Смекни!
smekni.com

Нагорная проповедь - перифраз стоической философии? (стр. 2 из 3)

"Обладающие истиной, вы – свет миру", ибо истина подобна свету для ума. Как великий Город богов и людей (Космос) открыт умственному взору, так и ваш свет не укроется от имеющего очи духовные.

"Неприкровенная истина пребывает горе". "...Постараемся достигнуть того, чтобы наше расположение (т.е. расположение нашего Ведущего) не оставалось скрытым, но обнаруживалось вовне и появлялось на свет" (Сенека). Да видят люди вашу добродетель, к прославлению Отца Небесного, законам которого вы следуете. Ибо "не для того мы одарены жизнию на земле, чтобы нарушить законы Космоса, подобно восставшим Титанам, но для того, чтобы исполнить их, сознавая себя частью Целого, – для чего и дан нам Разум, способный к постижению божественного Промысла".

"Прейдёт род человеческий, прейдёт земля, подвластные своему жребию, но "ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона", которому подчиняется неизменный ход небесных светил, увлекая за собою всех насельников земли к новым рождениям".

"И потому тот, кто живёт в согласии с разумно постигнутыми законами Космоса, не пренебрегая и ничтожными на неразумный взгляд вещами, он может почитаться доблестным подданным Небесного Царя; тот же, кто нарушает иные из законов Целого, следуя своим необузданным желаниям, справедливо почитается скверным гражданином Великого Города".

"Вот почему древние принимают за правило, что следует стремиться не к приятнейшей жизни, а к праведной" (Сенека), полагая недостаточным лишь внешнее соблюдение законов государства, ибо

"Вы слышали, что сказано древним: "не убивай; кто же убьёт, подлежит суду"

Древние же говорят нам, "что всякий гневающийся на брата своего подлежит суду", "так как мы (стоики) всё относим к душе" (обо всём судим по расположению души) (Сенека).

"Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй".

Древние же говорят нам, что "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём". Как сказал Овидий, "не отдавшаяся только потому, что не позволено, в сущности, отдалась."

"Ещё слышали вы, что сказано древним: "не преступай клятвы".

Древние же говорят нам: не клянись вовсе, но "Живи, будто на горе, потому что всё едино: там ли, здесь ли, раз уж повсюду город-мир" (Марк Аврелий). И отовсюду ты виден Богу, и повсюду одни законы единого Космоса. И если ты настроен на то, чтобы соблюдать их, в чём тебе клясться?

"И если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, пойди, прежде примирись с братом своим", и этим принеси богам дар мира, подобающий людям, как разумным. Ибо распря присуща неразумным существам, и они "наказывают друг друга за несправедливость"; разумные же существа, могущие знать закон, не имеют причины для ссоры. "У разумного человека не может быть ни одного случая для ссоры. Он всегда заранее готов получить ещё большие неприятности, чем те, которые люди ему делают" (Эпиктет).

"Мирись с соперником твоим скорее..."

Ибо "не надобно подстрекать душу к тяжбам и раздорам: она и сама по себе стремится к этому. Насколько возможно, будем препятствовать и устранять от взыскательного человека поводы к тяжбе." (Сенека)

"И если члены твоего тела соблазняют тебя к распре, то мудрецы учат, что даже отсечение оных членов не может служить поводом к нарушению мира с братьями твоими, детьми Отца Зевса".

– Вы меня приговорили к смерти,- скажет такой человек,- если вы хотите отрубить мне голову сейчас же, так пойдёмте, я готов.

- И ты спокойно пойдёшь на казнь?- спросят его.

- Совершенно спокойно! - ответит он,- как подобает человеку, отдавшему то, что ему не принадлежит" (Эпиктет).

"Изо всего того, что Бог предоставил нам в этой жизни, Он одну часть отдал в наше полное распоряжение: она составляет нашу собственность (это расположение нашего Ведущего); другая же часть находится вне нашей власти, так сказать не принадлежит нам: всё, что другие люди могут связать, изнасиловать, отнять у нас, не принадлежит нам: а всё то, чему никто и ничто не может помешать или повредить, составляет нашу собственность. И Бог по Своей благости дал нам в нашу собственность как раз то, что есть настоящее Благо. Он поступил с нами как добрый Отец. /.../ Тело моё могут взять, но дух мой свободен". (Эпиктет)

"Не противься злому..."

Ибо и "злое" выполняет свою роль и занимает своё место в Гармонии Целого. "Злое" оно лишь потому, что ты признаёшь его за таковое. Зло злого остаётся при нём и не может повлиять на расположение твоего Ведущего. "Проступок другого надо оставить там" (М.Аврелий). "Зло" может нанести ущерб лишь внешнему, тому, что не принадлежит тебе по истине, - но и тогда его нельзя признать за зло, ибо ничто происходящее с тобой не может выйти за рамки человеческой природы, и потому - естественно, и значит, может быть перенесено спокойно. "Всё в превращении, и сам ты в вечном изменении, и в каком-нибудь отношении да гибнешь. И весь мир так". (М. Аврелий)

"И кто захочет взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду".

