Смекни!
smekni.com

Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека (стр. 3 из 6)

Вторая христианская точка зрения на проблему смерти и загробной жизни основана на религиозных представлениях о смысле смерти и бессмертия. Вот кратко основные ее положения в православном истолковании.

Согласно этому учению, смерть есть разлучение ду­ши с телом, вследствие чего душа остается одна, на­едине с собой, а тело возвращается в землю. Смерть вошла в мир благодаря своеволию человека, нарушив­шего заповеди Господа. Смерть противоестественна и Бог не принимал участие в ее сотворении, как не соз­давал он и зла. Войдя с помощью самого человека в мир, смерть стала для него неизбежной и даже благо­творной. Больше того, если бы по падении Адам остался, как и был бессмертным, то и зло оказалось бы бессмертным и никакой надежды на спасение людей не было бы.

Отделившись от тела, душа переходит в духовное царство либо добрых ангелов (в рай), либо злых (в ад). Первые сорок дней после смерти душа, пребывая в ос­новном на земле и познакомившись с преисподней и раем, окончательно определяется в своем местопребы­вании в одном из этих двух противоположных по своей значимости частей загробного мира. И в аду, и в раю есть разные по степени страданий или блаженств от­деления. Преподобный Ефрем Сирин разделяет рай на три части: низшая, предназначенная для покаяв­шихся христиан, средняя для праведных и высшая­ для победителей. Тот же святой, ссылаясь на Библию, говорит о различных степенях мучений в аду: тьме кромешной, геене огненной, скрежете зубовном, черве неусыпающем, озере огненном, тартаре, огне неугаси­мом, преисподней.

Своеобразие христианского учения о смерти и за­гробной жизни заключается в том, что в конце миро­вой истории наступает так называемый судный день, день страшного суда. Живые и мертвые предстанут пред Богом и будут осуждены окончательно: кто на вечные мучения, а кто на вечное блаженство и мертвые обле­кутся в свою прежнюю плоть, очищенную и преобразованную.

Несколько слов о взглядах философов-материалис­тов на смерть и загробную жизнь. Поскольку материа­лизм отрицает бессмертие души, а крайние его формы отвергают и самое понятие души и духа, они, естест­венно, отрицают и загробную жизнь, как таковую. Смерть рассматривается как естественный конец человеческого существования. Смерть оценивается как обыч­ное, рядовое явление и никакого трагизма в ней не усматривается.

Крайней формой подобных взглядов является марк­систский философский материализм. На протяжении более семидесяти лет официальная советская филосо­фия всячески избегала вообще этой темы, вычеркивала ее из своей проблематики, а когда все-таки требова­лось об этом сказать, утверждала, что «для марксист­ской философии, в основе которой лежит убеждение в невозможности мыслить трансцендентное бытие, проб­лемы смерти как онтологической проблемы не сущест­вует». Издержки подобного отношения марксистско­-ленинской философии к одной из самых волнующих и животрепещущих тем, связанных непосредственно с че­ловеческим бытием, трагическим образом сказались на духовном облике советского общества в целом и каж­дого его члена в отдельности. Возникла иллюзия о бес­смертий советского человека, о бесконечности его жиз­ни. Человек перестал помнить о смерти и готовиться к ней, а когда она неотвратимо наступала, его охваты­вал не только величайший страх и ужас, но и не ме­нее величайшая злоба на всех и на вся, в том числе и на своих ближних. Поколения людей, отлученные от мысли о смерти, ушли из жизни подобным образом, неприкаянные и озлобленные.

Но та или иная философская концепция смерти связана не только с проблемой духовного облика- че­ловека, с достойным завершением его земной жизни, но и с памятью о прошлом, с преемственностью по­колений, а в конечном счете, с особенностями развития общества.

Семидесятилетний советский опыт показал, что вос­питание людей в богоборческом, атеистическом духе привело к массовому забвению своих предков, к раз­рушению кладбищ, кощунству и надругательству над могилами, церквами, архивами, над немыми свидете­лями истории народа.

