Смекни!
smekni.com

Тело человека и проблема биотехнологий (стр. 4 из 4)

Многие современные мыслители считают, что пластичность человека практически бесконечна: человек может быть сформирован любой социокультурной средой, в которой произвольно берутся характеристики, доминирующие при формировании субъекта. На данный момент процесс конструирования человека имеет некоторые пределы: нельзя не учитывать глубоко укорененные природные инстинкты и модели поведения, которые восстают против «планов социальной инженерии»; но в современном мире биологически заданное — это не предопределение, это то, что подлежит изменению и контролю. Появляются новые средства для контроля над индивидом, меняется понимание личности и идентичности человека, перерождаются существующие социальные иерархии, что приводит к изменению материального, интеллектуального и политического развития общества.

Человек охотно готов применять технологии для изменения самого себя. Люди научились модифицировать не только общественную жизнь, ценности и поведение человека, но и переделывать части своего тела. Это привело в конечном счете к формированию человека по «социальному заказу», созданию младенцев по «индивидуальному желанию», производству тела по «цивилизованным стандартам». У человека в социокультурном пространстве есть огромный диапазон возможностей выбора своего конструирования. Возникает вопрос: насколько новые возможности совместимы с природным потенциалом человека?

Стремление к совершенству — двигатель прогресса на протяжении всей истории человечества. По мнению многих ученых, поиск усовершенствования самих себя не ставит под сомнение нашу человечность, он ее подтверждает. С другой стороны, биологическое совершенствование в искусственной среде усиливает социальную несправедливость, большинство технических инноваций не только не уравнивает шансы на счастливое будущее, наоборот, все шансы оказываются в руках избранных. Однако ученые осторожны в своих оценках. Кроме того, в ходе экспериментов над преобразованием тела человека с помощью искусственных препаратов обнаружились некоторые побочные эффекты: повышенное нервное возбуждение, уменьшение полового влечения, эпилептические припадки, обострение хронических заболеваний.

Останется ли человек тем существом, которым он был на протяжении долгого времени? По мнению Фрэнсиса Фукуямы, следующая стадия эволюции — это постчеловеческое будущее. Многие люди настроены оптимистично, считая, что в ближайшей перспективе можно построить общество, в котором будет жить свободный, равный, процветающий, заботливый, сочувствующий человек с более высоким уровнем интеллекта, большей продолжительностью жизни, с новыми физическими возможностями. Постчеловеческое общество — это мир, где каждый получает то, что желает.

Однако нельзя забывать, что вся история развития человека связана с риском. Изменения в обществе происходят активно и быстро. Результаты могут быть как положительными, так и отрицательными. Постчеловеческий мир может оказаться куда более иерархичным и конкурентным, чем наш сегодняшний, а потому полным социальных конфликтов. Социальные элиты будут сознательно передавать своим детям не только социальные преимущества, но и врожденные. Технологические возможности биомедицинского усовершенствования изменят стандарты телесной красоты, эталоны чувственности и эмоциональности, нормы интеллектуальных способностей человека, усилят «положительные черты характера», такие, как трудолюбие, терпение и сила воли. Будущий мир — это мир, в котором может быть утрачено понятие «человеческое», потому что человек переконструирует свои гены, свое тело, свой мозг так, что сам перестанет называть себя человеком.

Одно остается неизменным: стремление человека к постижению самого себя, своих возможностей, своих пределов. Человеческое бытие — это бытие особого рода. Подход, объединяющий гуманитарное и естественно-научное направления, связан с проблемами обобщения и осмысления прежде разрозненного знания о человеке. Ситуация в которой оказался индивид, живущий на рубеже XX–XXI вв., была предсказана М. Шелером, когда он утверждал, что он есть, но он знает и о том, что он этого не знает. Путь человека проблематичен, его природа биосоциальна (био-социо-культурна). Человек рождается как биологическое существо. Основная функция любой биосистемы — это адаптация, приспособление к изменяющимся условиям существования. Человек как биологический индивид является представителем вида Homo sapiens. Без его соответствия биологической норме этого вида невозможна успешная социализация ни в филогенезе, ни в онтогенезе. Второе рождение человека есть результат социализации. На этом уровне человек представлен как личность, как субъект общественных отношений, как деятельное существо. Третье рождение происходит тогда, когда человек осознает себя в качестве уникального, неповторимого, мечтающего и свободного творца своей жизни. Целостный человек — здоровый биологический индивид, ответственный и надежный член социума, устремленный к самоценной духовности. Природа человеческой целостности — понятие многокачественное и многоуровневое. Отсюда и многообразие подходов и методов к ее изучению.

Список литературы

1 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 34.

2 Плеснер. Х. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 134.

3 Азаренко С. А. Сообщество тела. М., 2007. С. 55.

4 Foucault M. Questions on Geography // Foucault M. Power / Knowledge: Selected Interviews and Other Writings 1972–1977 / Ed. С. Gordon. N. Y., 1980. P. 68.

5 Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993. С. 289.

6 Азаренко С. А. Сообщество тела. С. 73.

7 Чертов Л. Ф. От герменевтики телесности к семиотике визуально-пространственных кодов // Логос живого и герменевтика телесности. М., 2005. С. 637.

8 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. С. 257.

9 Круткин В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. 1997. № 4. С. 147.

10 Азаренко С. А. Сообщество тела. М., 2007. С. 25.

11 Там же. С. 38.

12 Rosi Braidotti. Nomadic Subjects: Embodiment and Sexual Difference in Contemporary Feminist Theory. N. Y., 1994. Р. 1–2, 15–36.

13 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. С. 280.

14 Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. М., 2004. С. 244.

15 Там же. С. 29.