Смекни!
smekni.com

Духовно-эвристическая концепция бытия (сущего) (стр. 3 из 4)

Любое состояние духовных сущностей в ДМ и ДВО в ВМ (во времени, пространстве), является итогом последовательного развертывания потенциала первичных духовных сущностей. Цена этому – снижение времени жизни. У протона она ниже, чем у духовных сущностей и все же составляет 10 в 56 степени лет! Время жизни духовной сущности человека меньше на колоссальную величину. Такова цена за развертывание. Но если так, то верно ли говорить о смерти души (духовной сущности человека). Вернее, видимо, говорить о ее свертывании. О бессмертии же души можно говорить в связи с возможностью творить духовные сущности. Продолжительность их жизни безгранична, по крайней мере, значительно больше, чем у протона. Семя человека несет в себе духовную сущность, поэтому таит в себе потенциал его бессмертия.

ДМ в концепции можно сопоставить с представлением о хилэ. Оно впервые дано Аристотелем для обозначения "первичной космической субстанции" по определению Гурджиева. С этих позиций описывает хилэ Д.Г. Беннетт (15). Он говорит о нем, как о материале, из которого состоят различные материальные формы и энергии, отличающиеся по организации, количеству хилэ. Этот материал, пишет Беннетт, не дух и не материя, это то, что актуально воспринимается – феноменально. При этом Д.Г. Беннетт ссылается на У.К. Клиффорда, на его утверждение, что есть единая умственная материя, из комбинации которой возникает неживая, живая и сознательная форма существования. Что означает признание теории единого материала в форме панпсихизма.

Откровения Старого и Нового заветов в основном не противоречат ДЭКБ. Так в Святых писаниях указываются, по крайней мере, три ипостаси Бога: Бог – творец всего сущего, Бог – есть дух, Бог – есть любовь. В этих определениях не трудно увидеть качества, приписываемые ДМ. В соответствии с концепцией ДМ является как бы посредником Бога в ВМ, с помощью его Он творит ВМ, духовные сущности – кирпичики ВМ. Любовь при этом – наиболее продуктивное качество духовных сущностей. ДМ осуществляет строительство и управление ВМ. Концепция соответствует духу христианства, подвижником ее А. Роттердамским сказано: "Верую, Господи, ибо разумею".

В методологи ДЭКБ будто используется изреченное Т.Гермесом ("отцом" современного эзотеризма): "Все, что есть внизу, подобно тому, что есть вверху" или в торе (священной книге иудаизма): "Чтобы понять невидимое, изучай видимое". Развитие ДМ и ВМ в концепции происходит как бы по одному алгоритму. ДМ концепции, в каких-то проявлениях, можно уподобить тонкому миру в эзотерических учениях.

В соответствии с ДЭКБ человека можно уподобить Богу, если структура духовности человека, усложняясь и концентрируясь, обогащается чувствами, темпераментом, всем тем, что делает его личность духовной на базе системных принципов. Тогда сознание, видимо, сможет производить духовные сущности подобные тем, что производит Бог. Они также будут наполнены чувством любви, стремлением к творчеству, предвидением, то есть могут пополнять энергией ДМ.

Обсуждение концепции

В бесконечном (для нас) континууме развивается неограниченная по глубине организованности и структуирования двухкомпонентная среда. Она создана духовными сущностями, которые имеют неограниченный по нашим представлениям творческий, энергетический потенциал.

Без системной организации дух (духовные сущности) беспокоен, энергетически избыточен, не оптимален по затратам. Поэтому естественно его стремление к самоорганизации. Саморазвитие духовных сущностей происходит вначале в виде усложнения психических проявлений от чувства любви до возникновения чувства самости с последующей индивидуализацией. Эта особенность духовной сущности требует все большего структурного усложнения. Оно и привело к возникновению ДВО. Двуединство духовного и вещественного - следствие двуединства любви и самости: самость первородный грех ВМ. Вещественное вырастает, точнее, развертывается из духовной сущности, как растение из семечка. Агрессия, враждебность в ВМ должны быть только эпизодом в системе проб и ошибок при поиске гармоничного существования. Гармония достигается вследствие свойственной духовным сущностям внутренней активности при поиске и реализации будущего в целостной системе континуума.

Представление эволюции в ВМ как последствия внешнего воздействия на его элементы, приспособление к нему – весьма абстрактное утверждение. В природе сначала возникают химические элементы, затем руда, из них состоящая. Потребовалась топка звезд, чтобы возникли сложные химические элементы. Подобное происходило при образовании органических молекул. Клетка – итог их экстремального существования и творческого предвидения. Зародышевая клетка творчески проявляет себя в растущем организме.

