Смекни!
smekni.com

Становление вселенной как саморазвитие её духовной первоосновы (онтологическая версия) (стр. 3 из 4)

Схема 1. Основные факторы представления естественно-научного (слева) развития и духовно-эвристического (справа) становления Вселенной.

4. Будущее в становлении человека

Не только тело человека, но и его психика - результат становления ВМ. На это указывал еще Аристотель, когда предлагал в психологии индивидуальности выделять растительную, животную и разумную составляющие в концепции трех душ (6, стр. 70). В соответствии с ней психические уровни человека, например, темперамент, характер, личность отражают различные этапы эволюции, в том числе и предшествовавшие возникновению человека. С этим согласны многие мыслители прошлого (например, Лейбниц) и настоящего. Опираясь на представления о глубинных силах "бессознательного", современные психологи (12, 13) находят небиографические следы во всех аспекта психики человека. Пока предположительно можно утверждать, что весь эволюционный процесс ВМ имеет духовную компоненту. Это является еще одним основанием антропности трактовки эволюционного процесса и верности принятых ранее (1) постулатов о духовной природе первоосновы мира. Психические проявления материи может рассматриваться как признак действительности, который меняется в процессе эволюции от волевого до реального.

Естественно, эволюционный прорыв по всем аспектам индивидуальности совершается человеком в рамках изменения своего внутреннего мира, происходящего под взаимодействием других людей (индивидуальностей) как непосредственно, так и опосредованно: через социальную сферу, продукты творческой деятельности людей. Последствия такого мивзаимодействия зависят от совместимости с ними (см. пар. 3) человека. В психологии индивидуальности совместимость возведена в критерий системности свойств человека, проявляемых в социальных группах. В МД фактор совместимости антиномичен взаимодействию между ДВО. Совместимость предопределяет перспективы совместного существования субъектов ВМ.

В соответствии с ДЭКБ поведение любой системы ВМ определяется как ее внутренней активностью, так и интересами развития ее метасистемного уровня. Естественно рассматривать ВМ как субсистему человека и социальной сферы. Тогда объекты ВМ должны в своем поведении руководствоваться интересами эволюции человека, как высшей структуры в иерархии ВМ. Возникает вопрос: как должен поступить ВМ, если человек (человечество) в силу свободы выбора поступает антиэволюционно, заблуждается в выборе своих ценностей и стремлений? Видимо, в этом случае должен возникнуть конфликт между ВМ и человеком (человечеством). ВМ должен противостоять выбору человека, поступать анти-человечно. Более того, если ДС человека достигла предела своего становления как индивидуальность, то согласно МД утрачивается смысл эволюции. Логика рассуждений при этом приводит к тому, что ВМ должен либо перейти в инволюционную стадию, либо в духовном становлении человека должен произойти качественный скачек. Подобно тому, как первичные ДС создали вещественные образования, ДС человека станут основой возникновения иной, Трансфизической Реальности. Возможен также вариант создания коллективной, единой ДС, подобно ноосфере Вернадского (14), когда ДС человека будут частью общечеловеческого духа. Результат будет определяться тем, как сформируются ценности человека и человечества в целом.

Влияние социальной сферы на становление человека определяется тем, будет ли оно соответствовать глобальной цели Мироздания. Характер взаимоотношения человека с социальными структурами такой же, как между частью и целым. Социальная жизнь перенимает и закрепляет эволюционные формы становления человека, представляющего собой структуированную индивидуальность. Современные социальные структуры в основном не системны, они не содействуют эволюционному становлению человека, так как сориентированы не на его саморазвитие, а на реализацию общественных, порою враждебных ему, властных целей. Только отдельные семьи, этнические образования возникают под влиянием системных факторов и позитивно влияют на становление человека.

В реальной жизни очевиден приоритет интересов социальной сферы над индивидуальными, поэтому важен вопрос о соотношении природной эволюции человека и его цивилизационным развитием. Приоритеты в поведении при этом различны: в природной эволюции они определяются системными принципами причинности, а в цивилизационном развитии – детерминистскими. Оба типа сосуществуют в человеке независимо от его воли, отражаются на его духовном уровне. Формируемая "сверху" социальная сфера в своей деятельности руководствуется интересами враждебными целям становления индивидуальности человека. Социальная среда стремится унифицировать индивидуальность, чтобы облегчить вхождение ДС человека в общечеловеческий, коллективный дух, то есть она выполняет функцию "прокрустова ложа" духовности человека, препарирует ее. Цивилизация, расширяя диапазон духовного воздействия на человека, ведет его к инволюции, тормозя и даже исключая эволюционное становление человека, губит его, как не оправдавшего свое эволюционное предназначение.

Социальная, творческая практика, знания и опыт, получаемые человеком на уровне учебной, производственной и бытовой деятельности в рамках цивилизационного процесса, воздействуют на его духовный мир. Эволюционные последствия имеют те из них, истоки которых во внутренней активности человека, только они содействуют его саморазвитию, интересам высшей иерархии. По цепочке метасистема – система – субсистема последствия такого опыта закрепляются сначала на его психическом уровне, а затем передаются на многочисленные субсистемные уровни жизнеобеспечения человека, системы, органы, клетки и так далее вплоть до генома человека, молекул и атомов.

5. Заключение

Становление Вселенной как саморазвитие ДМ представляет собой этап постоянной смены Реальностей в ее Континууме. Глобальный смысл смены состоит в постоянном структурном усложнении первоосновы Реальностей, роста их функциональных возможностей. Этой задаче подчинена и эволюция ДМ, становление Вселенной: создание субстрата иной, Трансфизической Реальности в ее континууме. В качестве творца сущностей последней ДЭКБ рассматривает человека. При этом ВМ представлен промежуточной между Метафизической и Трансфизической Реальностями.

Глобальная эволюция ВМ происходит в силу внутреннего целеполагания ДВО. Любое из них представляет собой систему, саморазвивающуюся под влиянием ее внутренней активности, стремления к саморазвитию. Кроме того, входя в иерархию своего метасистемного уровня, ДВО должно руководствоваться интересами его развития. В ходе отдельных этапов эволюции создаются новые целостности (метасистемы) из участвующих в них ДВО. Таким образом, природный эволюционный процесс представляет собой множество стадий творческого созидания все более сложных структур образованных сначала на духовном, а затем на вещественном уровнях. Наш природный мир - иерархически организованная структура, субсистемами которой являются (в зависимости от рассматриваемой системы) любые ДВО от мельчайшихъ частицы до галактик.

Человек - наиболее сложное в структурном отношении ДВО, находится на вершине иерархии ВМ. Он проявляет свою духовность и эвристичность не только взаимодействием со средой (природой, обществом), но и вне рамок обусловленности ее интересов. Этим определяется "право на свободу выбора" и плата, которую он за нее несет. В человеке (как ДВО) достигнута предельная, высшая форма структурной организации вещества (в рамках земных условий). В своем эволюционном предназначении человек возвышается над социальной сферой: не он должен служить обществу, а оно ему.

Человек, как духовно-телесный индивид, ведет свое эволюционное становление от первичных ДС. Как телеологическая цель становления Вселенной, он обусловил антропность закона ее становления. Креативность ДВО в минеральном, растительном и животном мирах обеспечивается в соответствии с МД единством (триединством) духовного, идеального (интеллектуального) и вещественного в нашей реальности. Его мы с очевидностью наблюдаем в человеке: аргумент в пользу антропоморфности закона становления Вселенной. За кажущейся спонтанностью событий в нашем мире стоит их предопределенность интересами, целью эволюции. Только удовлетворяющие им события становятся явлением ВМ.

Несмотря на то, что закон становления мира имеет антропоморфную природу, он не свойственен современному человеку. Реальный человек и его социальная сфера руководствуется детерминистскими принципами в своем поведении. Эти принципы лежат в основе законодательства, норм нравственности и морали. Все сферы земной цивилизации (наука, искусство, хозяйственная и политическая жизнь) пронизаны детерминизмом. Ее успехи рассматриваются как результат принятых мер; настоящее определено прошлым, а сложные явления сводятся к сумме простых. То есть развитие земной цивилизации и эволюция природного мира находятся в фундаментальном противостоянии друг другу. Очевидно, что существование первого зависит от степени содействия второму. Земная цивилизация должна так служить человеку, чтобы он встал на путь системной организации личной и социальной жизни. Только тогда человек сможет осуществить свое эволюционное предназначение.

Находясь в сфере гилозоистических мировоззренческих решений, МД переводит процесс познания из плоскости анализа субъект объектных отношений в субъект субъектные. Наделяя природные объекты, ДВО внутренней активностью, МД рассматривает их как субъекты, отказываясь от волевых процедур в процессе их исследования. Феномены, наблюдаемые в процессе естественнонаучных исследований, не характеризуют целостность природных явлений, происходящих под влиянием множества факторов. Субъект, постигающий природное явление, должен наблюдать его во всех аспектах целого, постигать его смысл, назначение. Цель познания - воспроизводство и практическое использование явления. Цель и условие понимания - уяснение человеком предназначения явления, определение смысла его предназначения.