Смекни!
smekni.com

В. Нюхтилин Шпаргалки по философии (стр. 74 из 83)

В отличие от научного сознания РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ не формируется государственными институтами, а является делом личного выбора членов общества, если, конечно, государство не является религиозным по конституции

Религиозное сознание наиболее цельно выражается в религии, то есть в системе убеждений, верований и культов, относящихся к той или иной форме признания существования чего-то Высшего человеку и материальной природе. С древности, люди через обряды и другие действия религиозного характера пытались вступить в связь со сверхъестественными силами, служить им, сотрудничать с ними или, в некоторой степени, управлять ими, поэтомурелигиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания.

С помощью религии с самого начала закреплялись нормы поведения человека и обеспечивалась социальная стабильность общества. Реальные земные потребности, связанные с материальными и природными обстоятельствами жизни, которые поначалу пытались обеспечить языческие (многобожные) религии, затем в монотеистических (единобожных) религиях стали постепенно замещаться духовными проблемами и поисками ответа на то, что такое человек, смертен он или бессмертен, какова природа добра и зла, совести, справедливости, любви, истории, мира и т.д.

В итоге сформировалось развитое религиозное сознание человека, тесно переплетенное с идеями нравственности и справедливости. Именно понятие о необходимости справедливости и нравственности является общим сходством, которое объединяет три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Несмотря на полное вероисповедальное различие этих религий, данное сходство объясняется единством самого человечества и наличием общих для всех людей духовных ценностей.

Особенность религиозного сознания состоит в том, что оно базируется на вере, глубоко эмоционально, требует соответствующего поведения в жизни и совершения обрядов поклонения Богу.

Центральным содержанием религиозного сознания является идея Бога, вера в Него как в Живую Реальность, связь с Которой вызывает религиозные чувства.

Религиозные чувства – это эмоциональное переживание связи с Богом и эмоциональное отношение ко всему, что с Ним связано. У верующего человека религиозные чувства являются объектом духовной потребности, а любое религиозное сознание характеризуется стремлением к их переживанию.

Религиозное сознание, как одна из сторон духовной жизни, взаимодействует с другими формами общественного сознания, поэтому религиозное сознание может принимать вид самых различных философских мировоззренческих систем, опирающихся на центральный идеал мира – существование Бога.

Религиозное сознание формируется в двух уровнях:

1. Обыденный уровень. Эторелигиозные представления, чувства и традиции, связанные с личным переживанием религиозных чувств индивидами и с опытом их личного исповедания религиозной веры.

2. Теоретический (концептуальный). Это системно организованные вероучения, разработанные специалистами, а также религиозная философия, являющаяся синтезом философии и религии.


45. Культура и духовная жизнь общества. Культура
как определяющее условие становления и развития личности.

Культура – это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.

Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные явления бытия, так и отдельные его частные явления. В широком смысле культура – это уровень материального и духовного развития общества. В частных смыслах, культура – это и некие вечные духовные ценности, и степень образованности общества, и его политическая культура, и его бытовая культура, и материальная культура, и нравственное или эстетическое развитие народа и т.д.

Если же говорить о культуре, как об элементе духовной жизни общества, то здесь культура более всего понимается как некий двоякий процесс творческой деятельности человека, который содержит:

1. Опредмечивание человеческого духа, то есть процесс воплощения духовного богатства человека в:

материальных объектах культуры (материальные ценности и произведения искусства);

– в духовных объектах культуры (язык, мораль, традиции, идеи, устои, философские системы, идеалы и т.д.).

2. Распредмечивание объектов культуры, то есть процесс освоения человеком культурного наследия и превращения его в своё духовное богатство.

Таким образом, культура, как феномен духовной жизни общества, это диалектическое взаимодействие процессов опредмечивания человеческого духа и процессов распредмечивания объектов культуры в едином процессе создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

Соответственнокультуру можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культураподразделяется на:

1. Производственно-технологическую культуру, в состав которой входят:

– технология материального производства;

– вещественные результаты материального производства;

– способы деятельности человека в материальном производстве и производственный опыт.

