Смекни!
smekni.com

Понятие Информационная война и возможные пути ее реализации в современном мире (стр. 5 из 6)

- демонстративные действия - преднамеренный показ противнику специально выделенными силами и средствами активной деятельности в целях его дезориентации и скрытия истинных намерений организаторов;

- обеспечение скрытности действий - определение признаков, распознаваемых разведывательными системами противника и позволяющих ему на основе их анализа получать особо важную и своевременную информацию; выбор и проведение мероприятий, которые обеспечивали бы скрытие этих признаков и тем самым снижали бы до приемлемого уровня уязвимость союзников от действий разведки противника.

Мероприятия по оперативной маскировке обычно проводятся одновременно с другими, обеспечивающими действия объединенных сил. Планирование этих мероприятий осуществляется сверху — вниз с тем, чтобы планы по введению противника в заблуждение подчиненных звеньев поддерживали и обеспечивали аналогичные планы вышестоящего командования. В вышестоящем звене оно предполагает использование частей и подразделений самого нижнего уровня, хотя сами их командиры и их непосредственные начальники могут не знать содержания общего плана мероприятий. Поэтому в таких случаях важным является координация планов мероприятий по введению противника в заблуждение командиров нижестоящих частей и подразделений со старшим начальником.

Успех проведения мероприятий по оперативной маскировке в определяющей степени зависит от эффективности разведывательного обеспечения. Разведка в этом случае осуществляет вскрытие объектов противника, в отношении которых замышляются эти действия, оказывает помощь в разработке правдоподобной версии, предлагаемой для дезинформации, выборе наиболее перспективных объектов для реализации дезинформации и оценивает эффективность проведенных мероприятий.

3.7 РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ БОРЬБА

Радиоэлектронная борьба подразделяется на радиоэлектронное подавление, радиоэлектронную защиту и радиоэлектронное обеспечение. Радиоэлектронное подавление представляет собой действия наступательного характера, предпринимаемые с целью дезорганизовать, нейтрализовать или снизить возможности противника по эффективному использованию им радиоэлектронных систем в различных звеньях управления вооруженных сил. Радиоэлектронная защита предусматривает такие действия, как защита своих радиоэлектронных средств (РЭС) от помех, создаваемых противником, и осуществление контроля (наблюдения) за работой (РЭС) союзников, с целью исключения их взаимного влияния друг на друга. Радиоэлектронное обеспечение представляет собой действия, направленные на обнаружение, идентификацию и определение местоположения РЭС противника, которые могут являться как источниками получения разведданных, так и источниками информационных угроз.

При принятии решения об использовании средств радиоэлектронного подавления учитываются не только цели кампании или операции, но также и риск от возможных ответных действий противника. Для достижения максимального эффекта операции обязательным условием является тесная координация действий сил и средств РЭБ с другими мероприятиями по обеспечению информационных операций, проводимыми разведкой и связью.

Физическое уничтожение элементов информационной инфраструктуры рассматривается как проводимые в ходе ИО действия по применению средств огневого поражения и физического уничтожения с целью вывода из строя ключевых элементов системы управления и связи противника.[6]

3.8 ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СЕТИ

Имеются данные, что ЦРУ, АНБ и военная разведка США изучают возможности и методы проникновения в компьютерные сети своих «потенциальных противников». Для чего, в частности, разрабатываются технологии внедрения электронных «вирусов», и «логических бомб», которые, не проявляя себя в мирное время, способны активизироваться по команде. И в случае кризисной ситуации, «электронные диверсанты» могут дезорганизовать оборонную систему управления, транспорт, энергетику, финансовую систему другого государства. Перспективными для таких целей считаются своего рода «зараженные» микросхемы, внедряемые в экспортируемую США вычислительную технику.

Средства ведения информационной войны в мирное время используются для сбора разведывательных данных, в том числе — путем несанкционированного доступа в компьютерные сети. При этом важно учесть, что в большинство стран оснащаются зарубежными, главным образом американскими программно-аппаратными комплексами. Здесь возможности иностранных спецслужб добывать из компьютерных сетей важную конфиденциальную информацию поистине велики.[7]

Программно-математическое воздействие на компьютерные сети (компьютерная атака) определяется как действия с применением аппаратно - программных средств, направленные на использование, искажение, подмену или уничтожение информации, содержащейся в базах данных компьютеров и информационных сетей, а также на снижение эффективности функционирования либо вывод из строя самих компьютеров и компьютерных сетей.

