Через явление мы можем проникнуть в сущность и познать сущность, поскольку явление есть не что иное, как некое явление сущности. Таким образом, любая сущность всегда проявляется во внешних явлениях и может быть познана.
6. Возможность – действительность. Возможность – это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях. Действительность – это то, что есть в наличие.
Метафизика
Возможное может стать действительностью тогда, когда оно соответствует целесообразности процессов действительности. Если данная предустановленная целесообразность действительности принимает в себя некую возможность и образует с нею логическое родство, то возможное переходит в действительное при наличии некоей внешней необходимости в виде возникновения конкретных к этому причин.
Диалектика
Поскольку возможное еще не действительность, то возможное есть не более чем абстракция. Таким образом, возможность есть всего лишь абстрактный момент развития действительности, лишь выражение некоторой тенденции развития, которая ничего собою не определяет и полностью подчиняется внутренним закономерностям действительности.
Основные термины
БЫТИЕ – всё то, что действительно существует.
ВОЗМОЖНОСТЬ – то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – то, что есть в наличии.
ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ЕДИНИЧНОЕ – нечто качественно неповторимое в индивидуальных свойствах и характеристиках обособленного объекта или явления.
КАТЕГОРИЯ – философское понятие, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности.
МЕТАФИЗИКА – метод философского познания, исходящий из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию и определяющих процессы развития действительности.
НЕБЫТИЕ – то, чего не существует, что нельзя помыслить и нельзя ничем выразить.
НЕОБХОДИМОСТЬ – непременность какого-либо процесса, который обязательно, так или иначе, произойдет.
ОБЩЕЕ – нечто такое в свойствах и характеристиках объекта или явления, что объединяет данный объект или явление в один класс с другим объектом, явлением или же со множеством некоторых объектов, явлений.
ПРИЧИНА – сложившаяся необходимость для появления того или иного факта, явления действительности.
СЛЕДСТВИЕ – результат действия причины.
СЛУЧАЙНОСТЬ – характеристика реализуемости какого-либо процесса, который с некоторой вероятностью может произойти, а может и не произойти.
СУЩНОСТЬ – внутреннее смысловое содержание объекта.
ЯВЛЕНИЕ – внешние, чувственно воспринимаемые свойства объекта.
Трудности
Небольшая трудность состоит в том, что иногда ускользает из памяти, что единичное и общее в философии – это не какие-то отдельные, обособленные объекты действительности, или наоборот, множественные, собранные вместе объекты действительности. Единичное и общее – это некие свойства каких-то объектов действительности, сколько бы их ни было – в единичном количестве или во всём возможном их количестве во Вселенной. То есть количество объектов не имеет никакого значения для определения единичного и общего.
Здесь очень часто спотыкаются, потому что в обычной практике мы единичным называем нечто вещественно обособленное – одну молекулу, одну реку, данное здание, вот этого человека, конкретную войну и т.д. А общим в обычной практике мы называем нечто, собранное в некую систему или в некий раздел классификации – молекулы этого стола, реки, впадающее в данное море, городская застройка, человечество, пунические войны и т.д.
Философия же относит единичное и общее только лишь к свойствам объекта: все молекулы железа во всех возможных мирах являются абсолютно единичным объектом для философии, если она рассматривает их всех с точки зрения их единичного свойства определять качество именно железа, а не какого-либо другого вещества. Но абсолютно единичная в количественном смысле, одна единственная молекула железа является для философии абсолютно общим объектом, если она рассматривает эту молекулу с точки зрения того её свойства, по которому она относится именно к молекулам среди всех микрочастиц.
Речь идет только о свойствах! Если об этом не забывать, то в анализе этой пары категорий всё сразу же становится на свои места.
33. Понятие общества. Основные идеи формационного и
цивилизационного понимания общественной жизни и истории.
Общество – это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество это то, что объединяет людей в систему определенных взаимоотношений.
Однако общество объединяет в себе не просто отдельные человеческие индивиды в чистом виде, оно объединяет эти индивиды всоставе таких устойчивых объединений, как «народ», «нация» и «государство».
Народ – это всё население, как таковое, вовлеченное в совместную жизнь в системе какого-либообщества.
Нация – это общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, похожим психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом.
Нация входит в состав народа, а народ входит в состав государства.
Государство – это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.
Таким образом, общество, как устойчивая форма взаимодействия людей, включает в себя нацию, народ и государство.
Общество понимается шире понятий нации, народа и государства, потому что включает в себя не только эти три социальных объекта, но и вообще содержит в себе все бесчисленные отношения, которые существуют, как между ними, так и между различными объектами в их составе и между всеми этими объектами во всех их возможных пересечениях.
Следовательно, общество – это единая система взаимодействия множества различных подсистем: социальных, производственных, политических, духовных, этнических, экономических, юридических, имущественных и других.
Особая специфика и особая сложность общества состоит в том, что его главным смысловым элементом является человек, в результате чего общество, в отличие от природных систем взаимодействия, обладает высокой степенью непредсказуемости своего развития.
Благодаря этому, общественное развитие – это процесс настолько сложный, что его исследовательский анализ и теоретическое описание вызывают огромные трудности и сопровождаются безостановочными концептуальными дискуссиями, в результате которых возникали и возникают самые различные подходы к разработке гипотез, объясняющих, так или иначе, историю возникновения и развития общества.
Наиболее основательно разработаны два подхода к развитию общества:
1. Формационный подход.
Формационный подход разработан в рамках марксизма (исторический материализм) и характеризуется идеей о том, что обществов своём развитии проходит через определённые, закономерно сменяющие друг друга исторические этапы – общественно-экономические формации.
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, который является базисом, основой данного типа общества, то есть определяет его основные черты.
Сам способ производства представляет собой единство двух элементов – производительных сил и производственных отношений.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫвключают в себя:
1. Средства производства, состоящие из:
– предметов труда (то, на что направлен труд – земля, сырье, материалы),
– средств труда (то, чем обрабатываются предметы труда инструменты, техника, оборудование, здания).
2. Людей.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕОТНОШЕНИЯ – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.
Согласно историческому материализму, существует закономерность:
производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения, потому что средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве, совершенствуются, а производственные отношения отстают от их нового уровня.
Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил.
Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация меняется по определённым историческим ступеням, следующим друг за другом в закономерной последовательности:
– первобытнообщинный строй,
– рабовладельческий строй,
– феодализм,
– капитализм,
– коммунизм.
Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей в силу того, что смена формаций связана с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.
2. Цивилизационный подход.
Цивилизация – это состояние общества в его конкретный исторический период с точки зрения его достижений в материальной и духовной области.
В цивилизационном подходе цивилизация рассматривается в качестве основного элемента истории, через черты и характеристики которого сама история общества понимается как история человеческой культуры.
В этой концепции развитие общества понимается как процесс изменений во времени следующих факторов: