Деньги
Ч.У. Моррис, "Основания теории знаков": "Знак должен иметь десигнат; тем не менее очевидно, что не каждый знак действительно указывает на какой-либо реально существующий объект".
Согласно Википедии: "Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (http://ru.wikipedia.org/wiki/Смысл) (означаемого) (см. значение (http://ru.wikipedia.org/wiki/Значение))".
У денег его "означаемое" - это число (номинал денег), которое носит количественный характер. Это как раз тот знак (Моррис), который не имеет десигната. В отличие от знака "расческа" соотнесенного с конкретным предметом (с расческой), количественная интерпретация денег, говорит о том, что за этим может стоять качественная многозначность. Действительно, если есть философский эйдос (4), то значение денег числовое, но относится к качеству.
Так оно и есть на самом деле. Если мы возьмем экономику, то независимо от того, берем ли мы тонну угля, литр спирта, погонный метр ткани - все они для экономики выражаются в национальной валюте - в рублях.
Поэтому деньги, как знак, исторически неся на себе функцию универсального товара для обмена, стали универсальной нормой учета общечеловеческих ценностей различного рода.
***
Википедия: "Деньги — специфический товар (http://ru.wikipedia.org/wiki/Товар), который является универсальным эквивалентом стоимости (http://ru.wikipedia.org/wiki/Стоиомсть) других товаров или услуг".
Но мы хотим понять деньги исходя из телеологии. Тогда "знак" (5), как сущность семиотического эйдоса, несет в себе определенную норму (6) в смысле телеологии. С философской точки зрения:
сущность денег - это знак социальной нормы человеческого существования, отражающий наличие в социуме и Природе качественного многообразия реальных возможностей для его выживания, и применимый к любым элементам {4} социальных отношений.
В телеологическом аспекте символ денег несет в себе отклонение, в котором должно измениться социальная денежная норма элемента социальных отношений (например, из-за изменения спроса и предложения). А категория обозначает знак (плюс или минус) отклонения и величину несоответствия внешних условий целям выживания эйдоса.
Тогда знаковый концепт денег: приведение системы к качественно-количественной динамической гармонии {3}. В общепринятых представлениях, этим занимается рыночная экономика.
Заключение
1. Целенаправленность, как тип поведения, отражается эйдосом (6), который носит кибернетический аспект и практически должен осуществляться в семиотической системе. Семиотика через Логос позволяет ввести упорядочивание в Хаос с целью конструктивности и организованности.
2. Оптимальная конструктивность и организованность достигается, если категории избыточности и недостаточности уравновешены. Этот момент динамической гармонии {3} является критерием Здоровья системы.
3. Цель общества - поддерживать динамическую гармонию (Здоровье).
4. В соответствии с эйдосом социума:
мотивы – человек – деятельность – институты – отношения,
сущностью эйдоса является человек. Он же главный ее актор, который через свою деятельность посредством общественных институтов (администраций, фабрик, парламента, судов, ....) устанавливает социальные отношения.
Императив телеологии (выживания) возрождает тезис Протагора: "Человек есть мера всех вещей". В том смысле, что он формирует, и его формируют общественные нормы. (Изменяя себя - изменяем Мир, изменяя Мир - изменяем себя).
Здоровье общества - в его социальных институтах, которые на всех уровнях должны быть динамично гармоничными: от взаимоотношений сотрудников до межотраслевых взаимоотношений. О Здоровье общества кроме него самого заботиться некому.
5. Управление (в телеологическом аспекте) - качественное и количественное изменение частей целого с целью его динамической гармонии. Процесс этот циклический, поскольку окружающая среда любой системы всегда изменяется. Конечной целью любого управления является Здоровье системы.
Список литературы
Сахно В.А. Антиномия и ортономия, 15.09.2012, http://sahno.trinitas.pro/2012/09/15/anti-i-orto/
Сахно В.А. Поток как базовый онтологический "элемент". 20.08.2012, http://sahno.trinitas.pro/2012/08/20/potok-kak-element/
Сахно В.А. Эйдетическая логика, 01.04.2012.
Хазен А.М., "Разум природы и разум человека". М. 2000.
Сахно В.А. Опыт Прошлого и Знание Будущего, 29.09.2012, http://sahno.trinitas.pro/2012/09/29/opyit-i-znanie/
Сахно В.А. Эйдос как универсальный "шаблон единого языка", 12.11.2011.
Сахно В.А. Мир как Текст // "Академия Тринитаризма", 17.06.2012.
Игамбердиев А.У., Логика организации живых систем,
Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1995. - 152 с.
Шушарин А.С. Полилогия современного мира, М.: "Мысль", 2004.
Сахно В.А. Первопринципы А.Ф. Лосева (Бытие, Небытие, Инобытие) в современной трактовке эйдоса, 05.09.2012.
Примечания
{1} Хазен А.М. [4]:
"Что такое – хаос? Дана система из многих элементов. Эти элементы обладают заданными свойствами и могут равновероятно случайно изменять своё состояние. Изменение состояния любого из элементов не зависит от изменений для остальных. Состояние элементов такой системы есть хаос".
{2}Гераклит Эфесский, http://ru.wikipedia.org/wiki/Гераклит_Эфесский
{3} В самом простейшем представлении под динамической гармонией потоковых систем следует понимать установление такого состояния системы, когда для любых выделенных подсистем выполняется единое отношение (один коэффициент) полученной мощности к произведенной мощности подсистемы. Подробнее: (Сахно В.А. Динамическая гармония, 19.03.2011, http://sahno.trinitas.pro/2011/03/19/dinamicheskaya-garmoniya/)
{4} Под любыми элементами социальных отношений понимаются не только, к примеру, товары, но и сам человек. Это ни в коем случае не должно звучать пошло. Пошлость в денежный знак вносит его частный "приватизационный" характер. В то время как деньги символизируют, в первую очередь, общественный характер отношений.
Можно это выразить проще: каждый труженик стоит ровно столько, за сколько его трудовые услуги и изделия готово купить общество. В этом плане, собственность играет только инструментальную роль, за владение которой никто платить не готов. А вот за организацию рабочих мест, за продвижение технологий, за все, что имеет характер потока, приносящий Здоровье обществу - всегда по факту, оцениваемому самим обществом (например, его экспертными советами).