Подводя итог всему сказанному ранее, можно процитировать В. Д. Губина и Е.Н. Некрасову: «Свобода (а значит и человек. - Д. К. ) погибает либо от зла, либо от принуждения к добру» [23. С. 156]. Первый вариант в большей степени можно отнести к роману «1984» Дж. Оруэлла, второй - к остальным рассмотренным нами текстам. Но и в том, и в другом случае результатом может быть лишь будущее без человека - даже если мы, напротив, стремимся построить такой мир, в котором все были бы счастливы. Не случайно
В. Мэттер отмечает, что, «возможно, единственный способ достичь совершенства состоит в том, чтобы сделать человека меньшим, чем человек. » [30.
151]. Другими словами, достижение идеального общества возможно лишь ценой утраты человеческого в человеке. «Избежать зла и страдания можно лишь ценой отрицания свободы. Тогда мир был бы принудительно добрым и счастливым. Но он лишился бы своего богоподобия», - пишут об этом В. Д. Губин и Е.Н. Некрасова [23. С. 121]. Однако такая цена слишком высока. Представляется, что в этом и состоит предупреждение человечеству авторов антиутопий, увидевших, что современная культура уже содержит в себе предпосылки показанных ими обществ.
ПРИМЕЧАНИЯ
Мы ограничиваемся четырьмя текстами: Е.И. Замятин «Мы», Дж. Оруэлл «1984», О. Хаксли «О дивный новый мир», Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту».
Здесь речь идет в первую очередь о рассмотренных далее романах Дж. Оруэлла, Е.И. Замятина, Р. Брэдбери.
Если интерпретировать, в частности, роман Дж. Оруэлла «1984» только лишь как обличение ужасов террора со стороны тоталитарного государства (что можно увидеть в ряде исследований - см., например, [8, 9]), то невозможно, на наш взгляд, объяснить, почему подавляющее большинство населения Океании не воспринимает свое состояние как рабство. Поэтому представляется, что «1984» Оруэлла в большей степени посвящен проблеме сознания. В этом контексте Оруэлла действительно можно считать феноменологом, уверенным, что любой тоталитаризм - это прежде всего тоталитаризм «языка и мысли, идей разума» [10. С. 13].
Р. Брэдбери и О. Хаксли убедительно показали, что обеспеченность и досуг вполне могут сопровождаться отсутствием мысли, если приложить определенные усилия по созданию необходимой идеологии (об этом далее).
Согласно замыслам партии, сосредоточившей в своих руках власть в Океании, искусство постепенно должно вообще исчезнуть. Член внутренней партии О’Брайен, характеризуя мир будущего, утверждает, что в нем не будет «искусства, литературы, науки» [14. С. 181].
Порой складывается впечатление, что многие «произведения» современной массовой культуры создаются в точности так же.
Ср. наблюдение Р.М. Прислара: «Если кто-либо не знает, что он видит, он не может зачастую понять или вспомнить то, что видел. Уже существующие когнитивные структуры ограничивают возможности усвоения новой информации: без существования структуры, к которой новая информация прикрепляется, нет места для ее хранения» [25. С. 47].
Авторы говорят о дистопии, однако в данном исследовании мы рассматриваем термины «антиутопия» и «дистопия» как синонимы.
Публичность человеческой жизни характерна для всех анализируемых нами антиутопий: в стеклянном мире Единого Государства (роман Е.И. Замятина «Мы») человек почти всегда на виду; в Океании («1984» Дж. Оруэлла) полиция мыслей имеет возможность постоянно следить за каждым посредством специальных технических устройств.
Список литературы
Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. М. : ПЕР СЭ ; СПб. : Университетская книга, 2000. 240 с.
Марсель Г. Онтологическое таинство и конкретное приближение к нему // Трагическая мудрость философии. Избранные работы / пер. с фр.
Г. Тавризян. М. : Изд-во гуманитарной лит-ры, 1995. С. 72-106.
МамардашвилиМ.К. Сознание и цивилизация // Как я понимаю философию. 2-е изд., изм. и доп. М. : Прогресс-Культура, 1992. С. 107-121.
Петрихин А.В. Антиутопия как способ осознания единства цели и различия путей ее достижения гуманизмом и утопией // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2009. Т. 5, № 6. С. 138-141.
