Наиболееэмоциональныпо природе человека его духовные движения, относящиеся к эстетическому сознанию.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕСОЗНАНИЕесть отражение человеком окружающего мира в эмоционально переживаемых образах, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.
В эстетическом сознании в одинаковой степени оцениваются и переживаются, как положительные стороны окружающего мира, так и отрицательные.
Эстетическое сознание является человеческой потребностью, то есть неодолимым стремлением человека к эстетическим переживаниям эмоционального, рационального и деятельного характера.
Таким образом, структура эстетического сознания содержит:
1. Эстетические потребности:
– эмоционального характера, направленные на восприятие эстетических явлений мира;
– рационального характера, направленные, как на осмысление эстетических переживаний, так и на познание сущности и законов эстетики;
– деятельного характера, направленные на реализацию желания наслаждаться искусством и творить его объекты самому.
2. Эстетические чувства.
Это чувства, относящиеся к категориивысших чувствчеловека, то есть, к разряду сложных чувств, тесно связанных с интеллектом инасыщенных глубиной переживания.
В реальной практике жизни эстетические чувства – это различного рода эстетические переживания самого разного характера и самой разной силы.
3. Эстетические вкусы.
Эстетический вкус – это умение понимать и оценивать эстетические категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в жизни и в искусстве.
Эстетический вкус определяется мировоззрением личности, и проявляется в любой её творческой деятельности, в поведении, в быту и т.д.
4. Эстетический идеал.
Эстетический идеал представляет собой некую высшую цель, некий образец стремлений, то есть является идеальным образом того, чего в мире вообще нет, или еще нет.
Эстетический идеал является, следовательно, опережающим мысленным образом мира и стимулирует практическую деятельность и мышление человека на совершенствование окружающей действительности в соответствии с собой. Таким образом, эстетический идеал выполняет прогностическую функцию и является мировоззренческим компонентом сознания, так как определяет характер и направление мышления личности.
Кроме того, эстетический идеал является критерием эстетической оценки явлений жизни или произведений искусства.
Насколько человек сопоставляет свои эстетические впечатления с имеющимся у него эстетическим идеалом, настолько эстетический идеал становится регулятором эстетического сознания, как отдельного человека, так и общества в целом.
Но при этом сам идеал постоянно меняется, поскольку меняется окружающая жизнь и меняется сам человек. Таким образом, процесс формирования эстетического идеала в эстетическом сознании сложен, никогда не заканчивается и противоречив, поскольку сложна, безостановочна и противоречива сама жизнь.
Тесно связано с формированием эстетического идеала и с формированием эстетического сознания искусство. ИСКУССТВО – это художественное творчество в целом, во всех своих формах: литература, изобразительные техники, музыка, архитектура, танец, театр, кино и т.д.
Искусство не только приобщает человека к духовным переживаниям и формирует его взгляды на эстетические ценности, но и развивает эстетический вкус, пробуждает высокие чувства, развивает творческие способности. Всё это в совокупности оказывает прямое воздействие на формирование эстетического сознания и эстетического идеала в его структуре.
Поскольку искусство обладает возможностью с огромной силой воздействовать на личность эмоционально и интеллектуально, то важнейшей функцией искусства является воспитательная, призванная обогащать духовный мир человека и формировать в нём идеалы высокой нравственности.
Таким образом, можно говорить о непосредственном взаимодействии эстетического сознания и этического сознания, в процессе которого нравственное сознание участвует в формировании эстетических идеалов, а эстетические идеалы формируют нравственное сознание общества.
Основные термины
ИСКУССТВО – художественное творчество в целом, во всех своих формах.
МОРАЛЬ – совокупность выработанных обществом идеальных норм и правил поведения людей.
МОРАЛЬ АВТОНОМНАЯ – этическая система, опирающаяся на стихийно сформировавшееся общественное мнение.
МОРАЛЬ ГЕТЕРОНОМНАЯ – этическая система, опирающаяся на религиозную или другого рода законодательную санкцию.
НОРМА МОРАЛИ – обязательная с точки зрения нравственности модель поведения человека.
НОРМА ЮРИДИЧЕСКАЯ – разработанная и узаконенная системой права модель правового поведения.
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – система моральных принципов в отношениях между людьми, в отношениях между людьми и обществом, в отношениях между людьми и законом, и т.д.
НРАВСТВЕННОСТЬ – совокупность сложившихся норм конкретного, практического применения морали в частной и социальной практике.
ЭМОЦИЯ – кратковременное психическое переживание.
ЭСТЕТИКА – система знаний о формах и о законах художественного восприятия мира.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ – неодолимое стремление человека к эстетическим переживаниям эмоционального, рационального и деятельного характера.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС – умение понимать и оценивать эстетические явления в жизни и в искусстве.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ – эстетический образец и цель стремлений, формирующий эстетическое мировоззрение и выступающий критерием оценки эстетических явлений.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – сложные и глубокие эстетические переживания, тесно связанные с интеллектом.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – отражение окружающего мира в эмоционально переживаемых образах, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического.
ЭТИКА – наука о морали.
44. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.
НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – это система экспериментально установленных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.
Основным содержанием научного сознания является природа, человек и общество в целом в их материально распознаваемых характеристиках бытия и в закономерностях развития.
Содержание научного сознаниявбирает в себя:
1. Научные факты, то есть твердо установленные и достоверно подтвержденные принятыми в науке способами сведения о мире.
2. Закономерности, распространяющиеся на процессы бытия научных фактов, а также понятия, описывающие эти закономерности и процессы.
3. Теории (в крайнем случае – гипотезы), представляющие собой системное объединение различных закономерностей в единое логически выверенное описание тех или иных фрагментов реальности.
4. Научные картины мира, описывающие всю реальность в целом.
5. Методы теоретического и эмпирического исследования и познания действительности.
Научное сознание, как и сама наука, включает:
– естественно-технический раздел, содержащий законы физической природы, методы её наблюдения, способы её исследования, а также технологии её преобразования или использования для потребностей человека;
– общественный раздел, содержащий сведения о различных общественных явлениях, социальных законах развития, а также о человеке, как о социальном явлении.
С эпохи Возрождения наука становится важнейшей сферой общественного сознания, накапливающей всё более мощный социальный потенциал. Открытия науки и изобретения в области техники оказали огромное влияние на развитие человечества.
В настоящее время роль науки в развитии производства постоянно возрастает. Современная наука, благодаря своим открытиям, значительно облегчила жизнь людей, привела к повышению производительности труда, к увеличению количества и качества товаров. В современных условиях наука становится непосредственной производительной силой.
Уровень науки может служить одним из основных критериев экономического и культурного развития общества и государства. В соответствии с этим важное значение в современном обществе играет и научное сознание, призванное управлять развитием науки, а также искать методы внедрения научных методов в управление социальными процессами.
В этой связи основные ФУНКЦИИ НАУЧНОГО СОЗНАНИЯ выглядят следующим образом:
1. Познавательная функция, призванная производить новые научные знания.
2. Мировоззренческая функция, призванная систематизировать научные знания в те или иные научные картины мира.
3. Технико-технологическая функция, призванная внедрять научные достижения в производственные, экономические, социальные и другие процессы общества.
4. Культурная функция, призванная накапливать, сохранять и развивать сумму знаний, достигнутых человечеством.
Научное сознание формируется целенаправленно, в соответствии с государственными программами и является сферой особой заботы и внимания любого общества.
Определенная сумма научных знаний является обязательной для каждого члена общества, что выражается в наличии такого социального института, как общеобразовательная школа.