История человечества – доменная печь, в которой развиваются духовные сущности (души) людей. Чего в зародышевой клетке нет потенциально, что содержится в человеке? В ней содержится все! Человек - как бы кусок руды, состоящей из зародышевых клеток. Ею определены его свойства. Эволюция в природе результат творческого процесса на атомном, молекулярном, клеточном уровнях. Как свойства химических элементов определимы только на большом количестве их атомов (навеске), так и свойства клетки проявляются только в выросшем организме.

Видимо, индивидуальной энергии, идущей от любви, самости, других исконных чувств человека недостаточно, чтобы процесс развития его шел достаточно эффективно, то есть внутренней энергии активации недостаточно для развития человечества. Нам, видимо, отпущено мало времени для достижения социальной гармонии, совершенствования души, коль провидению угодно использовать топку исторических и иных катаклизмов для их ускорения. Только ими, видимо, достижимо объединение людей на основе духовности, системных принципов в поведении. Но всякие катаклизмы опасны по возможным последствиям. Духовные сущности могут избрать другое направление саморазвития, если вещественная форма обнаружит неспособность к "беспредельному" развитию.

Жертва, как духовное явление, еще не осознано нами. Жертвенность ускоряет индивидуальный и социальный прогресс по воле самого ДВО, без внешней воли, связанной с нею агрессии. Недаром принесение в жертву - важнейший ритуал мистерий древнего мира. Принесение ее Богу – только благовидный предлог. Она не только содействует духовному росту, в ней приоритет духовному во внутренних процессах ДВО, проявление ее системных принципов. Жертвенность свойственна всем объектам окружающего мира, в ней сущность, возможность саморазвития. Благодаря ей возможна эволюция в виде творческого процесса, а разнообразие форм ВМ, как проявление творческих потенций ДВО.

Преждевременно обосновывать все аспекты ДЭКБ. Или, например, определять механизмы взаимодействия духовных сущностей, их внутренней активности или стремления к вхождению в более сложную, более организованную систему. Возникновение ВМ – необходимое условие развития ДМ. Преемственность между ДМ и ВМ определяется системными принципами причинности, они объединяют их в континууме, творят их единство, как Всеобъемлющую систему. Каждый элемент этой системы "руководствуется" интересами целого, увиденных в имманентном поиске своего будущего.

Наиболее радикальное следствие ДЭКБ в том, что возникновение новых форм (видов) минерального, растительного и животного миров – результат творческих процессов в ДВО. Человек вырастает из первородной клетки, генома, подобно тому, как монокристалл вырастает из элемента (затравки). В человеке проявляются свойства генома, как в навеске свойства атома монокристалла. Но и творческая сущность каждой клеточки, каждого атома человека непременное условие его саморазвития.

Так есть ли дьявольская, сатанинская сила, препятствующая достижению внутренней и внешней (социальной) гармонии людей на принципах божественной любви. Нет! Есть, идущая от Творца, любовь и есть самость, венчающая развитие духовных сущностей в ДМ. Глубинная память ДВО тоскует о любви, как гармонизирующей основе, а самость нашептывает ему свое. Все ДВО ВМ руководствуются системными принципами в своем развитии. Лишь человек, в силу обретенной им свободы выбора, нарушает эти принципы. Он обязан сам придти к ним. Пока лишь духовным людям они свойственны в значительной степени.

Вечность духовных сущностей очевидна в масштабе наших представлений. Долгий период жизни минеральных образований не ставит вопрос о возврате их духовных сущностей в ДМ. Ситуация с ДВО растительного и животного миров, тем более человека, сложнее. Возвращаются ли они в ДМ более сложными структурами, чем вышли из него, или свертываются до исходного? Человек может обогащать ДМ продуктом своего сознания, так как душа человека и ДМ инвариантны.

ДЭКБ дает почву для множества умозаключений. Однако злоупотреблять этим не стоит. Концепция имеет перспективу научной теории, и любое фантазирование на основе ее постулатов могут повредить ее естественнонаучному содержанию.

Заключение

Два подхода, два философских принципа могут быть использованы для объяснения нашего мира. Первый, детерминистский, основанный картезианских принципах причинности (реактивность, каузальность, редукционизм) господствует в наших умах, глубоко проник во все сферы жизни, наше сознание, оправдывает низкую эффективность нашего существования, ставя нас в положение марионеток. Такой взгляд на окружающий мир фаталистичен, он не оставляет нам иных шансов кроме предопределенных.

ДЭКБ разрабатывает второй принцип, признает самоорганизующуюся сущности нашего мира, основанный на системных принципах причинности (активность, саморазвитие, иерархичность). Он привел к пересмотру установившихся представлений о мироздании. В частности, к наделению всех элементов ВМ сознанием, духовными качествами. Пока это допускается только в эзотических и некоторых религиозных "учениях". В религиях и большинстве философских течениях такое исключается. Если ДВО, подобно человеку, представляют собой самоорганизующиеся системы, то в поведении должны подчиняться тем же принципам, что и человек. И, значит, они должны обладать сознанием, духовностью.