Смекни!
smekni.com

Кобу-дзюцу порождение кодекса Бусидо (стр. 3 из 5)

«Рукопашный бой». Наконец, к последнему разделу кобу-дзюцу относится работа «голыми» руками, либо же применением простых и подручных средств. В мире современных боевых искусств, в равной степени, как и в кобу-дзюцу, данное единоборство имеет название дзю-дзюцу (искусство гибкости) и в настоящее время является основополагающей дисциплиной для обучения. В период же существования самурайского сословия, дзю-дзюцу практиковалось во всех школах без исключения, но всегда носило вспомогательный характер, в силу того, что холодное и деревянное оружие более надёжное в случаях смертельных поединков.

Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды рукопашного боя в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрой куми-ути» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI—XV века16. Точную историю их возникновения проследить сложно, но, как правило, версий специалисты выделяют всего три. Первая версия17, она же самая распространённая, приписывает исход дзю-дзюцу из южно-китайских стилей ушу. Известно даже имя китайского «отца» искусства гибкости — ?. По преданию он прибыл на японский архипелаг по приглашению одного из знатных даймё (дворянина), при котором служил долгие годы личным лекарем. И собственно оставил после себя знания о китайских боевых искусствах. Вторая18, менее популярная версия гласит, что основателем дзю-дзюцу был самурай ?, живший в период XV-XVI столетия и возглавлявший личную гвардию императорского дома. Третья19, и особо любимая поклонниками современного джиу-джитсу (европейский вариант прочтения термина дзю-дзюцу) версия, указывает на японского врача ?, который по легенде учился «азам врачевания» на территории Китая. Параллельно ? изучил базовую технику местных мастеров ушу, и в дальнейшем прибыв обратно в Японию, вывел из неё свою систему. «Любовь» же к этой версии последователями дзю-дзюцу, объясняется красивой легендой объясняющей основной принцип искусства гибкости: «…? прогуливаясь по зимнему саду, обратил внимание, что ветка ивы под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его, а могучий дуб оказывается поверженным, не выдержав большого веса…»20.

Таким образом, ранняя история дзю-дзюцу имеет в большей степени полулегендарный характер и обретает исторические доказательства уже в эпоху правления императора Мейдзи. Во-первых, оно стало актуальным вследствие появления в стране «Восходящего солнца» огнестрельного оружия, а во-вторых, реформы того времени привели к запрету использования самураями традиционной катаны. Вследствие этого, теперь уже потомкам самураев, ничего не оставалось, как культивировать приёмы рукопашного боя.

Итак, на основании выше сказанного мы можем сделать вывод. Во-первых, все японские боевые искусства условно можно разделить на две категории: рождённых в период реформаций императора Мейдзи и тех, которые берут своё начало с момента появления самурайского сословия. Именно к последней категории относится кобу-дзюцу, насчитывающее в совокупности триста лет существования. Во-вторых, кобу-дзюцу по своему характеру является синкретичным единоборством, состоящее из нескольких отдельных дисциплин. Это наш взгляд делает кобу-дзюцу уникальным по отношению к другим боевым искусствам, отличающихся узкой направленностью. В-третьих, в таких дисциплинах как кэн-дзюцу и бо-дзюцу, прослеживается зарождение философской составляющей, что делает его интересным для нашего исследования.

ГЛАВА 2:КОДЕКС БУСИДО СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО «БОЕВОГО» И «ДУХОВНОГО» НАЧАЛАКОБУ-ДЗЮЦУ

«Духовные и боевые практики

подобны двум колесам повозки.

Убери одно — и повозка опрокинется».

Одним из следствий образования сословия воинов было оформление специфического мировоззрения военно-служилого дворянства — Бусидо — неписаного кодекса поведения самурая в феодальном обществе, представлявшего собой свод правил и норм «идеального» воина. ? в своей книге ? отмечает, что в средние века невозможно было представить бу-дзюцу без следования нормам Бусидо и считает их духовной основой японских боевых искусств и самурайского образа жизни в целом. С другой стороны ? анализируя, Бусидо через призму дзэн-буддизма считает что: «…кодекс самурайства мёртв без практики (бу-дзюцу). Также как мертва любая религия, выдвигающая свои постулаты только в теории»21. На наш же взгляд мнение ? говорит о том, что в Бусидо «боевая» составляющая параллельно сосуществует с «духовной».

Таким образом, можно утверждать, что все бу-дзюцу образованные до периода реформаций Мейдзи так или иначе обладают набором моральных установок, духовных практик и религиозных обрядов. Конечно же, объект нашего исследования, тоже не остался в стороне и более того сохранил свои религиозные традиции по сей день. Поэтому рассматривая сущность Бусидо в отношении японских боевых искусств, в целом, всё выведенное, применительно и к кобу-дзюцу.

