Смекни!
smekni.com

Реалити-шоу: медиапродукт индивидуализированного общества (стр. 3 из 3)

То, что уравнивание является внутренне присущим элементом в трансформации интимности, доказывают отношения еще одной пары «Дома-2» — Виктории Карасевой и Руслана Проскурова. Девушка считает, что мужчина должен брать на себя часть традиционных женских обязанностей по приготовлению пищи, уборке дома, уходу за детьми. «Женщина и мужчина должны распределять обязанности пополам!» — заявляет героиня шоу, утверждая «генеральный принцип автономии»: «...Индивиды должны быть свободны и равны в детерминации условий своей собственной жизни; то есть они должны наслаждаться равными правами (и, соответственно, равными возможностями)» 10 . Напоминания Руслана, что Виктория — женщина, поэтому должна брать на себя больше традиционно женских обязанностей, становятся поводом для ссор. Так произошло с участием этой пары и в шоу «Ребенок-робот» (ТНТ), где будущие родители должны ухаживать за механическим младенцем. Виктория уделяла малышу внимания больше, чем Руслан, что ей показалось несправедливым. Виктория воплощает собой тип взрывных, даже истеричных девушек, которые любят ругаться, круша при этом все вокруг. Руслан не отстает: кричит в ответ и оскорбляет свою девушку.

Совершенно другая модель отношений — пара Сэма Селезнева и Насти Дашко. Хотя у них также бывают конфликты, в которых Настя проявляет свой бурный темперамент, Сэм избрал манеру поведения, отличную от манеры Руслана. Он не кричит в ответ, остается невозмутимым, периодически повторяя: «Настенька, успокойся». Настя более покладиста и отходчива, чем Солнце и Виктория, очень быстро мирится с Сэмом: иногда трудно заметить, где ее возмущение переходит в смех. Она хорошая хозяйка, в ее комнате всегда чисто, она откладывает все дела и готовит своему мужчине, когда он голоден, научилась экономить и не жить в долг, как, например, Алена Водонаева и Виктория Карасева, у которых по этому поводу случаются конфликты с их молодыми людьми. Пара демонстрирует более традиционный вариант отношений, в котором женщина берет на себя роль хранительницы семейного очага, а мужчина — роль ее защитника — сильного, хладнокровного, решительного.

Модель романтической любви демонстрирует пара Роман Третьяков и Ольга Бузова. Это не просто любовь компаньонов, связанная со взаимной ответственностью по ведению домашнего хозяйства, основанная на экономических ценностях. Романтическая любовь предполагает тесную и продолжительную эмоциональную связь, «определенную степень самоуглубления в поисках ответа на ряд вопросов. Что я чувствую в отношении другого? Что чувствует другой в отношении меня? Достаточно ли “глубоки” наши чувства, чтобы поддерживать длительную привязанность?» 11 . Такая любовь формулируются в терминах «мы», а не «я». Именно такими мы видим отношения жизнерадостной девятнадцатилетней блондинки, похожей на куклу Барби, и ее лысого возлюбленного «котенка». Ольга любит делать Роману романтические сюрпризы с большим количеством свечей, воздушных шариков, открыток, плюшевых игрушек и ласковых слов. Роман — мужчина практичный, сильный, он играет в их отношениях роль наставника, крепкого тыла, но вместе с тем он нежен, внимателен и даже, если ему надоедает быть романтичным, идет на компромисс ради положительных эмоций любимой.

«Дом-2» не только показывает варианты современных практик близких отношений, но и формирует язык для обсуждения этих отношений. Для выработки такого языка служат специальные ритуалы: тет-а-тет (приватный разговор участника и ведущей о возникающих проблемах и конфликтах, перспективах развития отношений) и стройка (участники высказывают свое мнение о проблемах других пар, о том, как нужно поступать в конкретных случаях, предполагают, чем закончится конфликт и т. д.). Безусловно, владение этим языком очень важно: он выполняет функцию саморегуляции, планирования собственного поведения.

Итак, в индивидуализированном обществе жизнь человека становится «биографическим разрешением системных противоречий», личное, а не социальное становится главным. В соответствии с этим меняется и медиапродукт: СМИ устанавливают уже не только личную повестку дня, касающуюся социальных и политических проблем, но и индивидуальную, частную повестку дня, относящуюся к приватной жизни человека. Проще всего включаются в эту повестку телепрограммы с реальными людьми и типичными ситуациями — реалити-шоу. Сжатые, схематичные, очищенные модели действительности предлагают зрителю разнообразные стереотипные ситуации и образцы поведения людей, и, предлагая подсказки как действовать в разных обстоятельствах, они превращаются в визуальные обучающие программы. Реалити-шоу охватывают все сферы жизни человека (любовь, карьера, здоровье) и обладают огромными ресурсами для формирования базовых социальных ориентиров.

Список литературы

1 Beck U. Risk Society: Towards a New Modernity. L., 1992. Р. 135–137.

2 См.: Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.

3 Там же. С. 257, 62–63.

4 См.: Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999. С. 102.

5 Дондурей Д., Дулерайн А, Петренко Р., Троицкий Д. Реалити-шоу: развитие жанра // Искусство кино. 2005. № 11. С. 113.

6 Дондурей Д., Дулерайн А., Петренко Р., Троицкий Д. Энциклопедия частной жизни // Искусство кино. 2005. № 4. С. 82.

7 См.: Там же. С. 86.

8 См.: Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб., 2004.

9 См.: Там же. С. 36–37.

10 Там же. С. 192.

11 Там же. С. 70.