"Надо отрешиться от всего, что нам не принадлежит... Тогда не понадобится нам уничтожать людское насилие насилием" (Эпиктет).

"И если кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и левую",

ибо "ты должен жалеть тех, кто тебя бьёт, потому что, как учитель истины, ты – отец и брат всех людей" (Эпиктет).

"Просящему у тебя дай..., и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два".

"Питтак, оскорблённый одним человеком мог наказать его, но отпустил со словами: "прощение - лучше мщения".

"Кто из нас не удивляется поступку спартанца Ликурга! Когда один из молодых граждан выколол ему глаз, народ выдал виновного, чтобы Ликург мог наказать его по своему усмотрению; но он отказался от этого. Он занялся воспитанием его и сделал из него честного гражданина..."

"Делись своим добром со странником и неимущим..." (Эпиктет) "Когда морского разбойника буря выбросила с кораблём на берег, один человек одел его, привёл к себе в дом и дал ему всё, в чём тот нуждался. В его лице я оказал благодеяние не человеку, а человечеству"– отвечал он на упрёк в том, что он сделал добро злодею" (Эпиктет).

"Вы слышали, что сказано древним: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А я говорю вам: "любите врагов ваших..."

"Когда Эпиктета спросили, чем можно мстить своему врагу, он отвечал: "Стараться сделать ему как можно больше добра".

"Да будете сынами Отца вашего Небесного",

ибо "как добрый конюх задаёт корму не одним только смирным лошадям, не морит голодом беспокойных из них, напротив, кормит одинаково и тех и других..." (Эпиктет), "Так и Бог иные блага свои даровал всему роду человеческому. Ибо ведь не могло быть того, чтобы ветер был благоприятен людям добрым и противен злым. Нельзя было определить закона выпадения дождей таким образом, чтобы они не орошали полей, принадлежащих злым и бесчестным людям. Правосудие оказывается и вору; спокойствием (миром) пользуются и убийцы. Никто не уничтожил составления полезных лекарств, чтобы ими не врачевались люди недостойные" (Сенека).

"Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный, ибо добродетель состоит в подражании и повиновении Богу, "Мы родились в монархическом государстве (имеется в виду Космос как государство богов и людей): в повиновении Богу и состоит наша свобода. ...Поборник добродетели будет помнить древнюю заповедь: "Повинуйся Богу" (Сенека). "Разве не безрассудство обнаруживает тот, кто скорбит по поводу несчастья или удивляется и возмущается испытаниями, выпадающими на долю как хорошим, так и дурным людям?" "Мы должны с достоинством встречать всё, что нам суждено претерпевать в силу всеобщей закономерности бытия и не смущаться неизбежными для нас явлениями. А разве не безумие позволять себя влечь, а не следовать добровольно?" (Сенека). "Потому нам следует приветствовать и тех, кто несовершен, как и Отец приветствует их своими неоценимыми дарами".

"Не совершайте благодеяний с тем, чтобы получить похвалу от людей, ибо благодеяние в себе имеет свою награду, как причастное абсолютному Благу. Если же вы примесите к нему благо низшего порядка в виде славы или пользы, или удовольствия, то вы обесцените своё благодеяние, ибо оно не будет уже (в таком случае) уподоблением Отцу".

"Благодеяние представляет общие узы и связывает между собою двоих людей". И свидетели этих уз – боги. "Когда Платон переправился на судне через реку, и перевозчик ничего не потребовал с него, то, считая это сделанным в честь свою, он сказал, что у того (перевозчика) остался долг за Платоном. Когда же перевозчик с таким же усердием стал перевозить даром и того и другого, и третьего, то он (Платон) уже сказал, что за Платоном не осталось никакого долга. Ведь для того, чтобы я был тебе чем-нибудь обязан, тебе следует не только что-нибудь сделать для меня, но и сделать это так, чтобы это было именно "для меня". (Сенека)

"Кто делает своё благодеяние втайне, тот делает своими должниками богов".

"А молясь, не говорите лишнего...",

ибо "чтобы взойти солнцу нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях; нет, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем" (Эпиктет).

Но "подумайте лучше о том, сколько благ даровал нам Отец наш" (Сенека). И молитесь так, как молились древние, молитва коих приведена у Катона: "Отец Марс, во имя этого же будь славен вот этим жертвоприношением..."

"Невозможно одновременно служить двум господам..."

"Невозможно одновременно стремиться к добродетели и к пользе или удовольствию"; "только нравственное может быть частью нравственного" (Сенека). Все прочие блага "сказываются последствиями высшего блага, но не его составными частями". "Разве человек может повиноваться Богу, спокойно относиться ко всем событиям, не роптать на судьбу и благодушно истолковывать превратности своей жизни, если он чувствителен к малейшему влиянию удовольствия и страдания, прибытка или потери?