Этот печальный опыт преподал и еще немаловаж­ный урок: философия может оказывать не только по­зитивное, созидательное, познавательное, культурное влияние. Она может на определенном этапе действи­тельно в полном соответствии с принципом, высказан­ном Марксом, превратиться из безобидного созерца­тельно-объяснительного феномена общественной жизни в официальную философию государства, став грозным оружием разрушения прежнего общества, его тради­ционного уклада жизни, извращения подлинных нацио­нальных устоев, замены их ходульными, искусственно сделанными, а потому безжизненными и непрочными.

Проблема смерти самым непосредственным образом связана с проблемой бессмертия человека. Можно ли говорить о бессмертии, если всеобщий закон смерти не делает исключения ни для кого из живущих? Все люди смертны – это истина безусловна и абсолютна. Однако эта безусловная истина не отменяет и не мо­жет отменить того несомненного факта, что человеку свойственно неудержимое стремление к бессмертию и, конечно же, к теоретическому обоснованию его реаль­ной возможности.

Мы уже видели, что все религии мира, а также мно­гие философские системы исходят из допущения загроб­ной жизни людей, из постулата, что человек после смер­ти переходит лишь в иное, духовное состояние своей жизни, что не только душа бессмертна, но и тело будет восстановлено в первоначальном виде.

Своеобразной попыткой обоснования бессмертия яв­ляются философские построения оригинального русско­го мыслителя и философа Н. Ф. Федорова, (1828-1903), автора замечательной книги «Философия общего де­ла». По мнению Федорова, если человек познает при­роду смерти, (а он в состоянии это сделать, причем в самом ближайшем будущем), он должен и овладеть ею, ибо смерть не является изначальной и безусловно необходимой. Человеческий разум в ходе своего про­никновения в тайну смерти научается воскрешать мерт­вых. «Смерть есть явление, внешнее для нас, а потому и может быть познаваема лишь индуктивно, тогда как воскрешение есть естественный всей природе нашей ответ на это чуждое нам явление». Для всеобщего дела воскрешения мертвых нужно объединиться всем жи­вым, ибо забыть о всех тех, кто ушел из жизни, нельзя. Это соучастие людей в деле воскрешения должно про­исходить путем регуляции метеорологических явлений, слепых движений планет и всей звездной системы, ее одухотворения. Поскольку все мировое вещество есть прах предков, нужно собрать рассеянные частицы для воссоздания тел усопших. Через развитие науки дос­тигается управление всеми молекулами и атомами ми­ра, чтобы «рассеянное собрать, разложенное соеди­нить, то есть сложить в тело отцов». Таким образом «знанием вещества и его сил восстановленные прошед­шие поколения, способные уже воссоздать свое тело из элементарных стихий, населят миры и уничтожат их рознь».

Философы, придерживающиеся материалистических и атеистических взглядов, тоже не отрицают бессмер­тия. Они видят его в оставленных после смерти чело­века делах, в его вкладе в прогрессивное развитие об­щества. Чем больше лепта человека, ушедшего из жиз­ни в копилку общественных ценностей, на благо, ска­жем, социализма или коммунизма, на дело революции, тем бессмертнее человек. Чем талантливее и гениаль­нее он, тем меньше его забвение, тем больший след он оставляет в памяти народа, в исторической памяти гря­дущего человечества.

В сущности в этих рассуждениях речь идет не о бессмертии как таковом, а о памяти об умершем на основании оставленных им материальных или духов­ных ценностей. К тому же память людей преходяща, люди, хранящие память о других, сами уходят из жизни и постепенно наступает полное забвение.

ФИЛОСОФИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, О СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ ЧЕЛОВЕКА

В решении этого вопроса марксизм исходит прежде всего из самоценности и самоцельности человеческой жизни, которая пред­стает в нем и не случайной (какой она может представляться индивиду), и не бессмысленной, поскольку индивид, личность рассматриваются не только сами по себе, но и как часть целого - человеческого общества. К. Маркс еще в ранних своих работах отмечал, что «индивид есть общественное существо. Поэтому вся­кое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в не­посредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, - является проявлением и утверж­дением общественной жизни».

От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он - постоянно не реализуемое адекватно существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, «сама жизнь оказывается лишь средством к жизни». Такая неудов­летворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосред­ственных ее мотивах (материальных и пр.). Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в исто­рию, в прогресс общества, его культуры.