Солдатов В.Е., Тузовский И.Д. Социокультурное пространство в антиутопиях: основные черты моделируемого социума // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. № 3 (23). С. 40-49.
Гольман Е.А. Антиутопия как предчувствие. Попытка переосмыслить литературный жанр в контексте Франкфуртской социологической школы // Без темы.2008.№3-4(9). С.55-60. URL:http://beztemy.usu.ru/?base=mag/0009(03-04_2008)&xsln=showArticle.
ФроммЭ.Комментарии к «1984» / пер. с англ.А.Богомольского ; подготовка и проверкаэл.текста О. Даг.[б.и.],2004. URL:
http://www.orwell.ru/library/novels/1984/russian/rnt_ef. Загл. с экрана.
Kampf L. 1984: Why Read It? // The Radical Teacher. 1985. № 28. P. 11-14.
Kellner D. From 1984 to One-Dimensional Man: Critical Reflections on Orwell and Marcuse // Current Perspectives in Social Theory. 1990. № 10. P. 223-252.
Roelofs H.M. George Orwell’s Obscured Utopia // Religion & Literature. 1987. Vol. 19, № 2. P. 11-33.
Хаксли О. О дивный новый мир // О дивный новый мир. Через много лет: романы / пер. с англ. О. Сороки, В. Бабкова ; прим. Т. Шишкиной,
В. Бабкова. СПб. : Амфора, 1999. С. 5-226.
Замятин Е.И. Мы // Мы: роман, рассказы, литературные портреты, эссе. Ставрополь : Ставропольское книжное изд-во, 1990. С. 14-166.
Брэдбери Р. 451° по Фаренгейту: роман // О скитаниях вечных и о Земле / сост. и послесл. В.И. Скурлатова ; вступит. слово В.А. Джанибекова. М. : Правда, 1987. С. 7-152.
Оруэлл Дж.1984 // «1984» и эссе разных лет : пер.с англ. / сост.В.С.Муравьев ; предисл.А.М. Зверева ; коммент.В. А.Чаликовой.М.:
Прогресс, 1989. С. 22-208.
Фалалеева С.С. Психосоматический аспект человеческой природы в произведениях О. Хаксли // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 4 (82). С. 120-126.
Beauchamp G. Of Man’s Last Disobedience: Zamiatin’s «We» and Orwell’s «1984» // Comparative Literature Studies. 1973. Vol. 10, № 4. P. 285
Paden R. Ideology and Anti-Utopia // Contemporary Justice Review. 2006. Vol. 9, № 2. P. 215-228.
Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии / под ред. Ю.П. Сенокосова. М. : Аграф, 1998. 320 с.
Бондаренко И.А. Жизнь сознания: конституирование новой онтологии сознания в культуре XX века. Омск : ОмГУ, 2002. 320 с.
Шишкина С.Г. Язык как инструмент социального воздействия: «Новояз» Джорджа Оруэлла // Известия высших учебных заведений. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Т. 2, № 1. С. 69-72.
Lewis F. Forebears: Orwell & Wescott // The North American Review. 1982. Vol. 267, № 1. P. 59-61.
Burns T. Zamyatin’s We and Postmodernism // Utopian Studies. 2000. Vol. 11, № 1. P. 66-90.
Губин В.Д., НекрасоваЕ.Н. Человек в трех измерениях. М. : РГГУ, 2010. 321 с.
Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М. : Аграф, 2002. 320 с.
PreslarR. M. Yevgeny Zamyatin’s «We»: Forbidden Knowledge and Coercion in Utopia // Soundings. 2008. Vol. 91, № 1-2. P. 33-61.
Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Восстание масс : сб. / пер. с исп. М. : АСТ, 2002. С. 11-207.
Фромм Э. Иметь или быть? // Забытый язык. Иметь или быть? М. : ACT: ACT МОСКВА, 2009. С. 209-430.
Тузовский И.Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий. Челябинск, 2009. 312 с.
Burnett W., Rollin L. Anti-Leisure in Dystopian Fiction: the Literature of Leisure in the Worst of all Possible Worlds // Leisure Studies. 2000. Vol. 19, № 2. P. 77-90.
Matter W.W. The Utopian Tradition and Aldous Huxley // Science Fiction Studies. 1975. Vol. 2, № 2. P. 146-151.