Бусидо, первоначально трактовалось как «путь коня и лука», но впоследствии стало означать «путь воина» («буси» — воин, самурай и «до» — путь, учение). Кроме того у ?, слово «до» переводится еще и как «долг», «мораль»22, что имеет соответствие с классической философской традицией Китая, где понятие дао-дэ (путь) является некой этической нормой23. Таким образом, Бусидо может пониматься как «самурайская мораль», или «морально-этический» кодекс.

Бусидо касалось отношения самураев к социальной феодальной общности, к людям того или иного класса, к государству. Содержание кодекса вышло за рамки прежних традиций родоплеменного общества, и как пишет ?: «…включив в себя догмы буддизма и конфуцианства, стало иметь в своей основе новые нормы поведения»24.

Это наводит на мысль, что постепенно развиваясь, Бусидо превратилось в моральный кодекс воинов, являющийся в то же время преимущественной частью различных религиозных учений, а также становилось областью философского знания и предметом этики. Будучи слитым, воедино с восточной философией, оно носило характер практического нравоучения, так как самураи считали его методом совершенствования психической и физической гигиены. «Самурайская мораль» нравственно осмысляла, философское мироучение в целом и было призвана научить самурая «правильной жизни» в феодальном японском обществе. Оно совмещало в себе теорию бытия и изучение психики человека, решало вопросы, связанные с понятием сущности индивидуума, его роли в окружающем мире, смысла жизни, добра и зла, нравственных ценностей и нравственного идеала.

В литературе посвященной японской культуре25мы зачастую встречаем утверждение, что самурай, воспитанный в духе Бусидо, должен был четко осознавать свой моральный долг, и в частности свои личные обязанности по отношению к сюзерену. Но по нашему мнению его обязанностью было также, самостоятельная оценка своих действий и поступков, моральное осуждение себя в случае неправильных действий, нарушения своих обязанностей и долга. Таковое моральное самоосуждение, как правило, влекло за собой самоубийство, совершавшееся по определенному ритуалу путем сэппуку (вспарывания живота), так: «…благородный муж смывал кровью бесчестье, позорящее его...»26.

Бусидо как способ регулирования поведения воина, не опиралось непосредственно ни на какие специальные учреждения, принуждавшие к соблюдению моральных норм, а основывалось на силе убеждения, общественного мнения, примера, воспитания, традиций и силе нравственного авторитета отдельных лиц, отмеченных в средневековой истории Японии. Принципы Бусидо не были объединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературном памятнике феодальных времен, однако нашли свое отражение в легендах27 и повестях28 прошлого, рассказывающих о верности вассала своему феодалу, о презрении к смерти, мужестве и стойкости самураев. На наш взгляд «морально-этический» кодекс даже нельзя назвать учением в прямом смысле, это, скорее, одна из форм выражения феодальной идеологии, ее основные положения и принципы, развивавшиеся из поколения в поколение в течение длительного времени.

«Самурайская мораль» сформировалась в общих чертах одновременно с системой сёгуната, однако основы ее существовали задолго до этого времени. ? выделяет в качестве основных источников Бусидо буддизм и синтоизм, а также учения Кун Фу-цзы (Конфуция) и Мэн-цзы. И действительно, буддизм, и конфуцианство пришедшие в Японию из Китая вместе с его феодальной культурой, имели большой успех у аристократии и быстро распространились среди самурайства. А то, чего недоставало самураям в канонах вышеперечисленных конфессий, в изобилии давало синто.

Наиболее важными доктринами, которые Бусидо почерпнуло из синтоизма — древней политеистической религии японцев, представлявшей собой сочетание культа природы, предков примитивного анимизма и веры в магию, — были любовь к природе, предкам, духам природы и предков, к стране и государю. Заимствования из синто, которые воспринял «морально-этический» кодекс, были объединены в два понятия: патриотизма29 и «верноподданничества»30.

Особенно сильное влияние на Бусидо оказал буддизм направления Махаяна, проникший в Японию в конце VI века. Многие школы буддизма наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев, но при этом самой популярной среди них стала Дзэн31. Именно монахи дзэн-буддизма внесли значительный вклад в дело развития Бусидо. Созвучие мировоззрения господствующего класса Японии (особенно сословия воинов) с положениями дзэн-буддизма, позволили использовать данную школу в качестве религиозно-философской основы этических наставлений самурайства. Так, например, «самурайская мораль» восприняло из Дзэн идею строгого самоконтроля32. Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались наиболее ценными качествами характера самурая. В непосредственной связи с Бусидо стоял также дзадзэн33 (сидячая медитация), вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти, которые рассматривались как нечто положительное и великое, как мужественное вхождение в состояние мусин (небытие).