его познавательной деятельности.
Основные термины
1-Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – что является первичным: материя или сознание?
2 -Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – вопрос о познаваемости мира.
2 ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПЕРВИЧНОСТИ/ВТОРИЧНОСТИ СОЗНАНИЯ И МАТЕРИИ – монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю), содержит в своей структуре материализм и идеализм,адуалистический подход отказывается от решения вопроса и кладет в основу мира оба начала – и материю, и сознание.
АГНОСТИЦИЗМ – философская концепция, полностью или частично отрицающая возможность познания мира.
БЫТИЕ – всё то, что реально существует.
ГНОСЕОЛОГИЯ ИЛИЭПИСТЕМОЛОГИЯ – учение о познании.