Смекни!
smekni.com

Античная философия с конца 7 в до н.э 6 в. Н.э (стр. 3 из 6)

- всякий человек имеет назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей - в непоколебимой доблести духа.

- Призыв к простой жизни

скептицизм.

- идеи о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений.

- Основателем скептицизма Перрона (360-270 до н.э.). на его воззрение сильное влияние оказал Демокрит. Быть может участие Перрона в азиатском походе Александра Македонского и знакомство с индийскими аскетами и сектантами способствовали формированию идей безмятежности.

- не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно.

- философов интересовал вопрос о том как надо жить в этом мире, чтобы избежать, угрожающих со всех сторон бедствий.

- Мудрец -человек, который знает и может помочь понять, как научиться жить: мудрец - это своего рода мастер, умелец в жизни.

- философ -тот, кто стремиться к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий.

- Ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни несправедливым( всякая вещь есть это не в большей мере, чем то»)

- « Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо!»

- Его скептицизм не полный агностицизм: безусловно достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления. Если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким.» Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости и безмятежности. Именно в этом состоит истинного счастья.

Эпикур и эпикурейцы.

вопросы устроение комфорта личности в сложном историческом контексте того времени.

Эпикур(341-270 до н.э)

- развивал идеи атомизма.

- во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение.

- идея об «отклонении» атомов, когда атомы движутся в «связанном потоке». По Демокриту, мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов.

- он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения , которое он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир.

- Впервые идея об объективной реальности

- жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: « Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет.» Жизнь и есть наибольшее наслаждение

- Душа мыслилась Эпикуром как принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли, воли.

- Знание начинается с чувственного опыта, но чувств опыт должен быть осмыслен и обработан в виде терминологически зафиксированных смысловых структур.само по себе чувств ощущение не есть подлинное знание

- Основным принципом этики является удовольствие - принцип гедонизма. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются благородными, спокойными, уравновешенным и часто созерцательным характером.

- если у человека отнять чувства, то не останется ничего.

- Проповедовал богопочитание, благочестие

Лукреций Кар ( 99-55 до н.э)

- не отрицает существование богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих междумировых пространствах в блаженном покое.

- что атомы у Лукреция - не совсем то, что у Эпикура: они - не предел делимости, а своего рода творческие начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы - это материал для природы, предполагающей какой-то вне их находящийся творческий принцип.

- В 5 книге поэмы заканчивает не эпикурейской моралью, а хвалой человеческому разуму

Стоицизм.( 3 век до нэ – 3 век)

Стоицизм - это наименее «греческая» из всех философских школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы Зенон , Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам относятся Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий - это в основном римляне.

первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бесчувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики.

Хрисипп(ок. 280-208 до н.э.)

- существует мировая душа. Это чистейший эфир самый подвижный и легкий женственно-нежный , как бы тончайший вид материи.

Представитель позднего стоицизма Марк Аврелий (121-180)

- Бог дает каждому особого доброго гения в руководители.

- вселенная - тесно связанное целое, это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой.

стоики уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении и.т.п.

стремились к полному самодавлению. исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не дают лежать слишком долго в постеле.

Сенека(4 до нэ-65нэ)

- свобода - это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод.

- не сопротивляется злу

Ранние стоики в своих идеях бытия следовали античной традиции.

тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира - это огненная и воздушная пневма. Все бытие мыслилось как разная степень напряжения божественно-материального первоогня. Огонь(сущность мира) превращается во все прочие стихии по закону Логоса.

Логос мира у стоиков отождествляется с Судьбой.

судьба есть Логос Космоса: он упорядочивает все в мире. Зенон(332-262до)

- Судьба - это власть, двигающая материю.

- определял бога как пламенный разум мира: бог наполняет собой весь мир, он верховная глава, управляющая всем сущим.

- все человеческие существа равны.

Марк Аврелий в своем труде « Наедине с собой» хвалит политию , управляемую на основе равных прав и равной свободы слова, царское правление, которое уважает более свободу управляемых.

развитые логические и грамматические изыскания: истоки грамматики - именно в школе стоиков. философское начало корениться в человеческом субъекте.

использовали термин «лектон» - тот предмет , который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением. Лектон может быть и истинным, и ложным, т.е. оно выше как истины, так и лжи.

Этика стоиков соответствовала времени Марка Аврелия : она призывала скорее к терпению, чем к надежде.

Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.

Неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма (3-4 в.в.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля.

учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, разработка диалектики платоновской триады единое - ум - душа и доведение ее до космического масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля об «уме - перводвигателе»

Основатель школы неоплатонизма - плотин (ок. 205-ок. 270) .

- центр. фигура всего неоп. - душа, не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования.

- Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела.

- Материя находиться так же в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал.

- кроме чувственной материи существует еще и «умопостигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему космосу.

- переселении и перевоплощении душ.

- Разработка логических проблем _ определением понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям.

- учение о первой ипостаси - Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий.

- Идея восхождения души от чувственного состояния к сверхчувственному - экстазу.

- Всякая вещь, созерцаемая как таковая, отлична от всего другого: она - «одно», противополагаемая всему иному, а Единое соприсуще всему сущему и всему мыслимому. Единое никак не дробиться, существуя везде и во всем.

- « из нечего изливается» свет. Свет осн образ, соответствующий ее понятиям: « Единое - свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум - солнце, имеющее свой собственный свет; душа - луна, заимствующая свет от солнца; материя - мрак".

- Душа представляет собой нечто единое и не делимое. Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются « мировой души».

Порфирий (233-304)

- Комментатор Аристотеля и Плотина

- Интересовался практической философией – учение о добродетелях, очищающих от различного рода аффектов

- Ум – образец для всей духовной жизни

Прокл (ок. 410-485)

- высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению;

- любовь связывается с божественной красотой

- истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет с благостью богов.

- Историческое значение учения Прокла в тонком логическом анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и вклад в диалектику