2. Культуру воспроизводства человеческого рода, в состав которой входят:

– сфера формирования социальных условий для матери и ребенка;

– сфера мероприятий по формированию приемлемых условий для материально-социального существования человека;

– сфера интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Духовная культура подразделяется на:

1. Процессы духовного производства – искусство, философия, наука, мораль, религия.

2. Процессы социально-политического обустройства общества – право, различные системы власти, политические идеалы и стратегии, социальные доктрины, эргономика, методы научной организации труда, физкультура и спорт и т.д.

Таким образом, культура есть то, что одновременно и формирует всю духовную жизнь общества, и то, что формируется самой этой духовной жизнью.

Это диалектическое единство культуры и духовной жизни общества оказывает определяющее воздействие на формирование и развитие личности человека, поскольку человек через достижения культуры развивается интеллектуально, определяется социально и развивается духовно.Именно через приобщение к культурному наследию общества человек получает возможности для личного развития, для эффективной социализации и для реализации своих жизненных планов.

Становление и развитие социально успешной и духовно здоровой личности человека через культуру происходит в силу того, что феномен культуры базируется на признании безусловных ценностей и идеалов, присущих человеческому бытию. Если личность приобщается к культуре, то её становление и развитие определяется приоритетом общечеловеческих нравственных ценностей, здоровыми эстетическими вкусами и значительным интеллектуальным багажом.

В противоположность этому, если человеческая личность тяготеет не к культуре, а к нигилизму, то есть к отрицанию безусловных ценностей и идеалов, то становление и развитие такой личности приобретает уродливые формы или вообще задерживается на низком уровне.

Таким образом, можно сказать, что культура является средством ориентации человеческой личности на главные ценности человеческого общества – на гуманизм, свободу, духовное здоровье и творческое отношение к жизни.

Именно содержанием этих ценностей отличается подлинная культура – сумма духовных достижений человечества, основанная на непреходящих идеалах прекрасного, нормах нравственности, духовном здоровье и престиже активного интеллекта.

Своеобразные идеалы и ценности могут быть характерными, однако, и для массовой культуры, если она, хоть в слабой форме, но, все-таки, будет выражать в себе основное содержание подлинной, классической культуры.

Идеалы и ценности подлинной культуры во многом обусловлены особенностями той или иной национальной культуры или исторической эпохи, однако существуют и универсальные, общечеловеческие ценности, которые преодолевают время и национальные границы. К ним в первую очередь относятся: уважение к жизни человека, к его достоинству и свободе, понятия долга, чести, справедливости, совести, почитания предков и своей истории, милосердие, сострадание, оберегание домашнего очага, любовь, дружба, умение видеть и создавать прекрасное.

Именно умение видеть и создавать прекрасное дает человеку один из основных внешних критериев подлинной культуры – утонченность и изящество её форм. В этом смысле подлинная культура противоположна извращенности, грубости, распущенности, примитивности, чрезмерности, утрированности, фальши и вульгарности.

Подлинная культура характеризуется не скандальностью, броскостью, или оригинальностью своих форм, а их гармоничностью, глубокой выразительностью, соразмерностью, красотой, изяществом, функциональностью, благородством, чистотой содержания и правдой.

Культура формируется в процессе человеческой деятельности, и культура есть продукт полностью человеческий.

По форме воздействия на социальные процессы общества и на самого человека, культурная деятельность подразделяется на:

1. Практическую, в составе которой выделяются:

– материально-преобразовательная культурная деятельность, направленная на изменение природы и улучшение материального бытия человека;

– творчески-созидательная, направленная на создание эстетических объектов культуры;

– социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность.

2. Духовную деятельность, направленную на изменение человеческого сознания и духовного мира человека.

По мере движения истории в мировой культуре всё более доминируют и проявляются общечеловеческие черты, поскольку культурная деятельность человека становится всё более единой по своим формам, задачам и способам, что, соответственно, формирует единую культуру всего человечества.