Смекни!
smekni.com

Тело человека и проблема биотехнологий (стр. 1 из 4)

В. А. Ерофеева

Анализируя социальные, культурные, антропологические проблемы, необходимо обратить внимание на развитие научной мысли. За последние два столетия научно-технические достижения радикально изменили облик человеческого общества. Наука создает новую среду для бытия человека. «Как и искусство, — пишет Мартин Хайдеггер, — наука не есть просто культурное занятие человека. Наука — способ, притом решающий, каким для нас предстает то, что есть. Мы должны поэтому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой» 1 . Новейшие информационные технологии позволили человечеству приумножить и сохранить знания, накопленные веками. Это способствовало тому, что границы человеческого влияния на природу, общество и самого себя изменились. С одной стороны, выявились конструктивные перспективы науки и основанной на ней техники. С другой стороны, проявились отрицательные результаты цивилизации технологического типа: угроза глобального экологического кризиса, истощение природных ресурсов и загрязнение почвы, ухудшение состояния урбанизированных территорий, резкое увеличение числа локальных военных конфликтов, распространение раковых заболеваний и инфекционных эпидемий.

Современные ученые (антропологи, психологи, социологи, биологи, физики и т. д.), анализируя перспективы развития человека как биологического вида, выделяют два подхода к освещению этой проблемы. Первый исходит из того, что радикальные перемены во внешней среде (изменение радиоактивного фона, состава воздуха и питания, усиление жесткого космического излучения в связи с ослаблением озонового слоя) приведут к усилению мутации организма человека и антропологическому разнообразию, а также к формированию нового облика индивида, иного вида Homo sapiens. Второй подход основывается на том, что человек не является завершающим звеном в эволюционной цепочке на планете Земля. Кризисные явления в развитии Homo sapiens со временем приведут к гибели этого биологического вида.

С точки зрения естественных наук (биологии, физиологии, медицины, биохимии и т. д.) человек — это биологический продукт, включенный во всеобщую систему эволюции. Люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Поведение животного представляет собой одну из форм функционирования его организма (тела). Именно структура организма детерминирует потребности животных и программы их поведения. Всякое животное рождается на свет с данным ему от природы богатым набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к первоначальным и известным условиям обитания, хотя это и ограничивает варианты видового поведения. Иначе обстоит дело с человеком.

В современных антропологических, этнографических и социальных теориях одно из определений культуры — это нормативно-приемлемое программирование поведения человека. Ученые разных направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с детства осваивается человеческим индивидом, играет решающую роль в развитии человека. Культура признается исходным отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для Homo sapiens. Культура базируется не на функциональной дифференциации потребностей и стимулов человеческого организма, а на единстве культурных законов как «сверх-природной» нормативно-ценностной системы, регулирующей индивидуальное поведение. Наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных особей. Культура — это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение ценности, нормы, установки, правила, взаимосвязи индивидов.

Вместе с тем с точки зрения культурной антропологии культура имеет для человека адаптивное значение, она способствует его приспособлению к внешнему природному окружению. Одна из первых попыток выработать комплексный подход, учитывающий и биологическую, и культурную составляющую жизни человека, была предпринята философской антропологией. По мнению философов этого направления (М. Шелер, А. Портман, Х. Плеснер, А. Гелен), человек является «больным животным», «незавершенным существом», «дезертиром жизни». Человек — недостаточное с природной точки зрения существо, лишенное надежных инстинктов, предоставленное неопределенной полноте открытого мира. Лишь целенаправленное, деятельное изменение человеком этого мира в пространство, пригодное для жизни, делает возможным само существование человеческого рода как доминирующего среди остальных живых существ. В естественных природных условиях человек, если его рассматривать с точки зрения биологической, был бы уже давно истреблен, живя на земле среди самых ловких пугливых животных и самых опасных хищников.

Человеческое тело, в рамках философской антропологии, это не просто механическое соединение костей, мышц и клеток, не обладающее каким-либо духовным наполнением, не анатомический объект, а органическое единство чувственного и интеллектуального начал, возникающее через интеграцию природной среды и социокультурного мира. Однако антропологический подход в философии имеет свои недостатки. Для философов этой школы человек — живое существо, потерявшее свою «непосредственность», естественность, раскованность и утратившее природное равновесие. «Поэтому по природе, по самой форме своего существования он искусственен» 2 . Он вынужден строить социокультурное пространство для того, чтобы стать полноценным существом, т. е. сам по себе оказывается неполноценным. Однако мы видим, что на самом деле социально-культурная жизнь человека характеризуется «избыточностью», а не недостатком.

Процесс изменения в природе имеет свои пределы. То, что природа оставляет несовершенным, совершенствует культура. Там, где природа исчерпывает свой потенциал, человек, как «венец природы», продолжает трансформацию на культурном уровне. «Окультуренное и овеществленное тело» есть тело «дополненное». К его изначальным данным и характеристикам прибавляются свойства и качества, которые порождены спецификой социокультурной среды, определяющей условия существования, характер осмысления, принципы использования и преобразования человеческого тела.