Способы программно-математического воздействия по вполне понятным причинам не являются достоянием широкой гласности и описываются в специальной грифованной литературе, предназначенной для ограниченного круга заинтересованных лиц. Что касается средств такого воздействия, а работы в области их создания ведутся в США с 1990 года, то их можно подразделить на следующие:

- «Логические бомбы» - скрытые управляющие программы, которые по определенному сигналу или в установленное время приходят в действие, уничтожая или искажая информацию, воспрещая доступ к тем или иным важным фрагментам управляемого информационного ресурса либо дезорганизуя работу технических средств. В АСУ войсками и оружием подобное вмешательство даже в течение короткого времени может коренным образом повлиять на ход и исход боя, операции.

- Компьютерные вирусы, представляющие собой специализированные программные продукты, которые способны воспроизводить «логические бомбы» (обладая при этом еще большей разрушающей силой) и внедрять их дистанционно в информационные сети противника. Кроме того, вирусы способны самостоятельно размножаться, то есть копировать себя на магнитных носителях.

- Программные продукты типа «троянский конь» - программы, внедрение которых позволяет осуществлять скрытый несанкционированный доступ к информационному массиву противника для добывания разведданных.

- Нейтрализаторы тестовых программ, обеспечивающие сохранение естественных и искусственных недостатков программного обеспечения.

- Преднамеренно созданные, скрытые от обычного пользователя интерфейсы для входа в систему. Они, как правило, сознательно вводятся в программное обеспечение программистами-разработчиками с корыстными или диверсионно-подрывными целями.

- Малогабаритные устройства, способные генерировать электромагнитный импульс высокой мощности, обеспечивающий вывод из строя радиоэлектронной аппаратуры.

Кроме того, большое внимание уделяется созданию новых средств воздействия на системы связи, сбора и обработки информации. Так, с начала 90-х годов осуществляется переход к использованию не обнаруживаемых помех интеллектуального воздействия (блокировка ключевых элементов сообщения, например, названий и координат пунктов, времени действия с одновременным вводом ложных ключевых элементов). Такие системы базируются на автоматизированном анализе структуры сообщений, отслеживании ключевых слов, синтезировании речи в реальном масштабе времени.

В целом концепция информационного противоборства в том виде, в каком она реализуется в ВС США, не является новым понятием для российского военного искусства. Теоретические основы информационного противоборства достаточно полно раскрыты в российской военной науке через понятия «борьба с системами управления противника», «радиоэлектронная война», «завоевание господства в эфире», «психологическая война», «дезинформация», «военная хитрость» и т. п. «Новизна» американского подхода к теории информационного противоборства заключается в комплексном использовании военно-теоретических разработок по данной тематике и своих технологических достижений в области информатики.

В настоящее время США, обладая значительным преимуществом в области разработки и использования новейших радиоэлектронных систем и компьютерных технологий и основываясь на постулатах новой концепции, стремятся закрепить за собой доминирующую роль не только в политической, экономической и военной сферах, но и в мировой информационной инфраструктуре.[6]

Заключение

На основании проделанной работы можно прийти к выводу, что ИВ может стать преобладающим и даже решающим видом военного противоборства. Вооруженные силы смогут со временем одерживать победу над противником без оккупации его территории. Ведущая роль будет принадлежать действиям по отслеживанию в реальном масштабе времени обстановки в любом регионе мира и точному наведению средств электронного поражения по любой географической точке земного шара. Апробация таких способов ведения войны происходит в современных локальных вооруженных конфликтах.

На возможность того, что информационная составляющая военных действий в будущем станет преобладающей, указывают и английские специалисты по ИВ. Они подчеркивают, что информационное превосходство одной армии над другой благодаря революции в военном деле позволит со временем одерживать победу над противником, избегая
физического столкновения личного состава противников либо делая это столкновение очень коротким и успешным. По их мнению, войны будущего смогут выигрываться путем применения исключительно или практически исключительно удаленных средств поражения военных и гражданских электронных систем противника.