Смекни!
smekni.com

Валютное право (стр. 15 из 33)

В частности, с точки зрения цивилистики валютные огра­ничения представляют собой ограничения права распоряже­ния валютными ценностями. Анализ законодательства РФ по­казывает, что валютные ценности относятся к ограниченно обороноспособным объектам. Гражданское законодательст­во РФ содержит общую предпосылку для специального зако­нодательного ограничения распоряжения валютными ценно­стями. Согласно п. 2 ст. 140 и ст. 141 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на террито­рии РФ определяются законом или в установленном им по­рядке, а виды имущества, признаваемого валютными ценно­стями, и порядок совершения сделок с ними определяются за­коном о валютном регулировании и валютном контроле. Собственнику валютных ценностей принадлежит «триада пра­вомочий», установленных в ст. 209 ГК РФ, в соответствии с которой он вправе распоряжаться принадлежащими ему ва­лютными ценностями любым из способов, открытый перечень которых приведен в п. 2 указанной статьи. Если общие преде­лы осуществления права собственности на валютные ценности определены гражданским законодательством РФ (п. 1 ст. 10 ГК РФ), то специальные пределы установлены специальным законодательством, в первую очередь Федеральным законом № 173-ФЗ. Видимо, принимая во внимание негативный исто­рический опыт, на законодательном уровне были специально установлены гарантии в отношении права собственности на валютные ценности: согласно ст. 141 ГК РФ право собствен­ности на валютные ценности защищается в Российской Феде­рации на общих основаниях. Особенность правового режима распоряжения валютными ценностями состоит в том, что оно происходит в рамках особого правового действия — валютных операций, виды которых перечислены в п. 9 ч. 1 ст. 1 Феде­рального закона № 173-ФЗ.

Правовой характер валютных ограничений, выражающихся в установлении определенных правовых режимов распоряже­ния валютными ценностями в рамках валютной операции, в первую очередь определяется статусом субъекта, распоряжаю­щегося валютными ценностями. К этим субъектам относятся как частные (физические и юридические лица — резиденты и нере­зиденты), так и публичные лица (Российская Федерация и субъекты РФ). Данные субъекты при распоряжении принадле­жащими им валютными ценностями преследуют различные по правовому характеру цели, которые влияют на характер ограни­чений такого распоряжения. Если частные лица при распоря­жении валютными ценностями преследуют, как правило, част­ные интересы, то уполномоченные государственные органы и Банк России, распоряжаясь валютными ценностями, выступа­ют в гражданском обороте в публичных интересах. Поэтому ва­лютные ограничения в целом адресованы частным лицам, в от­ношении же публично-правовых лиц законодатель обычно ус­танавливает требования о целевом использовании валютных ценностей в сочетании с последующим контролем за его ис­полнением. Так, Федеральный закон № 173-ФЗ предусматри­вает, что Банк России, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные орга­ны исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых этим Законом, без ограничений (ч. 5 ст. 5).

Следует отметить, что некоторые публично-правовые субъ­екты (например, Правительство РФ и Банк России) наделены полномочиями по валютному регулированию и валютному кон­тролю, устанавливая в рамках своей компетенции валютные ог­раничения для других субъектов гражданского оборота. Поми­мо этого своеобразным валютным ограничением может являть­ся само участие Банка России на валютном рынке посредствомвалютных интервенций — купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на сум­марный спрос и предложение денег (ст. 41 Закона о Банке Рос­сии). Этот наиболее эффективный способ государственного экономического воздействия на внутренний валютный рынок проводится Банком России самостоятельно, без каких-либо ог­раничений со стороны государственных органов. Отсутствие валютных ограничений для Банка России обусловлено тем, что валютные интервенции являются одним из основных инстру­ментов денежно-кредитной политики Банка России, проводи­мой в соответствии с целями его деятельности (ст. 4, 35 Закона о Банке России) и в интересах государства.

Теоретически в числе общих критериев установления огра­ничения права распоряжения валютными ценностями согласно Федеральному закону № 173-ФЗ можно назвать:

· запрет совершения каких-либо действий (например, общий за­прет валютных операций между резидентами (ст. 9), запрет куп­ли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте в РФ, минуя уполномоченные банки (ч. 1 ст. 11);

· установление определенного лимитирования каких-либо дейст­вий. Например, согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ физические лица — резиденты и физические лица — нерези­денты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной или не превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтвер­ждающих, что вывозимая иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Фе­дерации. Единовременный вывоз из Российской Федерации указанными лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США, не допускается, за исключе­нием случаев, предусмотренных ч. 2 названной статьи;

· установление разрешительного порядка распоряжения валют­ными ценностями. Подобное валютное ограничение существо­вало в соответствии с Законом РФ № 3615-1. Одной из важных новелл Федерального закона № 173-ФЗ является то, что теперь установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных раз­решений не допускается (ч. 3 ст. 5). Следует отметить различ­ную степень ограничения права распоряжения валютными ценностями в зависимости от трансграничной направленности такого распоряжения. Право распоряжения валютными ценно­стями, поступающими в Российскую Федерацию, ограничива­ется в наименьшей степени по сравнению с аналогичным пра­вом, осуществляемым с целью перемещения валютных ценно­стей из Российской Федерации. Так, резиденты и нерезиденты вправе без ограничений ввозить в Российскую Федерацию ва­лютные ценности при соблюдении таможенных правил, однако вывоз указанных ценностей из Российской Федерации ограни­чен (ст. 15);

· требование об обязанности распорядиться валютными ценно­стями особым образом. К такому ограничению можно отнести требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19).

§ 4. Система и компетенция органов валютного регулирования

Система органов валютного регулирования закреплена в ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ. Согласно указанной ста­тье в Российской Федерации в качестве органов валютного ре­гулирования выступают только два органа: Банк России и Пра­вительство РФ.

Установленная Федеральным законом № 173-ФЗ система ор­ганов валютного регулирования является более четкой по срав­нению с системой, установленной Законом РФ № 3615-I, и внее не могут быть включены какие-либо иные органы. При этом следует учитывать, что полномочия некоторых государст­венных органов могут косвенно затрагивать сферу валютного ре­гулирования.

В частности, Министерство финансов РФ является феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и норматив­ному правовому регулированию в сфере валютной деятельно­сти, государственного долга, таможенных платежей, определе­ния таможенной стоимости товаров и транспортных средств, противодействия легализации доходов, полученных преступ­ным путем, и финансированию терроризма (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденно­го постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 с последующими изменениями).

Министерство экономического развития и торговли РФ яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осущест­вляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, внешне­экономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, инвестиционной деятельности (п. 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановле­нием Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443 с после­дующими изменениями).

Следует учитывать, что наряду с Федеральным законом № 173-ФЗ, имеются и другие законодательные акты, опреде­ляющие компетенцию Банка России и Правительства РФ какорганов валютного регулирования, которые корреспондируют нормам указанного Федерального закона.

В соответствии со ст. 54 Закона о Банке России Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным за­коном № 173-ФЗ и иными федеральными законами.

В частности, в Законе о Банке России содержится ряд норм, устанавливающих его статус как органа валютного регулирова­ния. Рассмотрим основные из них.