Рассмотрим основные характеристики человеческого тела. Во-первых, из-за вмешательства человека само природное пространство невозможно без присутствия человеческого тела, благодаря которому среда «очеловечивается и окультуривается». «Человек несводим к “разуму”, “сознанию”, “субъекту”, человек — социальное существо, и потому его тело — это не просто физическое тело, но и тело, наделенное определенными навыками и умениями, которые он получает от социальности» 3 . Когда речь идет о теле как о продукте культуры, то надо помнить и о культурном преобразовании пространства, о тесной взаимосвязи человеческого тела и окружающего его мира. «Тело всегда вписано в территориальные коды культуры, являясь производной от способов культурного освоения территорий» 4 . Всякое современное пространство — это продукт культурной экспансии. «Окультуренное пространство» в эпоху научного и технического прогресса требует пребывания в нем «окультуренного тела», оснащенного огромным арсеналом технических средств и машин, символических и знаковых структур. Тело человека трансформируется в инструмент и необходимый предмет социокультурного пространства. Социальная и культурная жизнь является обязательным условием раскрытия человеческих возможностей; это единственный способ собственно «человеческой» жизни.

«Окультуренное тело» предполагает вокруг себя множество сложных технических объектов (бытовая техника, мебель, спортивное и игровое оборудование, предметы роскоши), изобилие вещей на себе (одежда, обувь, различные аксессуары), наличие медицинских устройств внутри организма человека (зубные пломбы, металлические скобы, искусственные органы, протезы) или физиотерапия, лекарства, гомеопатические препараты, биологически активные добавки и многое другое. Тело переросло свои прежние границы, и внешний мир становится непосредственным продолжением человеческого тела. «Через свое тело, через тело массы, через одежду, через пищу человек сливается с природой, с телом мира, т. е. границу тела провести трудно. Оно плавно переходит в космос» 5 .

Всю предметную среду социокультурного мира можно рассматривать как результат вынесения во внешнее пространство функций правой (специализирующейся на активных действиях) и левой (выступающей в роли дополнительного помощника в действии) рук, глаз, ног. Искусственно преобразованная среда приобретает антропоморфные черты за счет того, что включается в деятельность человека в качестве продолжения его естественных органов. «Продолженная кожа превращается в одежду, рука — в оружие или инструмент, нога — в колесо, все тело — в дом, а продолженная нерв-ная система — в электронные сети» 6 . Антропоморфный характер преобразованной человеком среды проявляется в уподоблении его телу искусственно создаваемых предметов по форме, пропорциям, масштабам и т. д. Ближайшим образом тело человека воспроизводится в его одежде, которая может акцентировать одни его части и нивелировать другие. С его формой и размерами соотнесены так или иначе мебель, посуда, рабочие инструменты. «Каждый такой предмет рассчитан на непосредственный контакт с человеком и прилажен к соответствующим формам его тела: рукоятка приспособлена к ладони, спинка кресла — к изгибу туловища» 7 . Архитектурные сооружения, градостроительные структуры воспроизводят некоторые обобщенные свойства человеческого тела: его вертикальную ориентацию, симметричное строение (верх — низ, лево — право, вперед — назад). В свою очередь, искусственно созданный предметный мир формирует особое человеческое тело.

Научный багаж о теле как о биологическом объекте все более совершенствуется. Социальное знание о человеке также меняется как по форме, так и по содержанию. Взаимодействие биологического с социальным в рамках телесности приводит к тому, что активная преобразовательная деятельность человека направлена не только на внешний мир, но и на самого себя. Для того чтобы разграничить тело как природный, физический объект и тело как социокультурное явление, мы будем использовать понятие «социальное тело». Введение этого понятия позволяет проанализировать не столько индивидуальные, сколько социальные черты и особенности тела человека. «Социальное тело» — это результат взаимодействия индивида с социальной многоструктурной средой, которая влияет на поведение субъекта и его репрезентативные навыки, на его восприятие и конструирование собственного тела, тел других индивидов, на целостный образ окружающего пространства человека. В рамках «социального тела» человек воспринимается как субъект трансформации для осуществления различных моделей, схем, планов социокультурной среды. Проект успешной жизни человека, образ индивидуального тела, «правильная» профессия и модный отдых — все это заранее сформировано и размножено социальной системой. Субъекту предлагается выбор, изначально ограниченный и фиксированный, создающий иллюзию личностного предпочтения, телесного несходства и индивидуального существования. Так, биологическое тело, в чем-то спонтанное и непредсказуемое, подчинило себя образу жизни электронной и компьютеризованной вещи, становясь «послушным», «ежедневно соблюдающим дисциплину объектом» 8 . Естественные телесные потребности человека и удовлетворение повседневных желаний осуществляются через программы и законы, которые создаются и контролируются через дисциплинарные практики культурой и социумом.